// // ЕС может использовать отмену визового режима для борьбы с авторитаризмом Реджепа Эрдогана

ЕС может использовать отмену визового режима для борьбы с авторитаризмом Реджепа Эрдогана

824

Репрессии за инакомыслие

ЕС может использовать отмену визового режима для борьбы с авторитаризмом Реджепа Эрдогана
В разделе

Спор между Европейским Союзом и Турцией по поводу безвизового режима разгорается все сильнее. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган требует отмены визового режима для своих граждан, грозясь разорвать соглашение, благодаря которому поток беженцев в ЕС сократился до маленького ручейка. Председатель же Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил Эрдогану, что тот не получит желаемого.

Какие к черту критерии

Эта борьба бесполезна. Европа может спокойно отменить визы для Турции и многих других стран: выгоды будут значительно перевешивать издержки.

ЕС заключил свою сделку с Турцией в марте. Эрдоган согласился на то, что его страна будет принимать обратно нелегальных мигрантов, прибывающих в Европу по балканскому маршруту, которым в прошлом году воспользовались более миллиона человек. В свою очередь он потребовал 6 млрд евро ($6,7 млрд) помощи и предоставления гражданам Турции права путешествовать по странам ЕС без виз. Европейцы обещали деньги и договорились ускорить либерализацию визового режима при условии, что "страна будет соответствовать всем критериям".

Эрдоган, похоже, упустил этот нюанс. Он заявил, что соглашение о реадмиссии мигрантов не будет одобрено турецким парламентом, если обещание предоставить безвизовый режим не будет выполнено. "Турция должна соответствовать критериям? Каким еще критериям я вас спрашиваю?", - кипятился турецкий лидер.

Ответ Юнкера был быстр и столь же резок: "Мы ожидаем, что Турция будет придерживаться своих обязательств, и угрозы - не лучший инструмент дипломатии. Следует прекратить их использовать, поскольку они не возымеют никакого эффекта".

Есть 72 критерия, которым Турция, как предполагается, соответствует, и есть пять, по которым требуется дальнейшая работа. Такие выводы содержатся в отчете Европейской Комиссии, опубликованном 4 мая. Их, однако, труднее всего выполнить: они касаются антикоррупционного законодательства, полицейского и судебного сотрудничества с ЕС, защиты персональных данных по стандартам ЕС и, самое главное, отмены законодательных норму, которые позволяют властям преследовать журналистов и ученых за террористическую пропаганду.

Черный список

Репрессии Эрдогана за инакомыслие прискорбны. Можно было бы предположить, что он заинтересован в существовании 90-дневных туристических виз в ЕС. В конце концов, если кто-то скрывается от преследования, получение визы для выезда из страны является серьезным барьером.

В практическом плане у ЕС есть "черный список" стран, гражданам которых требуются визы, который предназначен для защиты от нелегальных мигрантов. Это не лучший инструмент для этой цели, однако чиновники имеют весьма приблизительное представление о склонности граждан из конкретных стран оставаться в стране дольше разрешенного визами срока.

В 2014 году странами Шенгенской зоны было выдано 5,7 млн виз россиянам, и менее 0,01% от этого числа граждан РФ были уличены в нелегальном пребывании в Европе. Для Турции это соотношение примерно такое же. Граждане Китая получили 1,7 миллиона виз, и только 0,5% от этого числа были задержаны. Число нелегальных мигрантов из этих трех стран невелико - чуть больше чем 27.000 человек, что ничтожно мало по сравнению с населением Европы, превышающим 500 миллионов человек. И это не удивительно, поскольку страны ЕС тщательно фильтруют опасные заявки. Впрочем, отказ на выдачу визы также довольно низок – 1% для России, 3% для Китая и 4% для Турции.

По теме

Чисто политический характер

Риски для Европы от отмены визового режима с Турцией, Китаем и Россией – что будет полезно для сферы туризма – будут крайне низки. Разрешив гражданам этих стран свободно передвигаться, Европа получит новый экономический импульс, учитывая их огромный потенциал по туристическим расходам.

Тем не менее, есть страны, откуда прибывает больше нелегальных иммигрантов, и они ближе к либерализации визового режима.

В 2014 году более 14 тыс. сербов - которым не требуется оформление краткосрочных виз - были задержаны за то, что находились в ЕС нелегально. Число пойманных грузин достигло 8% от числа виз, выданных в этой стране, и Грузии, вероятно, будет предоставлен безвизовый режим в этом году - наряду с Украиной, откуда в ЕС прибыло на 60% больше нелегальных мигрантов в 2014 году, чем из России.

В такой борьбе с нелегальной миграцией нет абсолютно никакой логики. Такие решения носят чисто политический характер. Многие из критериев, выдвигаемых Европой для либерализации визового режима со страной, не входящей в блок, касаются европеизации внутренних правил этих стран: они требуют, например, сильных антидискриминационных и антикоррупционных законов. Это механизм европейской «мягкой силы»: Если правительство хочет обеспечить своим гражданам беспроблемные поездки в Париж и Рим, оно должно принять определенные европейские ценности.

Россия и Китай либо не будут соответствовать этим требованиям, либо будут поддерживать их только на словах, так что для них визы, вероятно, будут действовать и дальше. Грузия, Сербия и Молдова, скорее всего, попытаются удовлетворить политические требования (граждане двух последних странах уже наделены правом безвизового въезда, а грузины его скоро получат).

Знакомство с Европой

Политическая логика глубоко ошибочна. Граждане неевропейских стран, которые больше всего нуждаются в знакомстве с Европой и ценностями, лишены возможности ее посещать. Ведь чем больше они будут знакомиться со свободным миром, тем больше они, вероятно, будут желать введения аналогичных норм у себя на родине. Турки, которые могут свободно путешествовать в Европу и обратно, в скором времени могут не захотеть мириться с авторитаризмом Эрдогана и его нелиберальными законами. Возведение барьеров, наоборот, отдаляет их и заставляет европейцев выглядеть злыми и неприветливыми.

Соглашение о беженцах с Турцией, которое уже заставило европейских чиновников ускорить процесс либерализации, должно побудить ЕС отказаться от либерализации визового режима в качестве политического инструмента, и сохранить визовый режим для стран, чьи граждане относятся к группе риска, таких, как Афганистан или Эритрея. Все остальным должен быть предоставлено право свободного въезда, в том числе туркам.

Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2016 11:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх