Версия // Общество // В XVIII – XIX веках в России была создана сеть судоходных каналов

В XVIII – XIX веках в России была создана сеть судоходных каналов

6726

Судоходные каналы. Российская империя. Планы Петра

В XVIII – XIX веках в России была создана сеть судоходных каналов
В разделе

Принято считать, что каналы строились только в СССР, причем силами заключенных. Это неправда. В XVIII – XIX веках в Российской империи было построено около 10 крупных систем судоходных каналов, которые играли в жизни страны очень важную, стратегическую роль. Каналы развивались, перестраивались, увеличивалась их пропускная способность. Сегодня о них забыли, с позиции XXI века они кажутся игрушечными и никому не нужными. В этой статье мы расскажем о первых судоходных каналах в Российской империи.

Начало

В эпоху средневековья, существовавшие торговые связи между Югом (районом Каспийского и Черного моря) и Западом (русские и прибалтийские княжества) были небольшие по объёмам и осуществлялись на не больших лодках. Основным логистическим решением был волок. Выбиралось место, где две реки максимально близко подходили друг к другу. Между реками вырубалась просека, по которой лодки с товарами перетаскивались волоком по земле. Это было возможно, потому что не большие лодки имели не большой объем груза. Основную часть пути проходили по Волге, а на северо-западе приходилось несколько раз перетаскивать лодки и грузы по суше. Точного количества волоков историки не называют, но оперируют цифрами от 18 до 20. В Петровскую эпоху объемы торговли значительно выросли, как и размеры парусно-гребных судов. Перетаскивать их волоком было уже затруднительно, а несколько раз перегружать товары было неудобно и дорого. Наши предки пришли к мысли о необходимости создания на северо-западе сети судоходных каналов, в которых была предусмотрена и система шлюзов, конечно, по современным меркам примитивная. Основателем и создателем системы каналов на реках был император Петр I. Во времена его правления начались работы по прокладке четырех каналов и проработка еще одного, не реализованного проекта. В конце своей эпохи Петр послал голландских инженеров исследовать маршрут канала, который бы соединил Волгу и Дон.

Тихвинская водная система

Петр I понимал значение, как сегодня бы сказали, торгового маршрута Волга – Балтийское море. Впервые идея о необходимости соединить реки Молога и Сясь была обозначена в Указе Петра от 1712 года. Тогда император повелел исследовать маршрут для создания сети каналов. В петровское время до строительства не дошло – тогда были выбраны другие маршруты. В 1753 году к идее вернулся граф Шувалов. Он составил проект, который был утвержден императоров Павлом III. Общая стоимость работ была огромна для тех лет – 968 000 рублей. Проект дополняли, исправляли, пока не построили его часть – Сяський канал. В 1802 году работы возобновили, и в 1811 году строительство Тихвинской водной системы завершилось. В то время это было грандиозным логистическим проектом. Суммарная длина водного пути составляла 654 версты, на участках со шлюзами ширина 12 метров, глубина – 1,5 метра, что позволяло проводить по водной системе небольшие баржи без перегрузки товаров. Шлюзы имели длину 19 метров, ширину 4,3 и глубину 1,5 метра. В середине XIX века они были перестроены до ширины 4,9 метра. В 1880 е годы прошла вторая модернизация, в результате которой размеры камеры шлюзов стали составлять – длина 26 метров и ширина 5,3 метра.

Сам маршрут начинался под Рыбинском, проходил по рекам Молога, Чагодоще, Горюну, озеру Сомино, реке Валченке, далее по Тихвинскому соединительному каналу, озерам Крупино и Лебедино, по рекам Тихвинке, Сяси, Сясьскому каналу, Старо-Ладожскому каналу (о котором рассказ чуть ниже) и реке Неве. Это была важная внутренняя торговая магистраль в Российской империи. Протяженность всего маршрута составляла 654 версты – 924 км, из которых 176 км были так называемые шлюзованные участки, на которых стояли 62 шлюза. На маршруте было 105 пристаней. Во второй половине XIX века паровые буксиры вели баржи по Мологе и Сяси. На участке каналов баржи шли под конной тягой. Из Рыбинска до Санкт-Петербурга баржа доходила за 29 дней.

