Версия // Культура // Почему в США уровень телесериалов постоянно растёт, а в России – снижается

Почему в США уровень телесериалов постоянно растёт, а в России – снижается

2262

«Хозяйственное» мыло

"Мастер и Маргарита" - один из самых дорогостоящих российских сериалов
В разделе

Недавно одна из российских телекомпаний открыла новую версию сайта, основным преимуществом которого стала возможность бесплатно смотреть полные версии документальных, кино- и телефильмов, а также обычных программ из эфирной сетки телеканала. Все сериалы и фильмы сейчас можно увидеть в Интернете с тем же качеством сигнала, которое предлагают местные кабельные операторы. При этом вы платите только за Интернет. Достаточно в поисковике набрать заветное «онлайн кинотеатр» – и вам предложат большой выбор программ. Причём, если кинофильмы интернет-пользователи предпочитают скачивать, то сериалы, напротив, предпочитают смотреть онлайн. Кроме того, в Сети можно найти множество зарубежных сериалов, которые по телевизору увидеть крайне сложно. Что происходит сегодня с «мылом» на российских экранах и в Сети, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Российские телеканалы показывают примерно 5 тыс. кинофильмов в год. Другими словами, зрители в небольших городах имеют возможность посмотреть 10–15 кинофильмов в день, а жители крупных городов – 20–30 картин ежедневно. Другое дело, что все эти картины очень разного качества, показываются они преимущественно в ночное время, да и увидеть их можно лишь при наличии в вашем районе или городе достаточно развитой системы телевещания.

По мировым стандартам это большая редкость, поскольку в большинстве стран показ кинофильмов – привилегия специализированных платных кабельных каналов. В России же, где уровень развития кабельного ТВ по-прежнему остаётся на низком уровне, кинопоказ является простейшим способом заполнения эфирного времени: с одной стороны, привлекает аудиторию (а следовательно, и рекламодателей), но, с другой – малоэффективен с точки зрения развития самого телевидения. И это несмотря на то, что с 2001 года советские ленты постепенно стали вытесняться современными российскими кинофильмами, и одновременно же стала снижаться доля иностранных художественных фильмов на центральных каналах.

Сегодня телевизионный прайм-тайм день ото дня всё больше заполняется сериалами. Причём, если в 90-х российский эфир был забит иностранным «мылом», пусть и с совершенно разной начинкой (от мексиканских «опер» до качественных американских многосерийных лент), то сейчас западные сериалы уступили позиции более рейтинговым российским аналогам. Во всяком случае, увидеть зарубежный сериал, который демонстрируется по центральному каналу в прайм-тайм, сейчас большая редкость. И это несмотря на то, что, .

Тогда же, в 90-х, возникли и многие проблемы отечественного «мыльного» производства сериалов, которые актуальны до сих пор. В первую очередь речь идёт о нехватке качественного продукта. Происходит это в том числе и потому, что сериалы в России показывают каждый день, «в линейку», а не по одному разу в неделю («вертикально»), как это принято, например, в США.

«Так, все сезоны «Грейс в огне» российские зрители посмотрели за полгода, а в США он шёл несколько лет», – говорит главный редактор продюсерского центра «Леан-М», Ольга Володина. – «Линейка» стала традицией, кроме того, самые популярные проекты у нас до сих пор крутят каждый день. Зрителю, конечно, грех жаловаться, но сценаристы воют: ведь за год им нужно придумать не 25 серий одного сериала, а 170–200, да ещё и высокого качества, чтоб проект не прикрыли».

Сейчас производство сериалов в России поставлено на поток. Так, по расчётам Владимира Досталя, главы кинокомпании «Дом-Фильм», только трём федеральным каналам («Первый», «Россия» и «НТВ») нужно около 1300 сериалочасов в год. А если учесть «Рен ТВ», «ТНТ», «СТС», то получается, что основным каналам необходимо более 2 тыс. часов сериалов ежегодно. Реально же производится в два раза меньше, хотя сегодня работают около 150 производителей сериалов.

По теме

Правда, крупных компаний среди них всего около десятка, и их возможности далеко не безграничны. «И хотелось бы делать больше, – говорит Николай Досталь, – но нет кадров: сценаристов, режиссёров, с артистами напряжённо – одни и те же лица на всех каналах». Всё это, естественно, влияет на качество российских сериалов. Хотя стоимость даже недорогого сериала в России не так уж и мала.

50% рынка занимают недорогие сериалы (30–80 тыс. долларов за серию). Другую половину делят между собой сериалы очень дорогие (150–500 тыс. долларов), такие как «Доктор Живаго», и просто недешёвые вроде «Моей прекрасной няни» и «Не родись красивой» (70–150 тыс. долларов).

Есть и ещё одно существенное отличие российского «мыла» от зарубежного. В мировой практике телероманы – продукт одноразовый. Его производят для конкретного телеканала, показывают и потом продают в другие страны. «Выполнив обязательства перед каналом, который провёл премьерный показ, кинокомпания-производитель вновь становится полноправным владельцем своего продукта», – говорят в Sony Pictures Television.

