Версия // Власть // Минпромторг и Денис Мантуров не оставили от автопрома ни дна, ни покрышки

Минпромторг и Денис Мантуров не оставили от автопрома ни дна, ни покрышки

13238

Стоп-сигнал

Минпромторг и Денис Мантуров не оставили от автопрома ни дна ни покрышки
(фото: Яков Князев/ТАСС)
В разделе

Ещё недавно Россия по праву могла называть себя автомобильной державой. В стране работало два десятка автозаводов, и инвесторы озвучивали планы по созданию новых. А производимые 1,7 млн легковушек полностью удовлетворяли внутренний спрос и даже уходили на экспорт. Чего россиянам ждать теперь?

Главная беда российского автопрома – низкий уровень локализации производства. Минпромторг в последние годы вроде бы подгонял производителей переносить производство автокомпонентов в Россию. В ведомстве Дениса Мантурова придумали оценивать степень локализации производства в баллах и за эти баллы давать льготы. И баллы начислялись, и льготы давались (суммарно речь шла о миллиардах), но фактически мало что менялось. Впрочем, на бумаге автопроизводители умело подстраивались под требования чиновников, и те в результате выдавали красивые отчёты.

Хитрые баллы

Простой пример: в 2020 году рейтинг локализации возглавляла модель Lada Largus, которая, по сути, представляет собой инкарнацию румынской Dacia. Высокий уровень локализации давал льготы при госзакупках. А так как «Ларгус» пользовался спросом в качестве разъездной машины для бюджетных структур, его логично было подогнать под формальные требования Минпромторга. В то же время модернизация «исконно российской» «Нивы» на АвтоВАЗе привела к тому, что она оказалась локализована меньше «Ларгуса». Ситуация выглядела странно и привлекла внимание прессы. В итоге в следующем году «Нива» уже поднялась выше «Ларгуса». Была ли эта чехарда следствием объективных или «бумажных» процессов, пойди теперь разбери. Но ясно одно: обе модели на поверку очень далеки от звания отечественного автомобиля, они набирали примерно 3200–4200 баллов из 8800 возможных. Впрочем, и этот невысокий показатель позволял вписываться в планы, составленные Минпромторгом. Чтобы участвовать в госзакупках, в 2021 году достаточно было набрать всего 3200 баллов.

Как видно, в требования по госзакупкам вписывались только несколько самых высоколокализованных моделей. Однако на практике этот запрет легко обходился с помощью различных схем, в том числе лизинга и аренды. Так что с позиции сегодняшнего дня все эти баллы локализации выглядят как какая-то игра, оторванная от реальности. К тому же сам Минпромторг то и дело пересматривал правила игры. Уже в этом январе ведомство Дениса Мантурова пыталось отказаться от общей для всех целевой планки локализации в 7 тыс. баллов и договариваться с каждым автозаводом отдельно. Но главное здесь всё же другое.

Находившийся на вершине рейтинга АвтоВАЗ уже в марте начал уходить в простои. Сейчас менеджеры обещают запустить конвейер в начале июня, но вернётся ли завод к прежним объёмам, остаётся только гадать. Оно и понятно. Даже в высоколокализованной «Гранте» полным-полно импортных узлов – системы ABS/ESP, термостат, элементы ГРМ, катушка зажигания, тормозная система, помпа и многое другое. Недаром в мае власти разрешили выпускать машины без электронных систем вроде АВS и подушек безопасности – в России их не производят, а импорт теперь недоступен.

В то же время российский завод китайской марки Haval 16 мая возобновил работу после двухнедельного отпуска. А ведь уровень локализации на нём, судя по открытым данным, в разы ниже, чем на АвтоВАЗе. Просто Haval нашёл способ ввозить нужные комплектующие, а АвтоВАЗ, которому годами Минпромторг как только не помогал, остался ни с чем.

Китайский поворот

По теме

Теперь менеджеры российского автопрома ищут способы, как завезти нужные детали из-за границы. Путь пока открыт только из Китая. Именно благодаря этому Haval сейчас оказался вне конкуренции, что позволило ему ощутимо задрать цены, прочие дилеры из-за дефицита машин на складах почти остановили продажи. Интрига заключается в том, что будет дальше. ТАСС сообщил, что АвтоВАЗ

нашёл в Китае поставщиков недостающих компонентов, но заказ не приходит из-за антиковидного локдауна. Тем временем появился прогноз: китайцы могут осознанно держать наши заводы на голодном пайке. Ведь зачем продавать детали для российских марок, если можно наладить в России отвёрточную сборку своих машин и таким образом подсадить освободившийся от европейских брендов обширный российский рынок на свой автопром? И деваться россиянам в таком случае будет некуда, даже если тот же Haval станет стоить как «Тойота». Впрочем, возможно, что об отвёрточной сборке азиатских машин менеджеры российских автозаводов будут только мечтать. Тихой сапой китайцы и корейцы получают в Росстандарте документы на машины, собранные на своей территории (в них указывается страна происхождения). Таким образом Китай и Корея смогут захватить российский рынок без всякой конкуренции, да ещё и с максимальной прибылью для себя.

В этом есть определённый драматизм. Выстраивая отношения с западными автоконцернами (с которыми подписывались индивидуальные инвестиционные контракты), Минпромторг не очень-то жаловал китайцев. Тот же Great Wall Motor с его Haval в Россию пустили только в 2017 году, когда другие автопроизводители явно сбавили темпы локализации. Выходит, что сейчас чиновники побежали к китайцам, от которых долгое время отворачивались, отдавая предпочтение западным брендам на уровне государственной политики. Будут ли в такой ситуации китайцы к нам лояльны или, наоборот, станут выкручивать руки? Ответ очевиден.

Что ещё важно: всё это время Минпромторг пытался заманивать в Россию автоконцерны, которые, по сути, кроме прав на громкое имя, ничего не имели. Для них придумывались какие-то нелепые баллы локализации, с ними заключались инвестконтракты, которые теперь вмиг обнулились. А о производстве автокомпонентов, из которых собственно и собирается машина, никто как следует не подумал. Об этой проблеме начали говорить лишь после 2014 года и введения первых санкций. Однако только коронакризис подстегнул Минпромторг к тому, чтобы в 2021 году запустить программу грантов для производителей на символическую сумму в 1 млрд рублей. В этом году правительство уже собирается выделить сразу 30 млрд рублей, однако очевидно, что сегодня наладить производство будет намного сложнее. Выходит, что давно назревшую проблему приходится решать в самое неудобное время и в пожарном порядке, хотя по-хорошему Минпромторг должен был подстелить соломку под российский автопром загодя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2022 23:41
Комментарии 0
Наверх