Версия // Культура // Рок и рок-н-ролл как синтез музыкальных стилей

Рок и рок-н-ролл как синтез музыкальных стилей

2783

Наружа всех измерений. Часть 3

Рок и рок-н-ролл как синтез музыкальных стилей (фото: Wikimedia Commons/Stéphane Marion)
В разделе

Блюз, был, конечно, далеко не единственным ингредиентом, хитро подмешанным в отравляющие «напитки», получившие названия «рок-н-ролл», «ритм-энд-блюз» и «рок». Однако он был самым мощным и действенным по своему «тлетворному» влиянию по сравнению с многими другими стилями.

В наших предыдущих исследованиях, мы уже рассказали, о намечаемом в 2024-м году большом праздновании 70-летней даты с момента появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) неподражаемого Элвиса Пресли и подыгрывавших ему музыкантов!

Этому знаковому событию, возникшим тогда музыкальным стилям, а также сопутствующим им ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, вроде Джерри Ли Льюису, Литтл Ричарду, Чаку Берри и ряду других исполнителей мы уже посвятили и посвящаем ряд статей.

Как выяснилось, блюз (англ. «blues») стал производным от афро-африканских и англо-кельтских песенных и музыкальных традиций . По одной из версий он ведёт своё происхождение от идиомы «быть печальным» (ангд. «to feel blue»). Блюз характеризовался строгой 12-тактовой моделью, построенной на трёх аккордах (тоника, субдоминанта и доминанта) с минорными интервалами и пониженными на полтона третьей и седьмой нотами (называемыми блюзовыми нотами) в гамме для создания меланхолического, грустного настроения и передачи сопутствующего ему богатого спектра эмоций.

Великие представители блюза, вроде Хаулин’ Вулфа, Мадди Уотерса, Джона Ли Хукера и других музыкантов соблюдали упомянутый жёсткий формат, присущий блюзу, но постоянно выходили за его рамки и пределы музыкальных ограничений, недостаточных с их точки зрения для выражения всей полноты человеческих настроений.

Блюз изначально развивался в сельской местности южных американских штатов, отражая в своих протяжных напевах, больше похожих на стоны, тяжелое бремя жизни беднейших слоёв населения – батраков, наёмных рабочих, безземельных крестьян. Но времена постепенно менялись. После гражданской войны Севера и Юга середины 19 века (в которой победил Север) в США было отменено рабство. Страна бурно развивалась. Началась масштабная промышленная революция середины/конца 19 – начала 20 веков. Много где требовались рабочие руки. Мигрируя в поисках лучшей жизни, рабочие покинули насиженные места и населили в большие города, вроде Чикаго, Сан-Франциско или Новый Орлеан. Вместе с ними туда пришёл и блюз!

По теме

Местами для игры музыкантов стали многочисленные бары, пабы, различные кафе и рестораны. Понятно, что шум в них стоял несусветный и акустические инструменты были почти не слышны. Выход был найден в замене акустических инструментов на электрические, которые ещё с 1920-х годов были обязательной принадлежностью любой уважающей себя джаз-банды и некоторых продвинутых музыкантов, вроде знаменитого афро-американского гитариста Лидбелли (Leadbelly). Его настоящим именем было Хадсон «Худди» Лидбеттер (Hudson «Huddie» Leadbetter). Свой непререкаемый звёздный статус он обрёл ещё в 1920-х годах, мастерски владея 12-струнной гитарой и коллекцией других инструментов. Артист был серьёзный и ярко проявил себя не только в музыке, но и в некоторых других общественных сферах. В частности, в криминальной, будучи обвинён в ряде убийств. Во время своих отсидок Лидбелли времени даром не терял, а делал записи, вроде «Diggin. My Potatoes», аж для Библиотеки Конгресса США! Он ушёл из жизни в 1949 году, оставив после себя гигантское наследие, где нашлось место не только фолку, кантри и тюремной шансонной лирике, но и блюзу (его стезю творчески развивали, в дальнейшем, такие культовые исполнители, как Джонни Кэш). В общем, такой подход привёл к тому, что у блюзменов изменилось очень многое: не только музыка, песни, их «начинка», да и сама жизнь!

Некоторые вычеркнули из памяти, бесплатную игру на хлопковых плантациях, перед входом в ритуальные сооружения или почти даром на улицах и в различных шалманах. Круг общения музыкантов расширился, как и количество разномастной публики, посещающей их выступления. Появились шустрые антрепренеры, а вместе с ними выгодные ангажементы, гастроли, записи и гонорары, дававшие возможность подзаработать, снять временное жилье, нормально одеться, поесть, выпить и прикупить сносные инструменты. Артисты получили возможность увидеть друг друга, познакомиться, послушать творения коллег, что-то подсмотреть и усовершенствовать своё мастерство.

Их музыка стала ритмичнее, тяжелее, интонационно богаче. Открывшиеся перспективы способствовали открытию вдохновений и возникновеню привычек различного качества, как хороших, так и дурных. О дурных говорить не будем. А вот из числа хороших я бы выделил искреннее стремление к совершенствованию своего ремесла, подчас переходящего в искусство, сосредоточенность, готовность к кропотливому труду в студиях звукозаписи и на гастролях, коллаборации с коллегами по сцене, наработка умений по взаимодействию с самыми разными аудиториями (не говоря о пристрастии нравиться женщинам), создание особого рок-стиля и моды, сознательное отношение к выбранной профессии и так далее.

Впоследствии в рок органично влились разнообразные музыкальные формы, возникшие до и после Второй мировой войны. В их числе были: афро-американский госпел, баллады шансонье, джаз, свинг, белое кантри, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и некотрые наработки классической музыки. Именно блюзмены ввели в свою игру обязательную электрическую гитару, бас-гитару и барабаны, чтобы воспроизводить непременный заводящий слушателей ритм, отличавший рок от других музыкальных форм. Который мог быть искрящимся, эксцентричным и задорным, как в клавишах Фэтса Домино (Fats Domino) или Литтл Ричарда (Little Richard), а подчас загробным и просто зловещим, наполненным черным юмором, как в классическом ритм-энд-блюзовом опусе «I Put A Spell On You» («Я Наложил На Тебя Заклятие) знаменитого Скримин Джея Хаукинса (Screamin’ Jay Hawkins).

Редакция напоминает, что в 2024 году Скримин Джею Хаукинсу могло бы исполнится 95 лет. Он родился в июле 1929 года. RIP!

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.02.2024 15:10
Комментарии 0
Наверх