// // Мировые державы лоббируют четыре варианта реформы Совета Безопасности ООН

Мировые державы лоббируют четыре варианта реформы Совета Безопасности ООН

11

Организация разъединённых наций

Мировые державы лоббируют четыре варианта реформы Совета Безопасности ООН
В разделе

По нашей информации, в декабре на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций может произойти eё кардинальная реформа. Либо эта самая авторитетная в мире международная структура в обозримом будущем прекратит своё существование. Тем более что финансовые скандалы последних лет отнюдь не способствуют её имиджу.

Ключевой пункт реформы состоит в расширении руководящего органа — Совета Безопасности (СБ) ООН. Напомним, что в соответствии с Уставом все члены ООН обязаны подчиняться решениям СБ и выполнять их. После Второй мировой войны, когда он был сформирован полномочными представителями 50 стран, в Совбез вошли самые влиятельные победители — СССР, США, Франция, Великобритания, Китай. Кроме того, в состав СБ входят ещё 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок: пять из Азии и Африки, два из Латинской Америки, два из Западной Европы, один из Восточной. Для принятия решений требуется 9 из 15 голосов, но при этом каждый из пяти постоянных членов обладает правом вето. Если хотя бы один из них проголосует против какой-либо резолюции, документ не проходит.

В настоящее время различные державы лоббируют четыре варианта реформы. Самый «пробивной» из них — вариант «группы четырёх»: Бразилии, Германии, Индии и Японии. Добиваясь постоянного членства в СБ ООН, они согласны даже на «замораживание» на 15 лет права вето. У каждой из этих стран есть основания требовать места в Совбезе. Япония по сумме взносов в ООН занимает второе место в мире — 20%. Германия идёт следом за ней и к тому же является наиболее экономически развитой страной в Европе. Индия с её миллиардным населением и бурно растущей экономикой поставляет наибольшее количество миротворцев для операций «голубых касок». Бразилия доминирует в южноамериканском регионе.

Сейчас этот проект поддерживают два постоянных члена Совбеза — Великобритания и Франция. Кроме того, Германия и Индия заручились поддержкой России и Китая, а Япония и Бразилия — США. Но у каждого соискателя членства в Совбезе есть ещё и комплект противников. Германию не хотят подпускать к Совету Безопасности ООН США, Японию — Китай, не выражает большого энтузиазма по поводу такого расширения СБ ООН и Россия.

Свой план есть и у Африканского союза. По нему к вышеперечисленной четвёрке претендентов должны добавиться две страны Чёрного континента. Ведь крупнейшие государства Африки, население которой приближается к миллиарду — ЮАР, Египет, Нигерия, Сенегал, Кения, Ливия, — играют всё более заметную роль в мировой политике и экономике.

Третий вариант реформы лоббируют Италия, Испания, Канада, Южная Корея, Мексика, Пакистан. Это так называемое «Объединение в поддержку консенсуса». По их сценарию СБ должен разрастись на 10 новых, но только непостоянных членов, зато их наделят двойным сроком полномочий — четыре года вместо двух.

Наконец, отдельный вариант — у США. Он затрагивает тоже лишь временное членство и предусматривает включение в СБ восьми «полупостоянных» членов (по два от Латинской Америки, Азии, Африки и Европы), избираемых на четыре года, и одного «непостоянного» — на два года.

Причём правом входить в Совбез будут обладать только те государства, которые соблюдают некие «демократические критерии». Так что, судя по всему, речь идёт о своего рода «клубе друзей США».

Ещё одно кардинальное требование США — замена нынешней женевской Комиссии ООН по правам человека, в которой работают представители 53 стран, более компактным и наделённым большими полномочиями Советом по правам человека. Причём члены Совета должны выбираться по строгим «критериям соответствия». По мнению США, этим «критериям» не соответствуют такие страны, как входившие в Комиссию по правам человека Куба, Ливия, Зимбабве, Сомали, Сьерра-Леоне, Руанда, Конго, Кот-д’Ивуар, Судан.

По теме

Вашингтон также намерен узаконить под эгидой ООН военное вторжение в те страны, в которых существует угроза терроризма и применения оружия массового поражения. США настаивают на действенной защите «демократии и прав человека» — того лозунга, под которым ведётся война в Ираке. Для этого американцы хотят предоставить более широкие полномочия лично Генсеку ООН и СБ. Против этого возражают развивающиеся страны, полномочия которых как членов Генеральной Ассамблеи таким образом ущемляются. Не в пользу планов США — хроническое недофинансирование этой крупнейшей в мире международной организации, а также предложения некоторых глав государств о переносе ООН из Нью-Йорка в другую страну, куда VIP-персоны могли бы приезжать без оглядки на усиленные меры безопасности и ужесточение визового контроля в США.

Впрочем, при всём многообразии вариантов реформирования ООН по меньшей мере три члена Совбеза являются скрытыми противниками каких бы то ни было изменений.

США вполне устраивает нынешний аморфный и беспомощный статус ООН. Она представляется им говорильней, не способной помешать реализации их интересов по всему миру.

Китай считает, что пока не пришло время подгонять ООН под себя. Чем позже случится её перестройка, тем большего сможет требовать находящаяся на подъёме Поднебесная.

Для России же ООН — один из немногих инструментов позиционирования себя в современных политических реалиях. Членство в Совбезе относит нас к сильнейшим мирам сего. Поэтому вопрос о его расширении для России двусмыслен. С одной стороны, Кремль хочет завоевать себе союзников среди потенциальных претендентов на включение в СБ ООН, но, с другой стороны, понимает, что это приведёт к размыванию его собственных полномочий. Для Кремля выгоден status-quo — те формы международных институтов, которые уже исторически сложились. Ведь в случае реформы не факт, что Россия сможет удержаться в ООН на прежних позициях — так, как это ей удалось сделать в 1991 году после развала Союза.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.11.2016 16:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх