// // Минфин и Минэкономразвития не могут договориться о госрегулировании

Минфин и Минэкономразвития не могут договориться о госрегулировании

396

Ценные столкновения

Попытки обуздать цены могут привести к концу эры изобилия.
Фото: ИТАР-ТАСС
Попытки обуздать цены могут привести к концу эры изобилия. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Времена, когда россияне были вынуждены запасаться продуктами чуть ли не на год вперёд, могут вернуться. На днях Минэкономразвития обнародовало список продуктов, на которые может быть введено государственное регулирование цен. Соответствующие дополнения уже прописаны в существующем варианте законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Аналитики считают, что дефицит – едва ли не самое очевидное последствие подобных мер.

Согласно предложениям МЭРТа, госрегулирование цен может вводиться на пшеничный и ржаной хлеб, коровье молоко, кефир, растительное и сливочное масло, говядину, свинину, мясо птицы, куриное яйцо, соль, сахар и чай. Ограничения по их стоимости могут быть введены как на весь перечень, так и на отдельные виды товаров. Механизм регулирования тоже пока не определён. «Это может быть как наценка, так и предельная цена. , – объясняет директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Мин-экономразвития Павел Волков.

Возможно, что причиной такой активности со стороны Минэкономразвития послужило недавнее совещание у премьер-министра Виктора Зубкова, на котором обсуждался рост цен на хлеб. Тогда же глава правительства пообещал, что кабинет министров предпримет меры для стабилизации цен на хлеб и другие социально значимые продовольственные товары. Но Зубков отметил и тот факт, что соглашения о замораживании цен, которые будут действовать до 1 мая, продлевать до бесконечности невозможно. «Цены растут постоянно, но как только поднимутся цены на хлеб – начинается крик: «Караул, цены поднялись!», – негодовал Зубков. При этом, по его словам, цены на нефтепродукты, газ и минеральные удобрения постоянно повышаются, что негативно сказывается на деятельности отечественных сельхозпроизводителей.

Стоит отметить, что разрабатываемый ныне законопроект о торговле первоначально задумывался с целью защитить отечественных производителей. Поддерживать российские компании предполагалось путём введения достаточно жёстких ограничений для ретейлеров. Правда, тогда речь о замораживании цен ещё не шла: предполагалось лишь снизить действующий ныне порог доминирования той или иной розничной сети, с тем чтобы в случае необходимости ФАС могла применить к ретейлерам меры, прописанные в законе о защите конкуренции.

Между тем сегодня первоначальная идея защиты отечественного производителя существенно трансформировалась. Действительно, в нынешней редакции законопроекта предполагается существенное снижение планки, с которой розничная сеть считается монополистом. Однако теперь ретейлерам, не вписывающимся в новые стандарты, может грозить госрегулирование. Кроме того, всех крупных игроков рынка (с долей более 15%) будут включать в специальный реестр ФАС. «Это позволяет нам в случае, если субъект не пускает к себе производителей или расторгает договоры, оперативно реагировать на ситуацию. Мы сразу квалифицируем нарушения и применяем санкции в виде «оборотных» штрафов», – поясняет начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев.

Впрочем, госрегулирование цен коснётся не только ретейлеров, но и производителей. Напомним, что в рамках действующих сегодня соглашений о замораживании фиксацию цен провели не только торговые сети, но и производители. Действующие с октября прошлого года подобные соглашения уже привели к ряду негативных последствий на рынке. Среди недовольных, в частности, выступила компания «Вимм-Билль-Данн», которая сегодня активно лоббирует отмену соглашений. «Наша компания уже потеряла 25 млн. долларов, и по большей части из-за заморозки цен», – заявил председатель совета директоров компании Давид Якобашвили. Кроме того, некоторые производители вынуждены были сократить линейку продукции.

По теме

Правда, не исключено, что законопроекту о торговле придётся претерпеть ещё ряд существенных изменений. Дело в том, что в числе его ярых противников оказался министр финансов Алексей Кудрин. В частности, глава Минфина достаточно резко высказался по поводу предложения министра сельского хозяйства Алексея Гордеева о необходимости введения предельно допустимой торговой наценки. «Это нецелесообразоно, и я бы сказал, недопустимо, – заявил Кудрин. – В тех районах, где вводилась максимальная наценка, производство и продажа товаров становились невыгодными, они просто исчезали с прилавков».

Впрочем, готов ли будет министр финансов сражаться до последнего – пока не очень понятно. Дело в том, что формальным поводом к столь жёсткой критике послужило желание Минсельхоза расширить свои полномочия. По мнению главы ведомства Алексея Гордеева, Минсельхозу следует передать функции по тарифному регулированию импорта продовольствия. Возможно, если это предложение не получит сколько-нибудь серьёзного развития, то и Минфин забудет о своих возражениях по законопроекту о торговле.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2008 16:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх