Версия // Культура // Как Гайдай накрывал стол на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Как Гайдай накрывал стол на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

17067

Лепота!

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Этот год выдался юбилейным для фильмов Леонида Гайдая. 40 лет стукнуло знаменитой «Бриллиантовой руке». 35 исполнилось ещё одной культовой ленте Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Годы идут, но комедии Леонида Иовича до сих пор популярны. А реплики из них давно вошли в обиход россиян. Не стал исключением и «Иван Васильевич». Как создавалась эта картина, решил напомнить читателям корреспондент «Нашей Версии».

После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай мечтал хотя бы на время отойти от комедийного жанра. Для своей новой постановки он выбрал пьесу Михаила Булгакова «Бег». Но не тут-то было. Чиновники из Госкино заявили режиссёру буквально следующее: «Людям нужны смешные истории. Ищите весёлый сценарий». И Гайдай его нашёл.

В основу сценария легла пьеса всё того же Булгакова «Иван Васильевич». Правда, Гайдай внёс в неё очень существенные коррективы. Например, действие перенесено из булгаковских 30-х в современные Леониду Иовичу 70-е годы. И это было не единственное изменение. В Москве даже поговаривали, что за вольную трактовку на Гайдая обиделась вдова Булгакова. И якобы даже хотела запретить использовать пьесу для съёмок фильма. Но так или иначе в 1973 году картина вышла на экраны и мгновенно покорила сердца кинозрителей.

Ещё на стадии подготовки сценария Леонид Иович увидел в журнале «Наука и жизнь» портрет Ивана Грозного, воссозданный известным антропологом Михаилом Герасимовым. Что любопытно, этот портрет напомнил режиссёру его любимого актёра… Юрия Никулина! И вся дальнейшая работа над сценарием велась Гайдаем с прицелом на то, что роль Ивана IV и соответственно управдома Бунши сыграет именно он.

«Но Лёниным мечтам не суждено было сбыться, – рассказывает вдова режиссёра Нина Гребешкова. – Юра от роли отказался со словами: «Лёнь, ну ты что? Это же на полку!» Ведь в то время Булгаков был практически запрещён: книги его не издавали и не ставили. «Гарантирую, что ничего на полке лежать не будет», – ответил ему Гайдай. Но сниматься Юра всё-таки не согласился. В итоге Лёня долго и тщательно отбирал актёра на эту роль. Пробовались такие талантливые исполнители, как Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. Первого не взяли на эту роль, потому что пробы не понравились худсовету, второго – потому что он ассоциировался с известной троицей Трус – Балбес – Бывалый. Лебедев, по мнению Гайдая, был прекрасным царём, но не был убедителен в роли управдома. В итоге звёздную роль блестяще сыграл Юрий Яковлев, с которым у Леонида Иовича сложились прекрасные отношения».

Предложение сняться у Гайдая Юрий Яковлев принял без колебаний. «Я с удовольствием в своё время посмотрел «Операцию «Ы», смеялся так, что чуть со стула не упал, – рассказывает Юрий Яковлев. – Я был в абсолютном восторге от картин Леонида Иовича и понимал, что это один из наших лучших комедийных кинорежиссёров. Поэтому согласился сразу. Передо мной стояла непростая задача – сыграть практически в одном гриме двух абсолютно разных людей. Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать. Такое решение очень понравилось режиссёру, и он согласился. Кстати, готовясь к роли, я вспоминал Николая Черкасова, который сыграл Ивана Грозного в картине Сергея Эйзенштейна. Конечно, этот трагический образ в комедию не очень-то вписывался, но и оглуплять персонаж было нельзя. Я интуитивно чувствовал: чем серьёзнее буду играть, тем смешнее получится».

По теме

Как известно, Гайдай часто приглашал в свои новые фильмы актёров, которые уже снимались у него раньше. Вот и в картину «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай взял Александра Демьяненко, Владимира Этуша, Савелия Крамарова, Сергея Филиппова, Наталью Крачковскую и Михаила Пуговкина.

Но кандидатура последнего в роли Якина не понравилась столичным именитым режиссёрам. Всё дело было в том, что у Михаила Ивановича была репутация стопроцентно комедийного артиста. «И как такой дурачок, как отец Фёдор из «Двенадцати стульев», сможет играть деятеля кино?» – возмущались коллеги Гайдая. «Товарищи режиссёры! Вы все думаете о себе слишком хорошо. А зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются»,– заверил на художественном совете коллег по цеху режиссёр Григорий Чухрай. Благодаря заступничеству Чухрая Гайдаю и удалось отстоять Пуговкина.

В роли Жоржа Милославского режиссёр видел Андрея Миронова, но, увы, не сложился дуэт Яковлев – Миронов. Так что Гайдаю пришлось искать другого актёра. В итоге он принял неожиданное решение и пригласил на эту роль Леонида Куравлёва.

С композитором Александром Зацепиным Гайдай успешно сотрудничал и раньше. А три его песни в картине – «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Звенит январская вьюга» и «Маруся молчит и слёзы льёт» – стали не просто звуковым сопровождением, а настоящей визитной карточкой фильма. Кстати, «Звенит январская вьюга» могла исполнить София Ротару. В то время певица уже не раз сотрудничала с Зацепиным, однако в итоге утвердили вариант, исполненный Ниной Бродской. У Ротару песня получалась чересчур драматичной, да и голос главной героини фильма Натальи Селезнёвой больше был похож на голос Бродской.

Царскими палатами на время съёмок стал кремль Ростова Великого Ярославской области. И вот однажды, во время съёмок сцены «Проезд конницы Ивана Грозного», в музей прибыла очередная партия туристов, которые, естественно, не были в курсе, что рядом идут съёмки. И вдруг поблизости от них промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Затем промчались ещё раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. Но среди них был пожилой русский эмигрант, которого чуть было не хватил удар. Он решил, что в России началась революция.

А после завершения съёмок костюмы царя, его придворных и стражников, а также наряд Жоржа Милославского были подарены музейным работникам ростовского кремля, которые и по сей день встречают в этих одеждах именитых гостей.

Кстати, все экспонаты в картине (за исключением, естественно, машины времени и ювелирных украшений) были настоящими, даже икона Божией Матери, которая так понравилась Милославскому. А шикарный стол, за которым актёр Юрий Яковлев произнёс знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрывал сам Гайдай. На свои деньги он купил все эти яства: и рыбу, и икру, и поросёнка. Правда, сцену, когда Милославский и Иван Васильевич бросали в стражников все эти деликатесы, съёмочная группа пережила с трудом, так как, по признанию актёров, очень хотелось всё это съесть самим. Заграничная ручка с раздевающейся девицей тоже была собственностью режиссёра. В фильме, напомним, Милославский дарит её шведскому послу.

Труднее всего на съёмках пришлось Наталье Крачковской. Во-первых, ей пришлось нелегко во время работы над знаменитой сценой, где актриса говорит: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат». В конце эпизода актриса предстаёт абсолютно лысой. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика, – вспоминает Наталья Леонидовна. – Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребёнка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Всё это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

А во-вторых, актриса чуть не погибла. Снимали сцену, когда попавший в наши дни самодержец стоит на балконе в квартире инженера и, восторгаясь, говорит: «Лепота!». Жена Бунши принимает царя за своего мужа и перелезает с одного балкона на другой. Но Крачковская жутко боялась высоты, и тогда Гайдай пошёл на хитрость: пообещал, что каждый её шаг будет страховать бригада, находящаяся в строительной люльке этажом ниже, и посоветовал Крачковской не смотреть вниз. Наталья Леонидовна перекинула ноги через перила и всё же посмотрела вниз. Не увидев люльки, она тут же потеряла сознание. К счастью, её успели подхватить и втащить обратно.

Был в процессе съёмок и курьёзный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она вновь появилась на съёмочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла – в другой. Срочно поправляйся! Диета такая: с утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед – макароны с сыром, на ужин – оладьи с мёдом. Через неделю вернёшься».

Кстати, некоторые из реплик были придуманы самой актрисой. Так, она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все!..» Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните, в фильмах физиков и прочих учёных показывали? Они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось из уст это самое «Облысели все!», а режиссёру это очень понравилось».

Естественно, не обошлось без проблем и по завершении съёмок. Картину пытались закрыть ещё во время съёмок. В Госкино Гайдаю сказали, что не позволят насмехаться над Иваном Грозным и выставлять его полным идиотом. Гайдаю пришлось объяснять, что это не царь, а управдом под видом царя. Но редактор Госкино настаивал, и фильм на время прикрыли. Ну а когда лента была закончена, каждая из многочисленных инстанций, в которых просматривали картину, убирала из ленты какую-нибудь хорошую шутку. Например, когда милиция допрашивает царя Иоанна Васильевича, у него спрашивают: «Где живёте? Адрес, я спрашиваю?» – «Москва. Кремль». Поначалу слова «Москва. Кремль» удалось отстоять, но в конце концов их пришлось заменить. Аргумент «это ведь святые для каждого слова, а вы смеётесь», увы, был убойным. Пришлось заменять «Кремль» на «палаты». Исчезла и реплика Милославского в сцене царского банкета. На вопрос Бунши, кто будет за это платить, он должен был отвечать: «Народ, батюшка, народ».

Ну, а

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2008 15:02
Комментарии 0
Наверх