Версия // Бизнес // Дешёвый труд гастарбайтеров дорого обходится россиянам

Дешёвый труд гастарбайтеров дорого обходится россиянам

2583

Робомигрант

Дешёвый труд гастарбайтеров дорого обходится россиянам (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Семь человек погибли в результате страшного ДТП в Петербурге: автобус с пассажирами утонул в реке Мойке. Резонанса этой истории придал тот факт, что за рулём сидел выходец из Таджикистана. Ранее другой водитель-мигрант снёс в Питере автобусную остановку, пострадали пять человек. После теракта в «Крокус Сити Холле», исполнителями которого считаются четверо работавших в России таджиков, такие истории воспринимаются особенно болезненно.

Пока следствие не говорит, что водитель хотел уронить автобус с людьми в реку. Впрочем, практика показывает, что россияне гибнут и калечатся из-за гастарбайтеров даже при отсутствии у тех злого умысла. Например, снёсший остановку водитель, как выяснилось, просто заснул за рулём автобуса от усталости. Вот и водитель упавшего в Мойку автобуса тоже жалуется на отсутствие должного отдыха – его, дескать, заставили снова выйти на работу после 20-часовой смены. А ведь он не робот!

Таким образом, проблема кроется не только в мигрантах, но и – причём едва ли не в первую очередь! – в тех, кто их нанимает, используя дешёвый труд приезжих для своего обогащения. Сегодня уже целые отрасли стали «мигрантоориентированными». Пальму первенства здесь можно отдать дельцам из ЖКХ. Изворотливость коммунальных магнатов не знает пределов – им удаётся продавливать постоянное повышение тарифов, они осваивают средства на капремонтах домов, при этом вольны пользоваться дешёвым трудом приезжих. Похожая картина в строительстве: цены на квадратные метры рвутся в небо, а для работы на стройках девелоперы массово завозят мигрантов. Работодателями для гастарбайтеров становятся даже те компании, которые принято считать высокотехнологичными, в частности «Яндекс» и «Вайлдберриз». Если первая ограничилась ролью посредника между клиентами и мигрантами – таксистами и курьерами, то вторая не стесняется использовать труд приезжих прямо на своих складах. При этом в «Вайлдберриз» заявляют, что все работники – граждане России. Возможно, формально это так, но по сути речь идёт о гастартбайтерах. Известно, что у России с тем же Таджикистаном есть соглашение о двойном гражданстве.

Кадровая политика «Вайлдберриз» уже вызывала возмущение в Госдуме, но, возможно, сама жизнь заставит миллиардершу Татьяну Бакальчук пересмотреть свои подходы к найму персонала. Январский пожар на складе в Шушарах принёс компании 10 млрд рублей убытка. По одной из версий, ЧП стало следствием разборок между мигрантами из Таджикистана и Азербайджана. Опасность массового привлечения мигрантов на рынок труда уже оценили и в ряде регионов. Различные ограничения на этот счёт за последнее время были приняты в десятке субъектов РФ. К примеру, в Челябинске, Калуге, Тюмени и Магадане иностранцы не могут быть водителями общественного транспорта. В Кургане для гастарбайтеров под запретом работа в гостиницах, в производстве детского питания и в образовательных учреждениях. Но стоит ли говорить, что все эти препоны носят скорее психологический характер? Во-первых, они легко преодолеваются приезжими с помощью двойного гражданства. Во-вторых, получив российский паспорт, мигранты обычно не растворяются в массе россиян, а продолжают жить своей общиной, по своим законам, чем создают межэтническую напряжённость.

Сейчас лоббисты завязанных на мигрантов бизнесов пытаются представить этот процесс необратимым. Мол, россияне не хотят выполнять ту работу, на которую соглашаются мигранты. Рискнём предположить, что и мигранты вовсе не пребывают на седьмом небе от счастья, работая на износ водителями автобусов или каменщиками на стройках, – их толкает на это безысходность. Потому решение проблемы заключается вовсе не закручивании гаек и закрытии доступа мигрантов в Россию. Более целесообразнее было бы заставить их работодателей соблюдать трудовое законодательство.

Примечательно, что главными принимающими гастарбайтеров отраслями остаются ЖКХ, строительство, транспорт и сельское хозяйство. То есть как раз те направления, где можно использовать роботов. Однако вряд ли стоит надеяться, что нынешним управленцам из этих отраслей захочется совершить манёвр исторического масштаба и перейти от полурабского труда гастарбайтеров к использованию продвинутых механизмов, обслуживать которые будут квалифицированные высокооплачиваемые россияне.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2024 10:46
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх