// // Какая судьба ожидает приоритетные национальные проекты

Какая судьба ожидает приоритетные национальные проекты

1356

Нация в проекте

В разделе

Судьба приоритетных национальных проектов после выборов до сих пор остаётся неясной. С одной стороны, официальные лица заверяют, что курс по реализации этих программ будет не просто продолжен, но за их реализацию возьмутся с удвоенной энергией. С другой – стали появляться определённые симптомы, что их потихоньку будут сворачивать. Итак, что произойдёт с главным «детищем» Дмитрия Медведева после выборов?

Национальные проекты (НП) стали для Дмитрия Медведева своеобразным трамплином для прыжка в президентское кресло. Во многом благодаря им он завоевал симпатии избирателей, а Владимир Путин таким образом устроил экзаменовку для преемника.

Напомним, что были выделены четыре первоочередных направления, в которых предполагалось навести порядок: это обеспечение граждан доступным жильём, качественным образованием, медицинским обслуживанием, а также развитие сельского хозяйства.

По словам российских высокопоставленных чиновников, правительство на достигнутом останавливаться не намерено и нацпроекты станут неотъемлемой частью государственной политики вплоть до 2020 года. Так, в ходе своей февральской пресс-конференции Владимир Путин сообщил, что после выборов он в качестве премьера вполне может возглавить работу в этом направлении.

Однако у многих сторонних наблюдателей возникло ощущение, что после выборов тема нацпроектов начала сходить на нет. Более того, незадолго до выборов 2 марта появилась информация, что люди, занимавшие этим направлением в секретариате Дмитрия Медведева, начали потихоньку покидать свои посты. Несколько человек подали заявления об уходе по собственному желанию и перешли в другие министерства и ведомства, в частности в Минздравсоцразвития. Такое поведение чиновников выглядит несколько странным на фоне заявлений о намерении усилить работу в области НП.

Исходу чиновников даётся несколько объяснений. По одной из версий, это связано с тем, что отнюдь не все сотрудники аппарата Медведева переберутся следом за своим шефом в Кремль. И те, кому эта перспектива не светит, стали заранее прорабатывать пути отхода, чтобы не остаться в последний момент не у дел.

Согласно другой версии, чиновники предпочли покинуть занимаемые посты, не дожидаясь взбучки за недостаточно высокие показатели в деле реализации нацпроектов. Так, немало проблем возникло с программой «Доступное жильё». В конце февраля правительству даже пришлось срочно корректировать показатели по федеральной целевой программе «Жилище», являющейся основной составляющей соответствующего НП. Общий прогноз строительства жилья был снижен с 61,6 млн. квадратных метров до 52,5 млн. квадратных метров. А прогнозы на 2007 год пришлось занижать более чем в два раза задним числом, подогнав показатели к фактически достигнутому результату.

Однако надо иметь в виду, что

Кроме того, скромные достижения на этом поприще были заложены изначально: слишком уж неподъемные задачи было поручено решать при несоразмерном финансировании. Найти огрехи в таких условиях не составляет никакого труда, следовательно, легко предъявить претензии новому президенту, чьё имя уже прочно связано с нацпроектами, полагает Орешкин.

Однако существует и другая версия, почему после выборов нацпроекты прекратят своё существование. «В высказываниях Путина уже проскакивало, что нацпроекты в своём нынешнем виде дальше работать не будут», – поделился своими соображениями заместитель директора НИИ социальных систем при МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Бадовский. Собственно, и Дмитрий Медведев говорил раньше, что нацпроекты в будущем ждёт реформирование. По словам Бадовского, после выборов нацпроекты будут переформатированы в национальные программы, а их количество будет увеличено. Уже звучали предложения, что четырёх приоритетных направлений явно недостаточно. Высказывались мнения, что необходимо создавать подобные программы и по культуре, и по малому бизнесу, и по другим не менее важным направлениям.

По теме

«Главное, чем займётся Путин в качестве председателя правительства, будет определение стратегии развития до 2020 года, – говорит Бадовский. – Вокруг неё будет выстроена логика работы правительства и стратегия власти. И нацпроекты будут подогнаны под долгосрочную стратегию».

Программа, которую курировал Медведев, была определена в рамках краткосрочной и среднесрочной перспективы (до трёх лет). Нацпроекты же были призваны решить наиболее очевидные проблемы в выбранных направлениях. Тот же подход в рамках логики долгосрочной перспективы не работает из-за несоразмерности поставленным задачам. И это, полагает Бадовский, главная причина постепенного сворачивания нацпроектов.

«Большинство поставленных задач в рамках реализации программы было выполнено: школы получили компьютеры и доступ в Интернет, система здравоохранения – новые машины скорой помощи, – говорит Бадовский. – Вполне возможно было бы пересмотреть цели, придумать новый комплекс задач, добавить два-три новых направления». Однако это совсем не то, ради чего Путин согласился пойти на формальное понижение в статусе и стать премьером. Из его высказываний можно сделать вывод, что его миссия – стратегия развития России до 2020 года. Общие черты этой программы будут разработаны правительством по поручению президента к маю. Более конкретные очертания она приобретёт к осени, когда предстоит вносить коррективы в трёхлетний бюджет на 2008-2010 годы.

В чём сходятся опрошенные нами политологи, так это в том, что нацпроекты перестанут существовать по той причине, что изжили себя. Вероятнее всего, работа по этим направлениям не прекратится. Просто пока политики не хотят сообщать о том, что в рамках поставленных сроков они исчерпали себя. Подобные сообщения наверняка вызовут массу пересудов и даже инсинуаций. Более вероятной представляется версия, согласно которой нацпроекты будут тихо переформатированы под новые задачи, а само названиепостепенно исчезнет из лексикона политиков.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2008 12:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх