Версия // Культура // «Мастер и Маргарита», «Дьявол в деталях. Дело Миранды» и «Орион и Тьма» в еженедельном обзоре новинок кино

«Мастер и Маргарита», «Дьявол в деталях. Дело Миранды» и «Орион и Тьма» в еженедельном обзоре новинок кино

4733

Дьявол не выносит цензуру

«Мастер и Маргарита», «Дьявол в деталях. Дело Миранды» и «Орион и Тьма» в еженедельном обзоре новинок кино
В разделе

На большие отечественные экраны вышла очередная экранизация культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а в сети появились судебный триллер «Дьявол в деталях. Дело Миранды» и анимационный приключенческий фильм «Орион и Тьма».

Мастер и Маргарита

(18+)

Реж. – Михаил Локшин

В ролях – Аугуст Диль, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Клас Банг, Юрий Колокольников, Алексей Гуськов, Кеша, Юра Борисов, Алексей Розин

Производство – Россия

Фэнтези драма – экранизация одноимённого романа Михаила Булгакова. За адаптацию отвечает Михаил Локшин, известный по работе над «Серебряными коньками». Он заменил в режиссерском кресле выбывшего из проекта Николая Лебедева.

Сюжет фильма несколько перерабатывает и перекраивает оригинал. Пьесу Мастера (Евгений Цыганов) – «Пилат» партийные функционеры запрещают прямо в день премьеры. Последующее за этим разбирательство клеймит писателя печатью позора. От него отворачиваются коллеги и друзья, и он попадает в опалу. На майском параде он случайно встречает Маргариту (Юлия Снигирь), которая своим обаянием тут же завораживает Мастера. Их встреча запускает цепочку мистических и пугающих событий, всколыхнувших индустриализируемую постреволюционную Москву.

«Мастер и Маргарита», пожалуй, одно из наиболее читаемых и уважаемых произведений прошлого века на постсоветском пространстве. В СССР по понятным причинам роман не экранизировали, хотя в то время появились итальянская и польская теле – и кино адаптации. Зато в современной России произведение получило несколько инкарнаций. Самой горячо любимой стал мини-сериал Владимира Бортко с Анной Ковальчук, Александром Галибиным и Олегом Басилашвили в главных ролях.

В отличие от Бортко, Михаил Локшин решил снять не дословную адаптацию, а показать своё видение этой истории. При этом осовременить её: как содержательно, так и визуально. И, что самое главное, дать метакомментарий – переплести события романа с биографией самого Михаила Булгакова, личность которого сливается в произведении с персонажем – Мастером. Локшин не пытается переписать эту историю. Напротив, он делает акценты там, где оригинал старался не бить зрителя прямо в лоб. А так как стержнем этой истории является свобода творчества и сопротивление одного человека целой государственной машине, то именно эта тема выходит здесь на первый план.

Сюжет оригинала для этого фильма тщательно перебран, что отразилось на повествовании. Начинается лента не с троицы на «Патриарших», а с флэшбека Мастера, от чьего лица в основном и будет вестись рассказ. Но почти всё, что упоминалось в книге, нашло большее или меньшее отражение здесь. Действие фильма буквально переплетает вымысел с реальностью, при этом не забывая ссылаться на биографию самого Михаила Булгакова.

Многие критикуют режиссера за неправильное видение первоисточника, отход от книжных канонов и искаженную трактовку. Но эти комментаторы либо не читали Булгакова, либо читали да не поняли, не прониклись его неугасимым чувством свободы и неприязни к новому коммунистическому строю. Фильм Локшина показывает именно это. Он еще сильнее сгущает краски и драматизирует, убирая за кулисы булгаковскую иронию. Атмосфера отличается от книжной. Но ведь в том и суть искусства кино – создавать что-то новое, при этом не очерняя старое. Плохо это или хорошо – решать только вам.

Что касается формы, то и здесь всё достаточно хорошо. Картинка тщательно проработана. Послереволюционная Москва показана здесь с гротескным налётом, чтобы зрителю было проще проникнуться этим «бешеным временем перемен без оглядки назад». С реальной Москвой эта киношная Москва имеет не так много общего, но смотрится очень даже впечатляюще и просто красиво. Костюмы, грим и декорации – с этим всё в полном порядке. Как и с компьютерными спецэффектами.

Главные роли здесь исполнили Юлия Снигирь, сыгравшая обаятельную Маргариту, Евгений Цыганов, олицетворивший всю боль, отчаяние Мастера, а также немецкий актёр с непередаваемой негативной харизмой Аугуст Диль. Именно Диль сыграл «ту силу, что вечно хочет зла, но постоянно совершает добро». Этот Воланд имеет существенные отличия от своего книжного прототипа, что не смогут не отметить жаждущие придраться к этой ленте. Но портит ли это фильм? Наоборот, Воланд Диля дьявольски очарователен. Так же, как и Маргарита Юлии Снигирь, которая, на наш взгляд, идеально вписалась в образ. Цыганов сделал еще больше – он создал на экране достаточно обезличенного литературного Мастера более живым, реальным человеком. Причём здесь, в отличие от книги, куда более тесно взаимодействуют Воланд и Мастер, в чём можно углядеть скрытые евангелические отсылки. В то же время арка Иешуи-Пилата здесь практически осталась за кадром, хоть имеет ключевое значение для сюжета.

На втором и третьем планах здесь не менее именитые звёзды: Алексей Гуськов, Александр Яценко, Леонид Ярмольник, Дмитрий Лысенков, Юрий Колокольников, Игорь Верник и Юра Борисов, озвучивший Кота-Бегемота.

Эпикриз: по нашему мнению, «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина – главный отечественный фильм этого года. Новое видение культовой классики достойно просмотра в кинотеатре. Тем более в такие времена, когда всё повально подвергается запрету, новые «Мастер и Маргарита» кажутся глотком свежего воздуха. А подытожим цитатой из самого фильма: «если творца оскорбляют, значит, его работа выполнена хорошо».

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Мастер и Маргарита» (2023), реж. – Михаил Локшин.

Дьявол в деталях. Дело Миранды

(18+)

Реж. – Мишель Дэннер

В ролях – Эбигейл Бреслин, Райан Филипп, Кайл МакЛоклен, Мирей Инос, Дональд Сазерленд, Эмили ВанКэмп, Тэрин Мэннинг, Энди Гарсиа, Люк Уилсон

Производство – США

Судебный драматический триллер, снятый Мишель Деннер, режиссером фильмов «Как сходить на свидание в Квинсе», «Школьный стрелок», «Пёс Бандит», «Беглец» и других.

Действие фильма стартует в 1963 году в Штатах. Восемнадцатилетняя Триш (Эбигейл Бреслин) возвращаясь с работы домой, подверглась нападению насильника. Мать Триш просит дочь не обращаться в полицию, чтобы всё это осталось в тайне, иначе происшествие отпугнёт потенциальных женихов молодой девушки. Но робкая и скромная Триш проявляет силу воли и решает заявить в полицию. Подозреваемым становится некто Эрнесто Миранда (Себастьян Куинн). Это дело служит прецедентом, который встряхнёт всю судебную и правоохранительную систему США.

В оригинале картина называется «Жертвы Миранды», что куда тоньше и многограннее раскрывает суть фильма. Правило Миранды заключается в том, что любые показания, как признательные, так и оправдательные, могут быть использованы в суде только в том случае, если сторона обвинения может доказать, что подозреваемый перед допросом был информирован о праве на адвоката и о праве не свидетельствовать против себя. То есть эта избитая фраза из голливудских полицейских детективов, триллеров, боевиков и комедий «У вас есть право на адвоката…» имеет под собой серьёзное судебное разбирательство, которое дошло аж до Верховного суда. Причём по инициативе союза адвокатов. Но это уже детали.

Лента рассказывает именно об этом, но с интересного ракурса, со стороны жертвы того самого Миранды. Поэтому стартует фильм как заправский детективный триллер, но на всём своём протяжении всё больше и больше превращается в судебный процедурал. Последняя треть картины вовсе проходит целиком в зале суда за разбирательством этого простого, но коварного дела с двойным дном. Нельзя сказать, что у создателей удалось показать это изобретательно. Напряжение, которое появляется в начале, постепенно сходит на нет. И единственная причина досмотреть это кино – банальное любопытство. Причём интерес вызывает не само дело об изнасиловании, а то самое правило Миранды, так часто всеми виденное в самых разных американских фильмах.

Ведущую роль в фильме исполнила Эбигейл Бреслин, знакомая любителям кино по «Маленькой мисс Счастье», «Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Тревожному вызову» и многим другим фильмам. Второй и третий план фильма пестрит громкими именами: Энди Гарсия, Дональд Сазерленд, Райан Филипп, Люк Уилсон и Кайл МакЛоклен. Правда, экранного времени у них совсем немного. И вообще, в плане драматизма и глубокой актёрской игры это кино вас ничем не порадует.

Зато в плане морали картина пытается раскрыть не менее важную проблему – массовое замалчивание женщин о преступлениях сексуального характера. Дело в том, что полвека назад подобное могло набросить на женщину тень, стигматизировать её в глазах семьи, родственников, друзей и коллег. Поэтому о многих изнасилованиях в то время просто не заявляли, позволяя преступникам оставаться на воле безнаказанно. Сколько подобных случаев было, уже не ответит никто.

Эпикриз: «Дьявол в деталях. Дело Миранды» – одноразовый проходной судебный триллер, который могут посмотреть лишь любознательные зрители.

Орион и Тьма

(6+)

Реж. – Шон Чэрмэтц

В ролях – Джейкоб Тремблей, Айк Баринхолц, Анджела Бассетт, Миа Акэми Браун, Шеннон Чан-Кент

Производство – Франция, США

Семейный приключенческий фэнтезийный анимационный фильм от DreamWorks, релиз которого состоялся на Netflix. Режиссером стал новичок Шон Чэрмэтц.

Мальчика по имени Орион обуревают, кажется, все возможные детские страхи: высоты, животных, бактерий, огня, одноклассников, но особенно темноты. Однажды Темнота сама приходит к мальчику и просит отправиться с ней вместе в приключение. Там она докажет Ориону, что его страхи беспочвенны, а в Темноте нет ничего плохого.

Мы бы, скорее всего, прошли мимо «Ориона и Тьмы» если бы случайно не заметили Чарли Кауфмана, который был одним из сценаристов проекта. Вы спросите: кто это? А мы вам ответим: Кауфман – гениальный сценарист таких фильмов, как «Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума» и «Адаптация», а также режиссером «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Аномализа» и «Думаю, как всё закончить». Ниже посмотрим, оправдано ли было приглашение Кауфмана к написанию сценария или для него это вылилось в заурядную халтуру?

В общем, халтурой назвать эту ленту нельзя. Правда, и поставить её в один ряд с более матёрыми конкурентами тоже не получится. Работа Шона Чэрмэтц вышла неоднородной, не очень гармоничной в том плане, что сложно определить его целевую аудиторию. По своему общему посылу и тональности это явно детский мультфильм, причём для ранних возрастов. Таких, каким является главный герой – мальчик Орион. Но в то же время в нём порой проскальзывают достаточно взрослые темы и шутки, к которым явно приложил свою руку Чарли Кауфман. И это не какие-то пошлые, «недетские» сальности, напротив, достаточно тонкий взрослый юмор, который малыши явно не поймут. Проблема в том, что этой взрослости в картине мало, и она выбивается из общей тональности, что и производит впечатление неоднородности. Те же диснеевские или пиксаровские работы подобным не страдают.

По структуре сюжета «Орион и Тьма» можно назвать чем-то средним между «Головоломкой» и «Хранителями снов». С первой его роднит отсутствие антагониста и налёт психоделики, а со вторым – персонификация некоторых явлений (напарников Тьмы: Тишины, Бессонницы, Дремоты и т.д.). Поэтому фильм кажется не самостоятельным и слегка вторичным.

Визуальная часть анимационного фильма выглядит даже слегка устаревшей. Это классический 3D мультфильм с робкими попытками даже не стилизации, а отсылками к классической 2D рисовке. Но и здесь он пасует не только перед теми же Disney или Pixar, но даже перед Illumination. Да, картинка местами красивая, анимация персонажей достаточно реалистична, а их дизайн гармонирует с окружающей средой. Но назвать внешний вид ленты выдающимся или захватывающим точно нельзя.

Зато картину можно похвалить за работу с детской аудиторией. Лента обличает суть многих детских страхов и буквально прорабатывает их на примере главного героя. Если картина Шона Чэрмэтца поможет хотя бы одному малышу перестать бояться темноты, то её уже можно назвать успешной.

Эпикриз: «Орион и Тьма» неплохо подойдёт для домашнего семейного просмотра с детьми, но из памяти выветрится достаточно быстро.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2024 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх