Версия // Культура // Клакеры срывают выступления знаменитых артистов

Клакеры срывают выступления знаменитых артистов

7282

Таланты и поклонники

Команда клакеров буквально атаковала знаменитого танцовщика Николая Цискаридзе,когда он исполнял фуэте. фото: РИА Новости
В разделе

Люди искусства, как известно,являются существами трепетными и впечатлительными,вывести которых из равновесия способен любой негативный отзыв об их творении. А как известно,чужая слабость всегда может быть кем-то обращена в свою выгоду. Потому вот уже почти 300 лет театральный мир терроризируют профессиональные «освистыватели» и «захлопыватели»,готовые сорвать любой спектакль. Одни из них действуют от нелюбви к конкретному артисту,другие – за деньги,но всех их называют одним термином – «клакеры».

Приём с использованием подсадных зрителей стар почти так же, как сам театр. В древних хрониках приводится история, как ещё в III веке до нашей эры греческий драматург Филемон, завидовавший заслуженной славе выдающегося комедиографа Менандра, нанимал мужчин с громкими голосами, которые в разгар действа начинали выкрикивать оскорбления в адрес автора пьесы и требовать показать постановку Филемона. До апофеоза этот приём позже довёл Нерон. Сумасбродный император, мнивший себя великим поэтом и артистом, затеял однажды фестиваль искусств – естественно, с собственным участием в главной роли. Однако ему хватило ума сообразить, что его актёрские способности вряд ли приведут подданных в восторг. «Тогда же были набраны прозванные августианцами римские всадники; одних влекла прирождённая наглость, других – надежда возвыситься. Дни и ночи разражались они рукоплесканиями, возглашая, что Нерон красотою и голосом подобен богам, и величая его их именами. И были августианцы окружены славою и почётом, словно свершили доблестные деяния», – описывал кривлянья Нерона на сцене Тацит. Заодно августианцы, число которых превышало 5 тыс. человек, освистывали и захлопывали других выступающих. Такая поддержка обходилась казне в 400 тыс. сестерциев.

Русская графиня «заказала» Беллини

Однако в настоящий бизнес использование подсадных зрителей превратилось только в начале XIX века. Поводом для этого стали расцвет театров в Европе и последовавший за этим рост конкуренции среди актёров, композиторов и антрепренёров. Последние были особенно заинтересованы в аншлагах, обеспечить же сборы могло общественное мнение. В результате кто-то додумался нанимать людей, которые в нужный момент начинали бурно аплодировать происходящему на сцене. К зачинщикам хлопков послушно подключались другие зрители, в результате спектакль срывал овации. Поскольку подсадные утки размещались на самых дешёвых местах в партере под люстрами, с которых на головы капал свечной воск, их прозвали «рыцарями люстр».

Однако такое определение показалось чересчур уважительным, и вскоре профессиональных зрителей стали называть клакерами – от французского claque (хлопок ладонью). Настоящий пик клакерства, превративший любительство в профессию, пришёлся на 1820 год, когда в Париже появилась организация, получившая название «Общество страхования драматических успехов».

Основателем его выступил Мишель Марешаль, считавшийся главой всех клакеров французской столицы. Обладая креативным умом, он поставил дело на широкую ногу. Весь штат клакеров был разделён на группы. Одни заранее распускали слухи о предстоящей премьере, подогревая интерес у публики. «Аплодёры» по ходу спектакля хлопали в нужных местах, вызывая овации. «Хохотуны» бурно реагировали на звучащие со сцены шутки, провоцируя общий смех. Обратного эффекта добивались «плакальщицы», которых привлекали на трагедии и драмы. Были даже «обморочницы», публично падавшие без чувств в самые трогательные моменты. Наконец, дополняли общий эффект «критики» – выходя из театра, они подчёркнуто громко обсуждали высокое качество игры актёров.

