Версия // Власть // Каковы истинные последствия саммита России, Франции и Германии?

Каковы истинные последствия саммита России, Франции и Германии?

2129

Тройка по переговорам

В разделе

Встреча Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель, состоявшаяся во французском Довиле, принесла неожиданные результаты. Во-первых, россиянам пообещали безвизовый въезд в Европу. Во-вторых, стране в целом – экономическое объединение со Старым Светом. Наконец, плотно обсуждалось создание совместной, не зависимой от США системы противоракетной обороны. Правда, по всем пунктам следует делать оговорки. И отмена виз, и единое экономическое пространство – это вопрос едва ли не 10–15-летней перспективы. С ПРО тоже не всё понятно. С одной стороны, Франция и Германия, будучи лидерами Евросоюза, наверное, хотели бы стратегического союза с Российской Федерацией. Но с другой – есть НАТО и США, и Америка, играющая важнейшую роль в Североатлантическом союзе, не в восторге от сепаратных переговоров. «Наша Версия» попросила экспертов дать оценку итогам прошедшего саммита.

Встреча Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель, состоявшаяся во французском Довиле, принесла неожиданные результаты. Во-первых, россиянам пообещали безвизовый въезд в Европу. Во-вторых, стране в целом – экономическое объединение со Старым Светом. Наконец, плотно обсуждалось создание совместной, не зависимой от США системы противоракетной обороны. Правда, по всем пунктам следует делать оговорки. И отмена виз, и единое экономическое пространство – это вопрос едва ли не 10–15-летней перспективы. С ПРО тоже не всё понятно. С одной стороны, Франция и Германия, будучи лидерами Евросоюза, наверное, хотели бы стратегического союза с Российской Федерацией. Но с другой – есть НАТО и США, и Америка, играющая важнейшую роль в Североатлантическом союзе, не в восторге от сепаратных переговоров. «Наша Версия» попросила экспертов дать оценку итогам прошедшего саммита.

Константин Косачёв, председатель Комитета Госдумы по международным делам (фракция «Единая Россия»):

– На самом деле господин Саркози сказал о том, что через 10–15 лет Россия и Евросоюз могут совместно жить в едином свободном экономическом пространстве, в едином пространстве безопасности и без виз. То есть было перечислено как минимум три перспективных проекта, и это принципиально новая постановка вопроса. Так до этого никто не говорил, и я считаю, что это один из очень интересных результатов встречи в Довиле. Вопрос виз – это, по моему глубокому убеждению, наиболее доступный и реализуемый проект среди этих трёх проектов. Тут не потребуется 10 и тем более 15 лет. Это можно сделать значительно быстрее. А вот что касается единого экономического пространства и единого пространства безопасности, то здесь, может, потребуется и больший период, чем 10–15 лет, так что всё здесь условно и относительно. Но всё же это не похоже на прорыв, потому что речь не идёт о наличии договорённости между Россией и Евросоюзом. Речь идёт о точке зрения двух ведущих держав Евросоюза, но уже и это важно. Прорывом же может считаться только соответствующая договорённость между Россией и Евросоюзом. Сейчас в Брюсселе, возможно, появится «дорожная карта» по продвижению вперёд в отношении виз. На каком-нибудь следующем саммите, возможно, появится «дорожная карта» по продвижению вперёд в отношении единого экономического пространства или пространства в сфере безопасности, и это будут почти прорывы. А настоящие прорывы будут тогда, когда мы создадим эти пространства, и я надеюсь, что это не за горами.

Мы скоро едем в Лиссабон на заседание Совета Россия – НАТО. Напомню, что в Совете Россия – НАТО есть договорённость, что каждое государство выступает в национальном качестве. То есть это будет встреча 29 лидеров, а не встреча Россия – НАТО, и надо будет следовать тем договорённостям, которые были достигнуты. Я не знаю, что будет сказано на этом саммите по поводу противоракетной обороны, потому что этот вопрос дискуссионен внутри НАТО. Он там до сих пор обсуждается, и дай-то бог, чтобы к Лиссабону у НАТО появилась какая-то консолидированная точка зрения. Будет этот проект американским, американо-натовским или же исключительно натовским, где США будут одним из равных участников, этого пока никто не знает. И тем более никто не знает, как в этом формате могла бы выглядеть Россия. Эта тема к вопросу виз не имеет никакого отношения. Это слишком серьёзные вопросы, которые затрагивают существо национальной безопасности России, и уступать здесь только потому, что нам обещают какую-то морковку в других направлениях, было бы неправильно. Никто и не собирается этого делать.

Алексей Арбатов, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН:

– Отмена виз – вопрос непростой, но я думаю, что в конечном итоге их всё равно отменят. Не в том плане, мол, уезжай и работай, а как сейчас у Евросоюза с Румынией или Болгарией: жители этих стран могут на три месяца приезжать в Евросоюз, но не имеют права пользоваться какими-то благами, правами, не могут там работать. У европейцев и так серьёзные проблемы с иммигрантами, вот они и боятся, что вдруг ещё и от нас к ним в огромном количестве хлынут люди, которые будут там создавать проблемы. Хотя такие страхи, по-моему, совершенно необоснованны: все русские преступники уже давно имеют визы и летают туда через VIP. А вот те, кто приедет без виз – это как раз нормальные, обычные люди, и, во всяком случае, они будут лучше и законопослушнее тех миллионов людей, которые едут туда из Африки, Азии и арабского мира.

Никто не хочет себе лишних людей, но зато все хотят дешёвую рабочую силу. Россия тоже, но рабочих мигрантов у нас уже многие миллионы. Как сделать, чтобы рабочие могли приезжать и не дестабилизировать социальную жизнь общества? Это непростой вопрос, и мы сами пытаемся его решить. И в Евросоюзе эту проблему пока ещё не решили. То, что получилось во Франции с цыганами, настораживает местного обывателя. Дескать, вот цыгане, а тут ещё миллионы русских рванут туда. Но, с другой стороны, умным людям это говорит о том, что если цыгане кочуют по Европе и практически могут везде жить без ограничений, то почему же тогда цивилизованным людям из России нельзя свободно приехать в Евросоюз, провести там три месяца, потом уехать, а потом снова приехать?

И ещё. Франция и Германия – это главные страны Евросоюза и НАТО. Они хотят, чтобы произошла перезагрузка в отношениях НАТО и Евросоюза, с одной стороны, и России – с другой. Естественно, разговор зайдёт и о ПРО. Знаете, смотря какая ПРО. Если мы будем делать некую совместную ПРО, то она и не будет угрозой для нас. На заседании Совета Россия – НАТО, который скоро пройдёт в Лиссабоне, мы выскажем, что беспокоит нас, как мы хотим не просто присоединиться к их ПРО, а делать её совместно и чётко осознавать, какие существуют угрозы. Между прочим, у нас тоже есть ПРО, и пока она больше, чем американская. Так что ПРО сама по себе – это не пугало, и не стоит из всего этого делать некий фетиш. Всё зависит от того, против кого она направлена, какие у неё объективные возможности и т.д., а это как раз вопрос тех самых переговоров, которые лидеры Евросоюза в лице Николя Саркози и Ангелы Меркель хотят параллельно с Бараком Обамой провести с Дмитрием Медведевым.

Алексей Митрофанов, член центрального совета партии «Справедливая Россия», экс-депутат Госдумы:

– Отмена виз для россиян произойдёт гораздо раньше. Европа ни шатко ни валко ведёт переговоры, подчёркивая, что отмена виз прежде всего выгодна России. Мы видим, как они постоянно заявляют, мол, Евросоюз очень внимательно относится к просьбам России, как будто это надо только нам. На самом деле Европе это надо гораздо больше, и в условиях глобализации визы превращаются в полный атавизм. Евросоюз расширяется: например, в следующем году в него войдёт Хорватия, и лет через 10–15 для России не то что отменят визы, а наша страна войдёт и в Евросоюз, и в НАТО! В информационной сфере глобализация уже наступила, и мы можем свободно общаться с любым абонентом мира. Виртуально все мы уже представляем собой единый мир, а вот в реальности нас до сих пор держат какие-то непонятные границы, визы и, главное, какие-то чиновники, которые на всём этом хотят заработать. Мы всё твердим, мол, отмените визы для нас. А почему мы не говорим, что нам давно пора вступить в Евросоюз и НАТО? Мы почему-то пытаемся быть каким-то непонятным пространством между Китаем и Европой. Кстати, о НАТО. Никакой стратегической противоракетной обороны они уже делать не будут, и та ПРО, которая будет установлена в странах Европы, не будет носить стратегического характера. Вот интересно, мы выступаем против ПРО, а какие при этом преследуем цели? Неужели мы собираемся конфронтировать с НАТО? Думаю, нет. Тогда почему же мы не хотим вступить в НАТО для того, чтобы иметь гарантии безопасности, скажем, со стороны Европы? Мы были бы уважаемым членом этой организации, а наши военные заводы наконец-то получили бы возможность заработать на натовских крупных подрядах. А сейчас мы прыгаем по «третьему миру». Да, нас не зовут в НАТО, но я не думаю, что там так уж сопротивлялись бы нашему приходу. По-моему, это произошло бы быстрее, чем наше членство в Евросоюзе. Но нами до сих пор, как в 70-е годы, правит такое мышление, дескать, НАТО – это наш враг. А почему враг? Мы живём тем, что продаём нефть и газ, металлы, золото и т.п. в Европу (в Азию гораздо меньше). Имея с Западом основной бизнес, мы говорим, мол, в ваши организации вступать не будем, потому что они очень сомнительные. Это несколько странно. Что, у нас бизнес с Ираном или, может быть, с Афганистаном? У нас основные отношения именно с Европой, и наша задача не просто получить безвизовый въезд, а стать интегральной частью Европы для того, чтобы иметь доступ к кредитам, экономической системе, свободному передвижению и так далее. Неужели непонятно, что в объединённой Европе Россия будет иметь авторитетное первое место? Нужно только на карту посмотреть! Это мы их поглотим, а не наоборот, это же закон большого пространства! 25% объединённой Европы было бы Россией, а каждый четвёртый европеец был бы русским!

Константин Косачёв, председатель Комитета Госдумы по международным делам (фракция «Единая Россия»)
Константин Косачёв, председатель Комитета Госдумы по международным делам (фракция «Единая Россия»)

Алексей Арбатов, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Алексей Арбатов, член-корреспондент РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН

Алексей Митрофанов, член центрального совета партии «Справедливая Россия», экс-депутат Госдумы
Алексей Митрофанов, член центрального совета партии «Справедливая Россия», экс-депутат Госдумы

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.10.2010 12:03
Комментарии 0
Наверх