// // Как и зачем федеральная власть перекраивает полномочия мэров и губернаторов

Как и зачем федеральная власть перекраивает полномочия мэров и губернаторов

316

Вертикаль уходит в грунт

Темур Козаев
Темур Козаев
В разделе

Госдума одобрила два внесённых президентом закона (один – в третьем, окончательном чтении, другой – в первом), которые могут существенно изменить расстановку сил на местах, придать региональным и местным выборам новую интригу. Оба были подготовлены в рамках реализации первого Послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Первый предоставляет партиям, победившим на выборах, право предлагать главе государства кандидатуры губернаторов, второй – снимать мэров силами местных парламентов. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, как скажутся поправки в избирательном законодательстве на политическом ландшафте страны.

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» и федеральный закон «О политических партиях» дают право партии, занявшей первое место на региональных выборах, предлагать президенту кандидатуры на посты глав краёв, республик и областей.

Отныне партии-победительницы не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора должны представить главе государства не менее трёх кандидатов на эту должность. На выбор предложенных имён президенту отводится 30 дней, по истечении которых глава государства вправе забраковать всю тройку. В случае если высочайшего одобрения не получил ни один из кандидатов, можно заменить фамилии в шорт-листе. Если же партия решила отказаться от предоставленного ей права или «назвала кандидатов частично» (вдруг не нашли трёх достойных?), президент может сам внести кандидатуру главы региона в законодательное собрание для наделения его губернаторскими полномочиями. При этом местный парламент вправе не утвердить предложенную президентом кандидатуру. Однако второй отказ с его стороны закончится роспуском заксобрания.

Процесс выдвижения «троек», по мнению ряда политологов, будет выглядеть так. Шорт-лист из регионального отделения ЕР поступает в высший совет партии, где его рассматривают члены ВС «Единой России» Александр Беглов и Олег Говорун, по совместительству – замруководителя администрации и начальник управления по внутренней политике президента РФ. Они и передадут эти предложения президенту. «Реальной возможности выдвигать губернатора партии не получат, – подтверждает политолог Алексей Мухин. – Это право достанется федеральному руководству партии, а не региональным отделениям, которые живо заинтересованы в своих персоналиях».

В то же время новые полномочия партий подхлестнут процесс реального, а не бумажного партстроительства в регионах. Вот только дивиденды получат не местные отделения партий, а их федеральное руководство. Прежде всего это касается «Единой России», которая очень часто работает на местах по системе франчайзинга – под крыло региональных отделений «ЕР» попросту собраны лидеры рейтингов общественного мнения и ключевые чиновники области или края.

Впрочем, некоторые эксперты считают иначе. Так, политолог Алексей Макаркин полагает, что новые права партий призваны полностью исключить региональный лоббизм при назначении губернаторов. А значит, и снизится интерес партий к участию в выборах.

Спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя законопроект, счёл нужным пояснить, что «партии будут вносить предложения по кандидатурам, но решающее слово остаётся за президентом», при этом «норма закона, по которой кандидата вносит президент, не меняется». Впрочем, это неудивительно. Напомним, что инициатива была впервые озвучена президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному собранию. Выступая в 2008 году перед депутатами и сенаторами, он, в частности, заявил, что предложения по кандидатурам будущих глав регионов должны предоставляться «президенту только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах».Политолог Алексей Мухин, впрочем, считает, что озвученная президентом идея выдвижения губернаторов через партии была актуальна до кризиса, когда все «первые призы» уверенно брала «Единая Россия». В случае дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в стране лидерство партии власти на выборах может быть поставлено под вопрос.

По теме

Кроме того, сложная система подачи заявок через федеральное руководство партии и, что не менее важно, широкие полномочия президента сводят на нет весь эффект от нововведения. Эксперты предрекают: новый законопроект на местах оценён не будет.

