Версия // Общество // Исследуем тренды моды на примере влияния конкретного дизайнера

Исследуем тренды моды на примере влияния конкретного дизайнера

4876

Размышления о пользе талантливого эпатажа. Часть 4

Исследуем тренды моды на примере влияния конкретного дизайнера
(фото: Wikimedia Commons/Colin Rose)
В разделе

В этой части наших исследований модных трендов мы переходим от наблюдений общего характера за современным состоянием моды к конкретному имени дизайнера, определившим во многом ряд любопытных направлений в современном зрелищном и подчас шокирующем «театре» моды.

Ещё наблюдательный Оскар Уайлд подметил, что «искусство представляет собой самую выраженную форму индивидуализма из всех известных миру». Одна из англичанок, по имени Вивьен Вествуд (Вивьен Изабель Свайр), сумела лучше других, распознать и уловить энергичный флюид, витавший в воздухе в начале и середине 1970-х годов, обручивший моду с эксцентрикой и, подчас, крайним индивидуализмом. Возведший моду на пьедестал тонкого искусства и эпатажного «театра».

Конечно, были и другие дизайнеры. Как, например, Зандра Роудс, в 2007 году одевавшая саму английскую королеву, а в 1977 году показавшую эпатажную коллекцию под названием «Концептуальный шик», где нарядные атласные платья неожиданно соседствовали с прорехами и английскими булавками. Но кто помнит сегодня про Роудс?

А вот про открытие Вивьен в 1971 году вместе со своим тогдашним мужем, не менее известным продюсером Малкомом МакЛареном, знаменитого сегодня на весь мир магазинчика под многозначительным названием «Let It Rock» на Kings Road в Челси, сперва продававшего одежду для модников, причислявших себя к хулиганистой субкультуре Teddy Boys, ставшим тогда первым шагом на почти 50-летнем пути культового бренда Westwood, знают многие.

Историю магазина пересказывать смысла не имеет, отметим лишь, что в 1975-1976 годах ему повезло стать тем самым местом, где познакомились некоторые участники великолепной панк-группы Sex Pistols, чего сегодня вполне достаточно для того, чтобы стать прославленным и весьма посещаемым заведением. Потом магазин Вивьен был переименован в «Too Young To Live Too Fast To Die», стал специализироваться на кожаных куртках с заклёпками, корсетах, ремешках и прочей фурнитуре (что станет снова очень популярным в 2020-х) после его концепция была снова изменена...

Создание магазинчика стало лишь отправной точкой для долгой, непростой и интересной истории Вивьен в мире моды. Отметим, что пришла она в мир моды достаточно поздно, в 29 лет. Встреча с Малкомом МакЛареном, которому она поначалу помогала заработать денег, покупая, перекраивая и перешивая старые вещи, стала тем непредсказуемым фактором, который превратил обычную девушку в Королеву панковской моды (кстати, у Вивьен и Малколма есть не менее одарённый сын по имени Джо Карре). Будучи англичанкой до мозга костей, Вествуд, на мой взгляд, преуспела именно в создании собственного стиля моды, основным принципом которого является выворачивание привычных вещей наизнанку, раскладывание их на составные части и создание такой вещи, которой ещё никто не догадался до неё сделать.

Любопытно, что несколько линий одежды, выпущенных Вивьен в своё время, именовались «Англомания» («Anglomania»), «Красный» («Red»), «Золотой» («Gold»), а одна из её коллекций осени-зимы 2002-2003 года так и называлась «Англофилия» («Anglophilia»). Видимо, отсюда проистекало её увлечение сложным кроем, когда в одной вещи, например, в мужской рубашке могли парадоксально сочетаться бархат (как в коллекции 1997 года «Velvet»), шотландская клетка и китайский шёлк, щедро орнаментированный драконами.

Или специальное внимание, которое она обращала на мерч и предметы роскоши (перстни, запонки, серьги в виде черепов с костями и пр.), которые были не чужды рок-звёздам калибра Оззи Осборна. Например, Оззи носил перстень с бриллиантами, составляющими слово «Orb». И такая, с позволения сказать, навороченность не выглядела аляповатым нагромождением материалов и символов, искусственно подогнанных друг к другу. Наоборот, в ней ощущались вкус, намёк на стиль и тонкий юмор!

Но признание не пришло к ней сразу. Годы понадобились Вивьен, чтобы выработать свой узнаваемый стиль. Она наряжала своих моделей в разные платья, меняя образы и силуэты своих одежд от коллекции к коллекции. Её знаменитая юбка-труба становится хитом массовой моды. Одна модель могла предстать флорой, другая – королевой-девственницей, третья появиться в образе андрогина. Например, было время, когда Вествуд увлекалась созданием супероблегающей одежды из эластичного трикотажа, назвав её «резиновой одеждой для бизнеса».

Раньше Вивьен находила своих моделей на улицах, рок-концертах, выставках, останавливала и уговаривала их поучаствовать в своих показах, совсем как это делали старые мастера живописи, случайно натыкавшиеся в толпе на рынке на свою Мадонну. В конце 20 и начале 21 века разница состояла лишь в том, что Вествуд могла позволить приглашать себе очень дорогих моделей, имея возможность выбирать из тысяч представленных портфолио или одевать по своему вкусу самых скандальных рок-звезд.

К примеру, индустриальный шок-рокер Мэрилин Мэнсон был лицом брэнда Вествуд в сезоне весна-лето 2005 года, засветившись в симпатичном полосатом костюмчике, где галстук был пришит прямо к сорочке или на смачном фото с чувственным ртом, с пухлыми губами, да ещё напомаженными кричащей ярко-красной помадой, которые с удовольствием разместили на своих обложках многочисленные таблоиды, музыкальные журналы и другие издания!

Романтические и стилевые мифы сталкиваются в коллекциях Вивьен Вествуд с мифами гламурными и готичными, порождая вполне амбивалентные образы. Например, здесь присутствуют девочки-панк, из той загадочный породы не сразу опознаваемых королев, что именуются «white-trash girls» (например, из коллекции весны-лета 1983 года «Pankature»), люди, похожие на ангелов и изящных ведьм (в коллекции «Witches» осени-зимы 1983-1984 годов, была повторена Вивьен в коллекции 2002 года), а также микс унисекса, гламура, готики и пост-панка (в коллекции «Pagans» весна-лето 1990 года). Вся эта кажущаяся, но очень продуманная эклектика в сочетании с неопределенностью и текущая в струе современного постмодерна, задаёт главную интригу всему, что делает Вествуд!

Коллекции Вивьен очень популярны в Азии. В Японии, Китае, Тайланде, Южной Корее, Сигапуре. В Москве в Столешниковом переулке в середине «нулевых» был открыт бутик (закрывшийся в 2008 году на фоне экономического кризиса) оформленный по эскизам самой Вествуд. Сами названия коллекций Вивьен брались из синтеза повседневной жизни с рок-музыкой и высоким полетом фантазии. Уличный театр («Street Theatre») или то направление в моде, которое ещё называют «Common fashion» (нашедшей продолжение в более массовом тренде «Fast Fashion» – «Быстрой Моды»), а также многое другое обретает в её коллекциях статус настоящего искусства. Трудно сказать, как сочетаются в случае Вествуд понятия моды и доступности. Может ли демократичная мода называться модой в изначальном понимании этого термина или это уже что-то совсем другое? Вопрос остающийся открытым…

Среди моделей одежды от Вествуд трудно найти проходные вещи. Каждая их них доведена до совершенства по цвету, форме и отделке. Вивьен с блеском демонстрирует как своё умение запросто обращаться с классикой (иногда её модели одежды напоминают изящные костюмы конца 19 века), так и замешивать в неё сиюминутные настроения (вроде коллекции, символом которой стал предмет синего цвета с крылышками, почитаемый греками как символ удачи).

Одновременно она не чуралась элитарных показов на международных выставках в Париже или Милане («Men's Fashion Week»), где её коллекции расходились «на ура», так и более весёлого «Rock Fashion», где в черном платьице «от Вивьен» щеголяла непосредственная Келли Осборн, эффектная Дита фон Тиз демонстрировала платье-корсет, а сама Вествуд ходила в блузке с надписью «Я Не Террорист! Пожалуйста, не арестовывайте меня!», таким образом, реагируя на современное повсеместное административное помешательство на законодательном принятии многочисленных (и подчас неоправданных) запретительных мер, связанных с широко трактуемым термином «безопасность».

Фантазия Вествуд не знала границ. Чего стоила одна из выходок Вивьен, когда она приехала к загородной резиденции английского премьер-министра Д. Кэмерона на танке, шумно требовала выпустить из тюрьмы небезызвестного Джулиана Ассанжа, сделала обложку для всем известной книги «Алиса в стане чудес» и выпустила коллекцию платьев для ковровых дорожек…

Резюмируем. Видимо, сам того не предполагая, бренд Вествуд стал со временем модным и раскрученным. Причем само слово «мода» было и есть в обиходе рокеров, панков, пост-панков, нью-вейверов, готов и их последователей словом ругательным. Очевидно, что доступность и одновременная элитарность панка сыграли с Вивьен Вествуд в странную игру. Мода в её случае всегда стремилась обескуражить, эпатировать и впечатлить! Чего стоил смелый ход по выпуску маек музыкантов Sex Pistols с портретом королевы с продетой в губу английской булавкой, шокировавших консервативно настроенных англичан до глубины души.

Но именно уникальное умение балансировать на острие добропорядочности и дурного вкуса принесло Вивьен настоящее признание. Ибо до самого конца своей продолжительной жизни (она умерла в конце декабря 2022 года на 81 году жизни, о чём мы писали) Вествуд придерживалась четко сформулированного ею принципа: «Надо уметь быть дерзкой и поменьше прислушиваться к чужому мнению»!

Продолжение следует.

«Наша Версия» выражает соболезнования семье и всем поклонникам Пако Рабанна ушедшего из жизни 3 февраля 2023 года в возрасте 88 лет. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.02.2023 14:08
Комментарии 0
Наверх