В России же рынок «мыла» живёт по другим правилам. «Мы делаем продукцию либо по гарантиям на заёмные деньги, когда канал обязуется, что купит её, либо канал сам финансирует весь процесс производства», – признаётся ответственный продюсер «Студии 2В» Феликс Клейман. – Канал и является полноправным владельцем сериала. Производителю достаётся 12–13% денег, которые платит канал, остальное уходит на производство».

Тем не менее рейтинги отечественных «мыльных опер», вне зависимости от затрат на них и их качества, неизменно высоки. Российские каналы уже давно поняли, что дешевле показывать свою продукцию, чем закупать зарубежную. Правда, в последние годы в России полюбили адаптировать западные сериалы. Причём, как правило, они пользуются большой популярностью у зрителей, так как адаптированы под российские реалии.

Так, например, «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой» имели огромные рейтинги, а «Няню» канал «СТС» после пары лет перерыва даже решил возобновить. Причём их «клонирование» происходит как на вполне законных основаниях (права на адаптацию ситкомов «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Не родись красивой» и российского аналога детективного сериала «Закон и порядок» были куплены), так и спонтанно. Например, на волне успеха американского сериала «Секс в большом городе» в России появилась своя история о незамужних подружках и их похождениях – «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…».

«Российская аудитория предпочитает программы отечественного производства, – пояснил сценарист «Бальзаковского возраста» Максим Стишов. – Я не старался скопировать американский продукт – российские зрители отвернулись бы от сериала о россиянках, больше похожих на американок. Сходство нашего сериала с «Сексом» исчерпывается тем, что у нас четыре героини. Дальше – сплошные различия: они выросли в СССР, и динамика их семейных отношений иная, например, одна из героинь живёт вместе со своей матерью, как это принято в России. Различия между «Сексом» и «Бальзаковским возрастом» настолько велики, что вопрос о приобретении лицензии на «Секс в большом городе» даже не возникал».

Но вот проблема. Пока мы снимаем огромное количество не очень качественных сериалов или адаптируем зарубежные, те же американцы давно перешли от съёмок простого «мыла» типа «Санта-Барбары», где действие происходит в ограниченном пространстве, к съёмкам настоящих многосерийных фильмов, которые почти ничем не отличаются от большого кино. Это, к примеру, «Остаться в живых», «Побег», «Герои», «Декстер» и многие другие. Что удивительно, почти все самые популярные в мире американские телефильмы на наших домашних экранах вроде бы шли. Но их рейтинги не удовлетворили отечественных телебоссов.

Так, телеканал «Домашний» начал показ одного из самых популярных сериалов в мире «Доктор Хаус», но в итоге руководство канала «обрадовало» всех поклонников популярнейшего американского телесериала, заявив, что новый, пятый, сезон шоу не будет демонстрироваться, так как не попадает в «формат» канала и его целевая аудитория значительно отличается от аудитории «Домашнего». И это при том, что в прошлом сезоне «Доктор Хаус» занимал второе место в США по популярности среди многосерийных телесериалов после «Отчаянных домохозяек». Ежедневно это шоу смотрели около 16,7 млн. зрителей.

Схожая история и со многими другими американскими сериалами. А ведь их продукция небезыинтересна. Тем более что в отличие от кинофильмов сериалы не имеют столь жёсткого ценза, там герои и сексом могут заняться, и послать матерком, выпить, и даже курить. За примером далеко ходить не надо – тот же главный герой сериала «Доктор Хаус» пьёт, сидит на наркотиках, снимает проституток, что, впрочем, не мешает ему заниматься исследованиями инфекционных заболеваний. Ещё один полярный герой как в России, так и за океаном – Декстер (из одноимённого сериала) – серийный маньяк-убийца. Правда, убивает он только подобных себе, но и это вряд ли его оправдывает. Так что неудивительно, что критики уже не раз высказывались, что американское «мыло» нынче сродни независимому кино: здесь режиссёры и сценаристы могут выразить себя, и продюсеры их детище не урежут и не заставят переделывать под кино для семейного просмотра. Видимо, поэтому проблемы кризиса у сценаристов сериалов нет, каждый год в Штатах появляются новые интересные сюжеты и герои.

И вот поскольку на наших телеэкранах посмотреть их не представляется возможным, многие российские зрители смотрят их в Сети. Выбор в Рунете американского «мыла» огромен. Причём уже давно существует несколько сайтов, занимающихся переводами этой продукции. Для фанатов это настоящая находка, ведь серия, только появившаяся на американском телевидении, уже через несколько дней появляется в переведённом виде в Интернете.

Потихоньку количество любителей зарубежного «мыла» в Сети увеличивается, а если учесть, что туда же перебираются и фанаты отечественных «опер», то не за горами тот день, когда число интернет-зрителей либо будет сопоставимо с аудиторией ТВ, либо как минимум хотя бы сможет составить ему достойную конкуренцию.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2009 12:09
Комментарии 0
Наверх