Совсем иное дело – законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый депутатами Госдумы в первом чтении. Одобренные парламентариями поправки дают право муниципальным депутатам двумя третями голосов отправить в отставку мэра города. Даже не дожидаясь новых выборов. И без согласования с губернатором, который должен быть лишь в уведомительном порядке информирован о происходящем.

Впрочем, предусматривается, что инициатива в снятии городского головы может исходить не только от депутатов, но и от губернатора (если мэр не справился с вопросами ведения, переданными ему с регионального уровня). Но в любом случае вопрос о вынесении вотума недоверия мэру рассматривается местным парламентом в течение одного месяца. Он также должен быть заблаговременно уведомлён о дате и месте проведения заседания.

Если необходимого числа голосов для отстранения мэра от власти с первого раза не было набрано, то вопрос об отставке главы муниципального образования может быть вынесен на повторное рассмотрение не ранее чем через месяц со дня предыдущей попытки увольнения мэра, говорится в тексте документа. При этом ответного права роспуска мэром городского собрания законопроектом не предусмотрено.

И последнее нововведение – .

Ряд экспертов уже высказывают опасения, что поправки в закон о местном самоуправлении будут использоваться властью для исправления «ошибок», допущенных избирателями в ходе выборов городских голов. Уже сейчас некоторые аналитики говорят, что расширение прав местных депутатов в вопросе о снятии мэров с должностей – не что иное, как способ обойти подписанную Россией Европейскую хартию местного самоуправления. Напомним, этот документ гарантирует, что институт самостоятельности местного самоуправления – один из важнейших признаков развитого демократического общества. И влияние на него госвласти строго ограничено.

Новые поправки в закон о местном самоуправлении – очередной шаг на пути дальнейшего распространения вертикали власти на местный уровень, её, так сказать, внедрения в грунт. На сей раз это делается при помощи партий: с недавних пор местные парламенты стали избираться по схеме «50 на 50» (партийные списки и одномандатники). И это при том, что самовыдвиженцам никто не мешает после победы влиться во фракцию, как часто и происходит. Иными словами, партия власти может снимать мэров либо силами одной своей фракции, либо при помощи другой партии. «В реальности это усиление влияния губернаторов и центра в регионах, предпринятое, как только наверху стало ясно, что на местах зреет недовольство», – считает Алексей Мухин.

По слухам, новая законодательная инициатива окончательно оформилась после анализа декабрьских акций протеста в Приморье.

Кризис дал новое подтверждение необходимости укрепления власти на местах: мэры, вынужденные разрываться между недовольством снизу и понуканием сверху, сейчас стараются перенести ответственность за происходящее на региональный уровень. А то и выше. Очередное подтверждение того, с точки зрения власти, принесли выборы 1 марта: на уровне местного самоуправления они прошли отнюдь не так гладко, как хотелось бы «Единой России».

Местные же кланы могут воспользоваться новыми полномочиями парламентов в войнах за собственность, ресурсы, влияние. «Одно дело, когда глава местного самоуправления ждёт суда в СИЗО и юридически остаётся градоначальником, – говорит Алексей Макаркин. – Лишить этого поста может только суд, назначив вместе с наказанием и запрет на занятие должности. Так что появление такого документа логично, ведь даже президенту можно объявить импичмент». Однако, напоминает политолог, в политической системе «нет универсальных правил снятия с должности, критерии размыты», и это, безусловно, играет на руку тем, кто затевает борьбу за влияние и власть.

У поправок в закон о местном самоуправлении есть ещё одна сторона, о которой власть пока не слишком задумывается. Если кризисные явления в экономике и социальной сфере будут нарастать, то региональные элиты вполне способны на самостоятельную игру, а то и пойти ва-банк, чего не случалось с 1998–99 годов. «Последствия принятия этого закона тесно увязаны с глубиной и масштабностью экономического кризиса, – считает Макаркин. – Местные элиты при эрозии политической стабильности могут попытаться изменить расклад сил». И в этом случае можно ожидать массированной замены мэров в тех регионах, где они не «выращены на местах», а делегированы с более высокого уровня.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2009 12:10
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх