// // Лидер российского автопрома готовится к смене руководства: «варягу» Бу Андерссону могут не продлить контракт

Лидер российского автопрома готовится к смене руководства: «варягу» Бу Андерссону могут не продлить контракт

1804

Кто будет рулить «АвтоВАЗом»?

2
В разделе

У «АвтоВАЗа» три лица: президент, он же – генеральный директор Бу Андерссон, председатель совета директоров Карлос Гон и главный дизайнер Стив Маттин. В ближайшее время состав «птицы-тройки» может измениться.

Официального сообщения о планах сменить гендиректора «АвтоВАЗа» пока еще не было, но разговоры ведутся.

Из варягов – в русичи

Топ-менеджер Бу Инге Андерссон гендиректором «АвтоВАЗа» является с 2014-го года, вообще же к российскому автопрому имеет отношение с 2009-го года. Именно тогда он, оставив пост одного из вице-президентов General Motors, стал советником по автомобилестроению российского магната Олега Дерипаски, а заодно и возглавил совет директоров «Группы ГАЗ». В новой компании Андерссон проявил себя с самой хорошей стороны: под его руководством «Группа ГАЗ» обновила модельный ряд, начала сотрудничать с крупными международными автопроизводителями и увеличила показатели чистой прибыли, подтвердив свое лидерство на рынке легкого коммерческого транспорта.

В ноябре 2013-го Андерссона утверждают в должности совета директоров «АвтоВАЗа», фактически же в должность он вступает в январе 2014-го. Два с небольшим года его руководства – это смена стиля управления на предприятии, внедрение стандартов качества и организации рабочих мест, облегчение управленческой структуры (с девяти уровней менеджмента до пяти) и избавление от лишних «дочек» компании. Отметился Андерссон и массовыми сокращениями штата: под «оптимизацию» попали 44% офисных сотрудников и 35% рабочих.

По теме

Представителю акционеров, гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову эта «европейская практика», правда, крайне не понравилась. В свое время на предприятии уже проводились сокращения – но тогда, подчеркнул Чемезов, людей трудоустраивали и пытались поддерживать через разного рода социальные программы – а не «выгоняли на улицу».

Распродав директорский ВИП-гараж из 18 иномарок, Андерссон пересел за руль тольяттинского «Ларгуса», позже – на «Ладу Веста». Новых «Лад» при Андерссоне, кстати, запустили шесть: Granta LB, 4x4 Urban, Kalina Cross, Largus Cross, Vesta, XRAY. Еще восемью новыми модификациями пополнился модельный ряд Альянса Renault Nissan. Особо выделяющейся в числе прочих новинок считается LADA Vesra: лидер краш-теста «Авторевью» (4 звезды ARCAP), едва ли не самый безопасный автомобиль на рынке России. И по данным на январь – один из самых продаваемых (при том, что продажи начались всего 2 месяца назад).

И при всем при этом…

Не справился? Не оправдал? «Попал под кризис»? Сегодня 60-летнему топ-менеджеру «АвтоВАЗа» прочат не самые приятные перемены в карьере: якобы летом 2016-го года контракт с Бу Андерссоном могут и не продлить. Курсируют слухи, что акционеров отнюдь не радуют финансовые показатели предприятия (а за 2015 год результат у «АвтоВАЗа» – отрицательный, чистый убыток 73,851 миллиарда рублей, это рекорд; задолженность по кредитам – 36,579 миллиарда). Причем солидарны во мнении о том, что Андерссона надо менять, будто бы, и в ГК «Ростех», и в Renault-Nissan (которому принадлежит контрольный пакет акций «АвтоВАЗа» и которое, кстати, в целом понесло на российском направлении убытки порядка 620 миллионов евро).

«Первая наша задача – 20-процентная доля рынка. С нынешним рынком это означает, что мы должны будем продать между 325 и 350 тыс. автомобилей в России, – заявлял Андерссон, озвучивая планы «АвтоВАЗа» на Международном экономическом форуме в Петербурге. – Фокус по экспорту – порядка 70 тысяч авто».

Планы разошлись с реальностью: если за счет сжимания рынка действительно удалось занять почти 18%, то продажи «АвтоВАЗа» не просто упали, а рухнули на 44%, составив 269,4 тысячи авто. Предприятие столкнулось с вынужденными простоями, осложнившимися отношениями с поставщиками и рядом других проблем.

Есть ли у вас антикризисный план, мистер Бо?

Исправить ситуацию пытаются, причем довольно жесткими мерами. С февраля 2016-го «АвтоВАЗ» перешел на новые условия партнерства с автодилерами, снизив скидку по предоплате и модифицировав бонусную систему. Сброшен «балласт» в виде Волжского машиностроительного завода и Опытно-промышленного производства проекта «АвтоВАЗ-Технопарк» – освободившиеся производственные и офисные площади предприятие надеется сдать в аренду.

И наконец, уже две недели, с 15 февраля, предприятие работает в условиях неполной рабочей недели – пятница стала третьим выходным. Правда, вводить такую меру законодательство позволяет не более чем на 6 месяцев. Компенсировать сотрудникам «вынужденные неудобства» на «АвтоВАЗе» надеются, получив от государства 2 миллиарда рублей в рамках новой программы временной занятости, еще примерно столько же должно поступить из региональных бюджетов.

Вероятна и очередная волна сокращений: на предприятии по-прежнему около 4 тысяч человек «лишних» – из 44,5 тысяч работающих.

Я не знаю ни одного автопроизводителя, который сейчас получает прибыль в России. За три года рынок упал на 50%! И АВТОВАЗ страдает больше других, поскольку ориентирован преимущественно на внутренний рынок — экспорт невелик.

Карлос Гон, глава совета директоров «АвтоВАЗа» в интервью журналу «За рулем»

Остаются вопросы

В самом ли деле вина за финансовый провал автомобильного гиганта лежит на шведском топ-менеджере – или же ситуация на российском авторынке в принципе не способствует успешной деятельности? Рынок-то за прошлый год «просел» ни много ни мало на 36%. И уж не Андерссона в том вина…

Действительно ли акционеры недовольны Бу Андерссоном – и если да, то насколько? Дадут ли гендиректору доработать до конца контракта (июнь 2016 года) или отправят в доставку досрочно? И в любом случае, выдадут ли «золотой парашют» – выходное пособие, которое, по некоторым прикидкам, может составить эквивалент 50 тысяч долларов, умноженных на 6 или даже на 12?

Впрочем, не будем забывать и о еще одном варианте. Что слухи – это всего лишь слухи. И шведский майор Бу Андерссон (генерал автопрома, как называют его симпатизирующие участники интернет-дискуссий) все-таки останется у руля. Просто ему будет придано подкрепление – в виде финансового кризис-менеджера, например. В конце концов не зря же в конце минувшего года председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Карлос Гон защищал Бу Андерссона во время пресс-конференции на автосалоне во Франкфурте – подчеркнув, что полностью доверяет шведскому топ-менеджеру и уверен, что тот все делает правильно. Просто «результаты его деятельности станут заметны, когда нынешний кризис закончится и рынок восстановится».

Но возможно, часть ответов станет известна уже в конце марта – когда состоится очередное заседание совета директоров предприятия.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2016 15:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх