Версия // Общество // Странам ЕАЭС разрешили устанавливать собственные технические требования к автомобилям: это ударит по их безопасности

Странам ЕАЭС разрешили устанавливать собственные технические требования к автомобилям: это ударит по их безопасности

4614

Шагнуть назад

Странам ЕАЭС разрешили устанавливать собственные технические требования к автомобилям: это ударит по их безопасности
(Фото: Pixabay / Алексей Пухляков)
В разделе

Совет Евразийской экономической комиссии принял изменения в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», где прописаны требования к автомобилям на территории стран ЕАЭС. Теперь все члены объединения фактически получили право на производство упрощенных моделей с менее жесткими нормами экологии и безопасности – такие машины можно будет выпускать как минимум до февраля 2023 года.

25 апреля в силу вступают поправки в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Документ получил одобрение Совета Евразийской экономической комиссии. В соответствии с изменениями, каждая страна, которая входит в ЕАЭС, может вводить собственные правила по производству транспортных средств. Требования могут расходиться с едиными нормами, зафиксированными в техническом регламенте. Об этом сообщает газета «Известия со ссылкой на решение Совета Евразийской экономической комиссии.

Таким образом, Россия, Киргизия, Армения, Белоруссия и Казахстан, входящие в ЕАЭС, могут не принимать во внимание предписанные регламентом критерии при производстве автомобилей внутри страны и менять нормы по своему усмотрению. На практике это означает, что производителям не нужно будет приводить свою продукцию в соответствие с жесткими требованиями экологии и безопасности. Насколько положительным окажется эффект от этой инициативы, судить пока преждевременно.

«Домашний» автомобиль

Правда, важное условие касается географии использования таких машин: данные транспортные средства могут эксплуатироваться только там, где они были собраны. Если транспортное средство планируется использовать на территории другой страны ЕАЭС, это будет возможно лишь при условии заключения двустороннего соглашения. Как отмечается в документе Совета Евразийской экономической комиссии, в свидетельстве о регистрации транспортного средства будет присутствовать отметка о том, что данный автомобиль производился с учетом обновленных требований. Также там будет указано, в каких государствах может эксплуатироваться данное авто.

ЕАЭС заведет специальный реестр автомобилей, которые были собраны в соответствии с национальными требованиями: в нем будут зафиксированы идентификационный номер транспортного средства, марка машины и ее коммерческое название. Кроме того, со стороны властей стран ЕАЭС должны быть предприняты усилия, направленные на недопущение вывоза таких автомобилей за пределы страны-производителя при отсутствии иной договоренности.

Получается, что в каждой стране будет своя база данных автомобилей, пригодных, по сути, исключительно для домашнего использования – по причине несоответствия регламентам других стран. Контролировать соблюдение ограничений на вывоз таких машин за рубеж будут пограничные и таможенные органы, а также инспекторы дорожной полиции – все они, вероятно, будут иметь доступ к этому реестру.

Проще и опаснее

Цель нововведений – поддержать российских производителей автомобилей путем упрощения регламента безопасности. Речь идет о таких предприятиях как АвтоВАЗ, УАЗ, КамАЗ, ГАЗ. Правда, в документах нет никакой конкретики, и не вполне понятно, какие именно послабления ожидают отрасль. Каждое государство получит возможность принять решение самостоятельно, с учетом своей собственной ситуации, имеющихся ресурсов и наличия тех или иных проблем. Поэтому между производителями наметится заметное расхождение. Очень возможно, что в первую очередь производители откажутся от ряда электронных компонентов, которыми современные транспортные средства должны быть оснащены обязательном порядке.

По теме

Высока вероятность, что компании начнут оборудовать машины более простой топливной системой, не отвечающей высоким экологическим стандартам по содержанию вредных веществ и отработанных газов. Также упрощение коснется и тормозной системы – она может остаться без ABS и ESP, что вызывает опасения относительно безопасности управления транспортным средством. Кроме того, некоторые машины могут лишиться подушек безопасности и получить упрощенные варианты систем мультимедиа и навигации.

Скорее всего, нововведения будут действовать и после 1 февраля 2023 года – ведь для того, чтобы создать базу необходимых компонентов в отсутствие поставок из-за рубежа, понадобится более продолжительный срок.

Проблемы с экспортом

Новшество, которое, вероятно, ударит по безопасности автомобилей, если она будет регламентироваться собственными для каждой страны ЕАЭС критериями без общих требований, негативно отразится на экспорте транспортных средств. Это вполне объяснимый шаг: зачем связываться с продукцией автопроизводителя, который не устанавливает на свои машины систему ABS, а их экологический класс не соответствует европейским стандартам? К слову, из проекта постановления правительства о «правилах оценки соответствия колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период», следует, что в России временно разрешат выпускать машины всех экологических классов, включая «Евро-0». Такой откат на несколько десятилетий и отказ от актуального стандарта «Евро-5» связан с приостановкой поставок электронных блоков управления. Некоторые концерны уже производят такие автомобили, но пока не могут их продавать.

Нельзя исключать, что введение национальных требований приведет к тому, что некоторые страны просто запретят ввоз таких транспортных средств на свою территорию – вместо того, чтобы пускать на свой рынок столь сомнительную продукцию, они оставят освободившуюся нишу для местных производителей. Впрочем, этого может и не произойти.

В начале апреля АвтоВАЗ уже объявил о готовящемся выпуске упрощенных вариаций Lada Granta и Lada Niva. Эти автомобили будут соответствовать экологическому классу «Евро-2», они не укомплектованы системами АBS, ESP и не имеют подушек безопасности.

Поддержать любой ценой

Как отмечают эксперты, на которых ссылается издание, по сути, решение Совета Евразийской экономической комиссии представляет собой законодательную основу для установления упрощенного технического регламента, и власти уже работают над соответствующим документом. Изменения, которые оно предусматривает, откатывают автопром назад. Эти меры – радикальный способ поддержать российские автомобильные заводы в сложившихся тяжелых условиях. Автомобили, которые будут собраны в соответствии с новым регламентом, едва ли пройдут апгрейт в будущем, когда комплектующие появятся – их владельцы так и будут пользоваться упрощенной версией, не такой комфортной и безопасной, как могло бы быть. Впрочем, как указывают специалисты, в отечественном автопарке хватает транспортных средств, которые не попадают под современные требования, а когда начнут работать упрощенные нормативы, таких автомобилей станет еще больше. Экспертов также интересует вопрос вывоза подобных машин за границу – возникают сомнения в том, насколько эффективно это будет контролироваться. В случае с той же самой Белоруссией, где граница фактически отсутствует, такой контроль маловероятен.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.04.2022 00:10
Комментарии 0
Наверх