В разных частях нашего культурологического обозрения, мы выяснили, что процесс развития различных мотообъединений привёл к их структурированию. Для чего применяется определённого рода символика, в первую очередь, отражённая в одежде мотоциклистов в виде «цветов», нашивок, эмблем и их расположении.
Первая, вторая, третья, четвёртая части были посвящены истории возникновения мотоциклов, развитию их скоростных качеств, некоторым спортивным брендам.
Мы постарались взглянуть на вопрос шире, проанализировав связанную с мотоциклами байкерскую субкультуру, её развитие, самоорганизацию, появившиеся различия, структуры, иерархии самых различных участников мотодвижения и многое другое.
Стереотип мотоциклетной одежды связан с ношением прочных вещей из спцеиально обработанной кожи и средств защиты. Среди мото спортсменов бытует ношение специальных костюмов, сделанных из самых разных материалов. Главное, чтобы они были прочными и удобными!
Среди других мотоциклистов и байкеров распространены: «косые» куртки, кожаные жилеты, кожаные штаны, «казаки», армейские шнурованные ботинки, банданы, особой формы мотоциклетные шлемы, кожаные ремни и так далее. Обычай носить подобного рода одежду связан, в первую очередь, с её утилилитарными и функциональными значениями, защитными функциями. Так как мотоцикл (по статистике) является не самым безопасным и скоростным средством транспортного передвижения, где контакт с дорогой происходит на физическом уровне и очень ощутим.
Здесь большую роль играют технологии, которые постоянно совершенствуются. Но есть вещи, относящиеся к различной символике, эмблемах и клубных «цветах». Относятся ли они к мотоциклетной и байкерской моде? По нашей версии, несомненно!
В сюжетах, связанных со мотоспортом, на одеждах спортсменов «гостят» эмблемы различных производителей техники и, допустим, машинных масел. В кино и литературе символика мото и байкерской моды показана весьма широко, начиная от знаменитых «косух» и кожаных кепи, оказав на мотоциклистов самое непосредственное влияние, в чём мы разбирались в пятой, в шестой, в седьмой и в восьмой частях нашего исследования.
Ранее мы косвенно затрагивали темы клубных «цветов», некоторых нашивок, эмблем, опознавательных знаков, значков и пр. Все они играют очень важные роли, как для их носителей, так и в определении роли участника дорожного движения на мотоцикле и его иерархии (или её отсутствии). Также как сопутствующие татуировки, шрамы, причёски и бороды. Поговорим об этом по порядку и подробнее, начав с нашивок, «цветов» и эмблем.
Кино и мотоциклы созданы друг для друга по «Нашей Версии»
Предположим, что вопросом – как выделиться из массы себе подобных владельцев мотоциклетных тс? – задались уже самые первые мотоциклисты, стоявшие у истоков движухи. Как помнят читатели, помимо спортстменов, в числе самых активных энтузиастов мотоциклетной (и байкерской) темы с середины 1940-х годов были военные лётчики, прошедшие Вторую мировую войну. У военных устроено так, что у них в почёте иерархия и особые знаки отличия. Так были придуманы и (со временем) в мотоциклетных сообществах прижились специальные опознавательные знаки и татуировки. В качестве главной отличительной черты мотоклубы имеют эмблемы, где нередки нарисованные крылья (привет лётчикам), черепа, развевающиеся (от ветра) языки пламени, звериные морды и оскалы, а также специальные нашивки.
Их именуют «Colours» (англ. «Цвета»), либо «Patch» (англ. «Нашивка»). Они традиционно состоят из 3 различных частей. В искомый набор входят: верхний рокер с названием мотоклуба, центр с эмблемой клуба и нижний рокер с местом дислокации клуба. Нашивки всегда располагаются на спине жилета и иногда на его передней части.
Набор «цветов» нашивок играет важную роль для идентификации некоторых участников мотоциклетного движения и особенно для байкеров, членов мотоциклетных клубов. «Цвета» клуба должен быть уникальными для каждого мотоклуба!
Традиция трехчастных нашивок происходит от идей, обрётших своё воплощение на верхних одеждах мотоклуба Hells Angels MC, где немалую роль сыграл его бывший Президент Сонни Баргер, к примеру, нарисовавший знаменитый логотип крылатого черепа. Клуб и его члены стали своеобразными «законодателями мод» в этой области.
Другие члены «большой четвёрки» самых известных в мире мотоклубов, противопоставляющих себя «Ангелам Ада» и обладающих ничуть не менее долгой историей своего существования, также имеют свои отличия и используют собственные схемы расположения нашивок и эмблем.
Например, мотоклуб Pagans вместо нижнего рокера использует две нашивки с буквами «М» и «С». Мотоклуб Outlaws ранее придерживался обычая использовать только одну нашивку. Её название было написано под эмблемой, а регион над ней. Но впоследствии перешёл на «классическую» схему из трёх различных нашивок, расположенных в привычном порядке. То же касается и клуба Bandidos.