По теме

Тихвинская система была самой короткой из трех существовавших. Мариинская система имела длину 1 143 км, Вышневолоцкая – 1 440 км. Важным было и то, что движение судов по Тихвинской системы было в обе стороны, а по Вышневолоцкой – только в одну. Но, тем не менее, все три системы работали, и по ним перевозились грузы. Тихвинская водная система активно работала 150 лет. Но постепенно, габариты шлюзов перестали отвечать требованиям времени, и основные потоки грузов стали перевозиться по другим маршрутам. В советское время система использовалась для обеспечения местного судоходства, как грузового, так и пассажирского. Официально, судоходство прекратилось в 1956 году, фактически же шлюзы работали до 1968 года. Дело в том, что 4 пассажирских катера возили туристов. В настоящее время пройти систему по воде нельзя. В 2012 восстановили Тихвинский шлюз. В последнее время активно обсуждается вопрос о восстановлении части этого водного пути и использовании его в туристических целях.

Ладожские каналы

Этот канал имели несколько названий – Ладожский, Петровский, Староладожский. Его строительство началось в 1719 году по прямому указанию Петра I, которое было изложено в императорском указе от 1718 года. Один из участков Вышневолоцкого водного пути проходил через Ладожское озеро, которое славится своими частыми штормами в весенний и осенний период. Даже сегодня не редкость ситуация, когда современным круизным лайнерам запрещают выход в озеро во время штормов, а в XVIII веке речные барки гибли там сотнями. Решение Петра по этому вопросу было коротким, но эффективным. Император приказал построить обводной канал вокруг южного берега озера от реки Нева до реки Волхов. Канал длиной 117 км (в начале XVIII века это было крупнейшее гидротехническое сооружение Европы), был выкопан совсем недалеко от берега озера. Сначала строительство шло медленно. Недовольный Петр в 1723 году проинспектировал строительство. Результатом проверки стал арест и суд над руководителем строительства. После суда строительство канала взяло на себя государство. Канал имел длину 117 км, так как он проходил вдоль берега озера, первоначально шлюзов на нем не было. Ширина канала была 21,3 метра, глубина 2,1 метра, что позволяло проходить по нему всем типам речных судов того времени. В октябре 1730 года строительство было закончено, и в марте 1731 года было официально объявлено об открытии канала. Но, как всегда бывает, при строительстве не учли некоторые гидрологические особенности, поэтому уже через год решили построить в начале и в конце канала – в Шлиссельбурге и Новой Ладоге – шлюзы. В 1765 году в Новой Ладоге построено Новое устье канала. Это было нужно для удобства захода в Ладожский канал из Сясьского канала – части Мариинской системы – о ней далее. А в 1806 году в Шлиссельбурге было построено своё Новое устье со шлюзом. Канал развивался, в 1826 году шлюзы канала одели в гранит. Были построены разводной мост и накопительный бассейн. В Новой Ладоге построили 3 паровых насоса для закачки воды из Волхова в канал. До 1842 года в Шлиссельбурге было модернизировано Новое устье и построен второй шлюз, одетый в гранит.

Канал работал. В середине XIX века ежегодно по каналу проходило до 15 000 речных барж и до 10 000 плотов, направлявшихся в столицу империи. Однако канал заиливался, местами его глубина составляла всего 1 метр, что серьезно осложняло судоходство. Поэтому император Александр II принял решение о постройке нового канала, и в 1866-1883 годах был построен Новоладожский канал. Он шёл параллельно Староладожскому и был длиннее. Начинается Новоладожский канал в Шлиссельбурге на Неве, проходит через Новую Ладогу на Волхове, и заканчивается в Свирице на реке Свирь. Староладожский канал продолжал использоваться до 1940 года, пока так не зарос травой, что стал несудоходным. Новоладожский канал судоходен и сегодня, правда, его роль несколько изменилась. Поскольку по Ладоге ходят вполне мореходные суда, имеющие большие размеры, то каналом пользуются небольшие рыболовецкие боты и катера. Одна круизная компания прорабатывала вопрос о круизе на теплоходе проекта 305 по Новоладожскому каналу, но осуществить этот проект не смогла.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх