Версия // Культура // В мировой киноиндустрии больше нет новых сюжетов

В мировой киноиндустрии больше нет новых сюжетов

13963

Худший сценарий

Голливуд жалуется на отсутствие свежих идей, а их генераторы — на низкие зарплаты. Это противостояние уже привело к забастовке сценаристов, которых поддержали даже актёры из чрезвычайно успешного сериала «Доктор Хаус»
В разделе

В последние годы кинобоссы и режиссёры постоянно жалуются на нехватку качественных сценариев. Недавно Фёдор Бондарчук на встрече со студентами ВГИКа заявил, что главная проблема отечественного кино – отсутствие хороших идей и сценариев. Подобные жалобы звучат не только в России, но и в Голливуде. Так ли это, попыталась выяснить корреспондент «Нашей Версии».

В 2010 году проблемы в российском кинематографе обострились, на экраны страны вышло не так уж много отечественных картин. Конечно, на ситуацию повлиял финансовый кризис, но ещё одна проблема, как считают эксперты, – появляется мало оригинальных идей. Поэтому в России, как и в Голливуде, всё чаще снимают ремейки успешных лент. Впрочем, некоторые полагают, что дело не в нехватке сценариев, а в том, что продюсеры и режиссёры чаще всего работают с одними и теми же испытанными авторами, а чтобы те не ушли, вынуждены постоянно заказывать им новые работы.

Любой автор, хотя бы однажды создавший успешный сценарий, требует гарантированный гонорар за свои последующие работы. И это вне зависимости от того, насколько хорош новый материал, станет ли он основой фильма для широкой аудитории, потенциальным блокбастером, получится из него «фестивальное кино», арт-хаус или он так и останется нереализованным. В то же время проекты людей, в индустрии неизвестных, как правило, вообще не рассматриваются, и даже те, кому повезло, не могут сразу рассчитывать на серьёзную оплату.

«У меня нет ощущения, что есть какой-то особый сценарный кризис. Я думаю, что в кризисной ситуации оказались профессионалы, которые просто не могут найти сценаристов, способных справиться с поставленными перед ними задачами. С другой стороны, есть очень много талантливых сценариев, которые не находят своего воплощения на экране, – объясняет известный кинокритик Кирилл Разлогов. – Я не стал бы говорить, что у нас когда-то был период расцвета сценарного искусства, – его не было никогда. Нет людей, способных профессионально обработать материал из книг, рассказов, газетных сюжетов и сделать по-настоящему хороший сериал или фильм. А сейчас, на этапе волны производства сериалов, спрос на профессионалов повысился многократно».

Отделы, занимающиеся отбором сценариев в кинопроизводящих компаниях, не способны существенно улучшить ситуацию. Авторы присылают огромное количество работ, и на их изучение приходится тратить массу времени, хотя 95% никуда не годится. Если же попадётся достойная идея, нет гарантий, что её уже не взяли конкуренты, ведь сценаристы, как правило, отправляют проекты одновременно во все продюсерские компании и на телеканалы.

Одно дело – создать качественный сценарий, и совсем другое – продвинуть его на рынок и продать. Для этого нужны профессиональные агенты: именно они должны заниматься продвижением, рассмотрением договоров и массой других дел, чтобы писатель имел возможность сосредоточиться на том, в чём он действительно мастер.

В последнее время в России появляются сценарные агентства, которые должны помочь продюсерам и сценаристам найти друг друга. «Агент может значительно ускорить ознакомление редактора со сценарием, потому что, как правило, лично знаком с сотрудниками всех сценарных отделов продюсерских компаний, – рассказали в сценарном агентстве Cinemotion Group. – Кроме того, он постоянно отслеживает изменения в киноиндустрии, ведёт переговоры, занимается оформлением договоров, работая в тесной связке с юристом, специализирующимся на авторском праве, отслеживает проводимые платежи, то есть защищает интересы автора, заботясь о его успешной карьере в кино- и телеиндустрии. И в то же время экономит время и силы продюсеров, осуществляя предварительный отбор материала, и предлагает лишь то, что может заинтересовать».

По теме

Впрочем, проблемы остаются даже при наличии массы агентов. Примером тому Голливуд. Несложно убедиться, что в последнее время в лидерах проката либо ремейки, либо сиквелы, либо фильмы, снятые по комиксам или компьютерным игрушкам. Всё реже делают даже экранизации, потому что «сняли» уже практически все достойные внимания образцы мировой литературы.

В год в Соединённых Штатах снимается около 500 фильмов, в которые вкладывается около 5–7 млрд долларов. Сейчас средняя стоимость одного приличного фильма с хорошим актёрским составом, но не блокбастера около 60–80 млн долларов. И пусть из 10 картин успешно пройдут 2—3 – это оправдает вложения в остальные. Казалось бы, при такой схеме можно спокойно экспериментировать и пробовать новые идеи, в том числе и сценарные. Но главным на киноплощадке остаётся продюсер, чаще всего не желающий рисковать.

Для того чтобы проект стал успешным, продюсеры выбирают заведомо известные истории и героев. «Все голливудские успешные фильмы основаны либо на реальных событиях, либо на бестселлерах, – рассказал известный сценарист Ричард Криволин. – С точки зрения производства гораздо безопаснее снимать Гарри Поттера, выходившего миллионными тиражами, чем неизвестную историю. Поэтому истории по комиксам, компьютерным играм или по той же «Монополии» будут иметь успех».

Американцы, как настоящие прагматики, любят работать по отработанной схеме, которая приносит максимальную прибыль. Так они поступают и при производстве фильмов. Вот почему один за другим появляются, к примеру, сиквелы «Пиратов Карибского моря». Каждая серия ленты, снятой по аттракциону, принесла компании Walt Disney миллионные прибыли.

Где-то к концу 1990-х выяснилось, что тем и событий, из которых гарантированно можно сделать хороший фильм, практически не осталось. Тогда и началась эпоха ремейков. Сейчас чуть ли не каждый второй американский блокбастер перепевает фильмы прошлого века.

«В американском кино художнику трудно проявлять себя, – поясняет Кирилл Разлогов. – Уже давно там ключевая фигура – продюсер, и идеи лучших проектов принадлежат именно ему. Он подбирает под свою идею режиссёра, или сам режиссёр становится продюсером, как Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Оливер Стоун и многие другие. Сценаристов же зачастую нанимают сразу несколько человек, каждый из которых профессионал на своём участке. Один прописывает диалоги главных героев, другой – второстепенных, третий описывает встречу с отрицательным героем и так далее. В такой ситуации группа сценаристов должна уметь работать единой командой. Труд их поставлен на конвейер, таковы условия индустрии зрелищ. Именно зрелище как цель, дающая прибыль, зрелище, выведенное из-под нравственной оценки, всё жёстче вытесняет художественность, эмоциональную, нравственную, философскую содержательность. Но тем не менее находились и находятся и там кинохудожники, которые снимают художественные картины вопреки официальным взглядам и мнениям, такие как «Простая история» Дэвида Линча или «Страсти Христовы» Мэла Гибсона».

Кроме того, сценаристы далеко не такая же высокооплачиваемая профессия в Штатах, как режиссёр и актёр. Обычно работа над сценарием занимает несколько лет. Когда работа завершена, труд отправляется агенту, который переправляет его в нужные руки. Ещё одна немаловажная фигура – менеджер, который занимается карьерой сценариста. Обязательно необходим и юрист. Если какая-либо студия берётся выкупить сценарий, он помогает сценаристу составить контракт. Все эти люди работают не бесплатно. Если сценарий выкупается, то 10% суммы гонорара сценариста получает агент, 15% — менеджер и 5% — юрист. Итого 30% уходит посредникам плюс налоги, так что чистыми работник пера получает не так уж много, ведь средняя цена за сценарий – полмиллиона долларов. Правда, в Голливуде сценарии покупают гораздо чаще, чем ставят. У студий денег много, и по сравнению со стоимостью фильмов приобретение сценариев – это просто копейки. По статистике, из 10 купленных сценариев 9 в производство не идут.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.12.2010 12:20
Комментарии 1
Наверх