По теме

Или же наоборот – в зависимости от характера заказа Марешаль соглашался не только прославить спектакль, но и сорвать его. Действовал он без разбора, в результате жертвами шефа клакеров стал целый сонм знаменитых композиторов, в том числе и великий Беллини. Именно клакеры Марешаля, устроившие давку в театре «Ла Скала», стали причиной провала премьеры оперы «Норма». Самое же пикантное заключается в том, что в Милан французов тайно пригласила графиня Юлия Самойлова. Знаменитая русская красавица сделала это из любви к композитору Джованни Пачини, с которым в ту пору состояла в отношениях.

На сцену Большого бросили веник

Единственной эпохой, когда клака растеряла свои хулиганские корыстолюбивые замашки и превратилась в благопристойный клуб поклонников, историки искусства называют советский период. Главным пристанищем клакеров тогда стал Большой театр. В 60–70-х годах свои группы верных фанатов, именовавшихся министерствами, имела каждая балерина. Похоже, что наиболее обширные, по вполне понятным причинам, опекали Майю Плисецкую, Екатерину Максимову и Владимира Васильева. Верные зрители поднимали бурю оваций, подбадривая любимцев, а высшей доблестью считалось эффектно бросить к их ногам букеты цветов. Для этого в клаке существовали специальные «кидуны», от которых требовалось швырнуть букеты так, чтобы они легли куда надо, а не на головы оркестрантов.

Порой приходится слышать, что срыв выступлений кумиров другой клаки слыл в ту пору занятием подлым и недостойным. Однако в этом можно усомниться.

Оперный певец Анатолий Орфёнов в своей книге вспоминал, как в 1982 году на премьере оперы «Кармен» с галёрки на сцену вместо цветов был брошен веник.

Такая же история, как писала Татьяна Кузнецова в статье «Одна большая клака», позже повторилась ещё раз. В результате дирижёр Альгис Жюрайтис разнервничался, бросил палочку и ушёл из ямы.

С началом 90-х все джентльменские принципы ослабели окончательно, отчего публичные обструкции артистам стали не редкостью. Действовали клакеры изобретательно: например, посреди особо трогательной и сложной партии кто-то мог начать громко сморкаться или ронял ключи. А одна из клакерш перед началом балета спрятала заведённый будильник, который во время сцены сумасшествия Жизели огласил театр громовым звоном.

Как «роняли» Цискаридзе

А что же сегодня? Судя по всему, традиции клаки продолжают существовать. Так в 2013 году в газете The New York Times появилась статья «Тайно срежиссированная бурная овация». Речь в ней шла о деятельности клакеров в российском Большом театре. Автор публикации Эллен Барри назвала даже имя лидера клакеров – Роман Абрамов. Если верить этой публикации, его группа гарантирует аплодисменты, а взамен получает от артистов Большого контрамарки, часто до 28 штук на один спектакль. Сами клакеры утверждают, что действуют из любви к искусству, однако знающие люди полагают, что контрамарки попросту могут перепродаваться. Учитывая, что билеты на «Лебединое озеро» стоят от 300 до 500 долларов, бизнес получается выгодный.

При этом в лучших традициях профессии клакеры не только поддерживают аплодисментами тех артистов Большого, с которыми у них налажен личный контакт, но и целенаправленно срывают выступление неугодных. В упомянутой статье приводится история о том, как команда клакеров буквально атаковала знаменитого танцовщика Николая Цискаридзе, которого клакеры специально отвлекали в ключевые моменты спектакля. В частности, они начинали неритмично хлопать в моменты, когда Цискаридзе исполнял фуэте. Этот нехитрый, но коварный приём приводил к тому, что артист сбивался и падал.

Кстати

В 1901 году во время гастролей в Милане к Фёдору Шаляпину явился шеф местных клакеров и пообещал сорвать выступление, если тот не заплатит отступных. Однако дюжий певец назвал предложение разбоем и выставил вымогателя на улицу. Видимо, внушение подействовало, поскольку концерт прошёл без происшествий.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.05.2016 11:28
Комментарии 1
Наверх