В своей попытке справиться с лидерством канцлера Ангелы Меркель на прошедших выборах ее соперники неразумно надеялись на то, что немцы забудут значительную часть своей истории. Три крупных автопроизводителя страны - Volkswagen, Daimler и BMW - обвиняются в картельном сговоре. Они, предположительно, договорились не усердствовать в разработке эффективной системы очистки выхлопных газов дизельного топлива.
Большинство немцев выступает за запрет дизельных автомобилей, которые не отвечают современным стандартам выбросов, и говорят, что автомобильная промышленность, до недавнего времени считавшаяся одним из столпов национальной гордости, больше не заслуживает доверия. Автопроизводители, кстати, принимали участие в «дизельном саммите», который должен был помочь с поиском решения - а это оказалось частью предвыборной стратегии Ангелы Меркель. Конкуренты канцлера, особенно Зеленые и социал-демократы, утверждают, что на протяжении многих лет она слишком тесно общалась с боссами отрасли, что делает ее причастной к бесконечному потоку скандалов.
Запрет на старые дизели (от промышленности требуют исправления программного обеспечения в качестве альтернативы) выглядит особенно вероятным в свете решения суда Штутгарта, который оставил в силе аналогичное требование городской экологической группы. Другие немецкие муниципалитеты, вероятно, последуют примеру, если вышестоящие суды его не отменят. Но правительство Ангелы Меркель вряд ли предпримет решительные действия, чтобы препятствовать картельной работе автопроизводителей.
В 1942 году Генрих Кронштейн, выдающийся немецкий юрист, бежавший в США, чтобы избежать репрессий Гитлера, написал две статьи о развитии картелей в Германии. Он описал рождение картелей в связи с протекционистской политикой Отто фон Бисмарка, представленной в конце 1870 года и приписываемой взрывному развитию немецкой промышленности до Первой мировой войны. Компании объединились для создания общих структур для реализации продукции, устранения внутренней конкуренции и повышения конкурентоспособности немецкой промышленности на международном рынке. В 1901 году существовало 450 таких картелей. Они сделали Германию доминирующей промышленной державой в мире - не только из-за того, что злоупотребляли своим рыночным положением, но и из-за способности объединять исследования и научные разработки.
Общественное мнение и суды были против необузданной конкуренции и поддерживали картели. В результате немецкий экспорт рос экспоненциально.
По итогам Первой мировой войны было принято антимонопольное законодательство, единственный тогда способ борьбы с немецкими картелями. Philips воспользовался новым законом в 1930-х годах, предъявив иск Telefunken - совместному предприятию Siemens и AEG, - а затем заключил соглашение о картеле, которое регулирует отношения между немецкой и голландской радиоиндустриями.
Нацисты, с их попытками контролировать цены, были за картели. Они заставили предприятия объединиться, когда другие виды стимулов не помогли. «Картели считались формой экономической организации, намного превосходящей неограниченную конкуренцию», - писал Вилфрид Фельденкирхен в 1992 году в исследовании политики Германии в области конкуренции.
После Второй мировой войны США подтолкнули Германию к демонополизации, но немецкий бизнес сопротивлялся этим усилиям. Потребовались годы для принятия антимонопольного законодательства.
Повышение ставки НДС на часть фастфуда не обернётся глобальным ростом цен на эту продукцию. Как отмечают эксперты, на массовом сегменте рост цен на эту категорию продуктов питания не скажется.
Немецкая бизнес-культура породила систему взаимосвязанных директоров в крупных компаниях, которая существует до сих пор. Все виды внутриотраслевых соглашений, не в последнюю очередь занимающихся исследованиями и разработками, возникли как «рационализаторские картели», что может обеспечить большую эффективность компаний. Ныне в Европейском Союзе действует запрет на «все соглашения, действия или решения ассоциаций предприятий, которые имеют в качестве своей цели или следствия ограничение конкуренции». Volkswagen и Daimler пытались быть активными, сообщая о десятках рабочих групп по производству автомобилей для немецких и европейских властей.
Правила изменились, но глубокое немецкое убеждение, что компании в одной отрасли могут и должны, работать вместе, чтобы повысить их эффективность и конкурентоспособность на международном уровне, никуда не делось. Было бы неправильно ожидать, что Ангела Меркель, немецкий консерватор, попытается искоренить его и начать войну с автопроизводителями.
«Речь идет о том, что сейчас нужно критиковать, но всегда в осознании того, что это стратегически важная отрасль для Германии», - сказал Ульрике Деммер, пресс-секретарь Меркель.
Германия изо всех сил пыталась избавиться от сомнительных аспектов своей истории, но дистанцироваться полностью, особенно потому, что некоторые традиции способствовали нынешней экономической мощи страны, не удалось. Поскольку автомобильная индустрия пытается примириться с жестким регулированием и технологическими изменениями, правительство Меркель попытается направить его через кризис как можно мягче, хотя это политически сложно.