Версия // Власть // Кто украл секретные чертежи новой французской подлодки?

Кто украл секретные чертежи новой французской подлодки?

3128

Дали утечь

В разделе

Во Франции разгорается шпионский скандал – спецслужбы ищут похитителей документов, содержащих конфиденциальные сведения об ударных подводных лодках Scorpene. Бумаги выкрали из офиса, принадлежащего государству концерна DCNS Group, специализирующегося на военном кораблестроении, который в своё время строил десантные корабли Mistral для России. Французские власти не сомневаются, что секретные данные о подводных лодках у них выкрали иностранные шпионы.

«Наша Версия» попыталась разобраться в деталях этой истории и выяснить, кому была выгодна эта кража.

О случившемся стало известно после того, как часть сведений из украденных документов были опубликованы в австралийской газете The Australian. После этой публикации французским судостроителям ничего не оставалось, как официально объявить об утечке документации о шести подвод­ных лодках класса Scorpene, которые, как утверждается, являются самыми совершенными в истории разработок неатомных подлодок. И вот теперь все секреты этих суперсовременных субмарин оказались открыты для потенциальных противников… И хотя французы пытаются сохранить хорошую мину, уверяя, что самые важные секреты не были украдены, очевидно, что пропавшие 22 400 страниц информации были посвящены явно не обустройству корабельного гальюна или камбуза. По крайней мере уже известно, что среди пропавших бумаг находилось описание торпедного аппарата новой подлодки.

Пустили на дно

В настоящее время власти Франции выясняют обстоятельства утечки секретной информации, однако постоянное увеличение количества различных версий говорит о том, что расследование находится только в начале пути. И не факт, что оно достигнет каких-либо результатов. Есть предположение, что выкрасть данные и вывезти их из Франции ещё в 2011 году мог бывший офицер французских ВМС, который какое-то время был в числе субподрядчиков DCNS, желающий заработать на продаже секретных документов. Также существует версия, что кражу данных организовали иностранные компании в рамках «промышленного шпионажа». Одновременно не исключается возможная причастность к краже международных хакеров. Наконец, всерьёз говорится о том, что пропажа секретных документов – дело рук иностранного правительства, которое таким образом хочет заполучить военное преимущество. При этом, чтобы не нарушить дипломатический этикет, не называется, правительства каких стран попадают под подозрение. Впрочем, догадаться несложно – появилась информация, что похищенные данные какое-то время находились в руках неких фирм Восточной Азии. Эксперты говорят, на этом направлении главным игроком сегодня является Китай.

В любом случае для Франции случившееся стало серь­ёзным ударом. Кроме информации об Scorpene были украдены файлы, в которых содержались детали контрактов с Чили и Россией, что привело к разглашению коммерческой информации. Сейчас клиенты DCNS Group ждут окончания разбирательства, чтобы оценить нанесённый ущерб.

Недовольны случившимся и индусы: подводные лодки Scorpene французская компания первоначально создавала именно для индийского флота. Ещё в 2005 году между французским судостроительным объединением DCN (прежнее название концерна DCNS) и Индией был заключён контракт на лицензионную постройку шести неатомных подводных лодок проекта Scorpene (индийское обозначение – «Проект 75») исходной стоимостью 3,2 млрд долларов. По условиям контракта к 2018 году шесть лодок должны быть построены при французском содействии на индийском государственном кораблестроительном предприятии Mazagon Dock Limited в Мумбаи. Позже, ориентируясь на этот контракт, аналогичные субмарины у Франции заказали Малайзия, Чили и Бразилия. Теперь же имидж Франции как надёжного военно-технического партнёра оказался крепко подмоченным. Та же Индия наверняка откажется от подписания дальнейших контрактов с DCNS, хотя ранее сообщалось, что Дели собирался строить ещё три подлодки типа Scorpene.

По теме

Производителя «Мистралей» наказали конкуренты?

На этом фоне вполне естественно, что сам концерн всячески старается отвести от себя подозрения. Так, уже звучат заявления, что утечка данных произошла скорее в Индии, чем во Франции. Скандал с секретной документацией произошёл в самое неудобное для компании DCNS время: накануне французские представители вступили в завершающую стадию эксклюзивных переговоров с правительством Австралии по поводу контракта стоимостью 38 млрд долларов. Создаваемая для австралийского военно-морского флота субмарина является версией известной французской подлодки Barracuda – теперь контракт оказался на грани срыва. И это обстоятельство рождает новую версию – кража документов могла иметь под собой не военную, а финансовую подоплёку. Дело в том, что компактный рынок строительства субмарин является полем битвы ряда крупнейших производителей. Так, кроме французской компании в этой промышленной схватке за австралийский контракт участвовали основные промышленные гиганты, специализирующиеся на производстве подлодок, среди которых немецкий концерн ThyssenKrupp, японские консорциумы Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries, южнокорейская судостроительная компания Daewoo, американская General Dynamics Corporation, а также российская Объединённая судостроительная корпорация. Все эти компании имели большое желание получить 38 млрд долларов и, как полагают эксперты, готовы были бы пойти на многое ради получения выгодного контракта.

Конечно, сейчас в минобороны Франции пытаются уверить, что скандал с индийскими подлодками никак не скажется на Австралии, поскольку украденные документы не имеют никакого отношения к подводным лодкам класса Barracuda. Также в DCNS утверждают, что такого рода утечки невозможны на австралийском проекте, потому что в этом случае осуществляется гораздо более жёсткий контроль за соблюдением секретности, нежели в случае с индийским контрактом. Но очевидно, что это всего лишь желание сохранить лицо, которое DCNS Group недавно и так почти потерял, отказавшись продавать России построенные для неё десантные корабли Mistral. Теперь же ЧП с кражей может стать для французов роковым.

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Крадут промышленные секреты и американцы, и европейцы, и китайцы, и россияне – это ни для кого не секрет. В войне за многомиллиардные заказы нет союзников, есть только конкуренты, которые попытаются обмануть друг друга и получить выгодный заказ. Но в истории с кражей конфиденциальных сведений о подводных лодках Scorpene, похоже, не было умысла украсть какой-нибудь военный секрет – скорее здесь просматривается желание очернить французского производителя. Очевидно, DCNS стал жертвой необъявленной «экономической войны». Ведь за австралийский контракт боролось множество стран, очевидными фаворитами были немцы и японцы. При этом подозрительно, что утечка произошла в очень неподходящий для французов момент, когда они намеревались заключить сразу несколько сделок на продажу военных кораблей и субмарин той же Индии, а также Норвегии, Канаде и Нидерландам. В итоге репутация Франции как надёжного поставщика вооружения неумолимо снижается.

Также нужно отметить следующее обстоятельство: действительно, французские подводные лодки достаточно совершенны, они мощные и манёвренные и потому весьма конкурентоспособные. Однако тендеры французы выигрывают в первую очередь за счёт демпинга, предлагая самые низкие цены на рынке. Российские же подводные лодки дороже французских, но при этом имеют значительное технологичное превосходство. Такой факт говорит о том, что России незачем было воровать технологии, которые у неё уже давно есть. Это я говорю на перспективу, если в свете последних событий с Mistral и в этой истории вдруг обнаружится «российский след».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.09.2016 08:30
Комментарии 0
Наверх