По нашей версии, на настоящий момент можно эмпирически выделить следующие самые распространённые схемы расположения нашивок и их обозначений:
В трёхчастных нашивках, где есть верхний рокер, центр и нижний рокер (в некоторых случаях) формат мотоклуба может быть отображен как отдельной четвертой маленькой нашивкой, так и быть неотъемлемой частью центральной эмблемы. В любом случае он учитывается как самостоятельный элемент.
Здесь речь идёт о так называемых «однопроцентных» мотоклубах (1% МС), где цифра «1%» исполнена в виде отдельной нашивки. Такие МС нередко претендуют на доминирование на определенной локальной местности (регионе, территории – как «Южная Калифорния» или «Санкт-Петербург»), где они могут иметь налаженный годами бизнес, интересы которого отстаивают.
Существуют трёхчастные нашивки, у которых на нижнем рокере вместо названия местности может быть написано что-либо иное. Обычно такие нашивки используются мотоклубами, не претендующими на доминирование на определенной территории и не относящими себя к «однопроцентным» мотоклубам.
Для иллюстрации можно привести изображение на нашивках Boozefighters MC (отличившийся во время беспорядков в Холлистере), у членов которого на нижнем рокере написано «основан в 1946 году», а местность зашифрована цифрами на отдельной нашивке сбоку. У различных конфессиональных (христианских) мотоклубов, на нижнем рокере также может быть написано «Иисус Господь», «Новый Иерусалим» или другое.
Бывает так, что в двухчастных нашивках верхний рокер может быть объединен с эмблемой в одну нашивку. На нижнем рокере пишется название местности. Такие мотоклубы не относят себя к 1 %, но вполне могут ассоциировать себя с доминированием на определённой территории.
«Наша Версия» рассматривает мотоциклы через призму кино
Вид одночастных нашивок, где верхний рокер объединен с эмблемой и больше никаких нашивок нет, применяется различными мото объединениями, не относящими себя к формату МС, вроде Harley Owners Group (HOG).
Следует понимать, что приведённая нами классификация весьма условна. В ней всегда могут быть исключения, основанные на собственных уставах мотоклубов и мотоорганизаций. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов нарочитое пренебрежение любыми традициями, правилами, выпендрёж и обычное невежество, присущее некоторым участникам дорожного мотодвижа.
Свеже организованные мотоциклетные объединения обычно идут проторенным путём. Нашивая себе трехчастные нашивки с названием местности на нижнем рокере, но не подходят под определение мотоклуба (МС). Кто должен заниматься регулированием всех этих тонких вопросов, неясно. По идее этим должен заниматься доминирующий (самый многочисленный и организованный) в данной конкретной местности мотоклуб и его члены.
Логичным будет уточнить – как они это смогут сделать, учитывая вольнолюбивые, самостоятельные и не всегда покладистые характеры участников мотодвижения? Непонятно! Практика показывает, что в этих вопросах участники мотодвижения предпочитают обычно довольствоваться собственными представлениями (близкими к традиционным). Стараясь, по возможности, не лезть к другим мотоциклистам без излишней надобности во избежание конфликтов!
Структуры российских мотоклубов и мотообъединений ничем особым не отличаются от общемировой практики. Любопытно, что повсеместно распространено использование трехчастных нашивок с указанием местности на нижнем рокере, что (как мы говорили ранее) является отличительной чертой
«однопроцентных» МС. Но, по нашей версии, в современной общемировой тенденции название местности на нижнем рокере постепенно утратило свой статус на предъявление претензий любым участникам мотодвижения по доминированию на локальной территории, став информационным.
Помимо нашивок, расположенных на спине, бытуют нашивки, прикреплённые на груди в виде планочек. Здесь можно прочесть название мотоклуба, местность его происхождения и (если имеется) особый статус владельца нашивок (президент, вице-президент и пр.), а также его имя (фамилию) или прозвище.
Иногда спереди и внизу жилетки пришивается еще один рокер либо с названием местности, уточняющий местоположение клуба (например, на рокере сзади указывается название страны, а на рокере спереди – название города). Либо он просто указывает на локальную территорию, если формат мотоклуба не подразумевает нашивку рокера с местностью на спине. Ибо, указанная на переднем рокере информация, полюбому, не является претензией на доминирование!
Нередко можно встретить нашивки с флагом Конфедератов, флагом или гербом той или иной страны или локальной местности.
Во многих мотоклубах принято выдавать нашивки вступающим в мотоклуб не сразу, а постепенно. Порядок известен следующий: вступивший в мотоклуб обязан носить жилет вообще без нашивок. Приобретя статус «Hangaround», байкер получает право нашить передний рокер. «Prospect» нашивает задний нижний рокер. В некоторых мотоклубах «Hangaround» может нашивать нижний задний рокер, а «Prospect» нашивает оба рокера, но без центральной эмблемы мотоклуба. Тут возможны варианты, закреплённые в уставах конкретных мотоорганизаций. Важно отметить тот факт, что лишь полноправный член мотоклуба имеет право носить полностью все нашивки и положенные регалии!
С течением изменчивого времени, помимо трендов, показанных в спорте, кино и литературе, в формирование облика мотоциклистов свою лепту внесли нарративы и тенденции большой моды, которая никак не могла пройти мимо такой колоритной темы. Об этом мы поговорим далее.
Продолжение следует.