// // Как будут меняться цены на автомобили в течение кризисного года

Как будут меняться цены на автомобили в течение кризисного года

460

Стоп машина

В условиях кризиса многие предпочтут латать старые, а не покупать новые авто.
Фото: ИТАР-ТАСС
В условиях кризиса многие предпочтут латать старые, а не покупать новые авто. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Автомобильный рынок перестанет падать уже в третьем квартале 2009 года. Выход на продажи уровня 2008 года произойдёт лишь не ранее 2011–2012 года. К такому выводу приходят большинство экспертов автомобильного рынка. Всего по итогам года прогнозы немного расходятся: падение составит от 50 до 70%. Изменится и модель продаж автомобилей дилерами. Они будут больше внимания уделять сервисному обслуживанию и продаже подержанных автомобилей, а цены на новые машины если и вырастут, то не намного. Основная фаза роста цен уже прошла.

Втретьем квартале 2009 года продажи упадут на 65% к предыдущему году и составят 256 тыс. машин. «Поворотной точкой будет тот момент, когда закончатся объёмы запасов прошлого года и начнутся новые поступления», – считает аналитик Ernst & Young Иван Бончев.

Дело в том, что сегодня большинство продаж приходится на прошлогодние автомобили. Об этом на прошлой неделе говорил и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. По его словам, на рынок перед повышением пошлин в 2008 году завезли огромную массу автомобилей по старым ценам.

По оценкам аналитиков, в продажах, и без того сократившихся, «скидочные» автомобили составили подавляющее большинство – от 70% до 90%. Это подтверждает и статистика: по данным ФТС, в первом квартале в Россию было ввезено около 90 тыс. новых иномарок (продажи всего на уровне 375 тыс. штук). Кроме того, на складах отечественных автопроизводителей, например АвтоВАЗа, находится около 90 тыс. прошлогодних автомобилей.

«Большинство проданных автомобилей, около 70%, сейчас приходится на прошлогодние машины. Безусловно, есть риск, что, когда они закончатся, продолжится падение. Но, с другой стороны, автопроизводители сейчас начали проводить агрессивные кампании по льготному автокредитованию самостоятельно или при поддержке государства», – считает Иван Бончев. По его словам, во втором квартале также будет доминировать продажа стока. И из-за сезонного фактора продажи должны увеличиться.

«Если посмотреть на статистику таможни по импорту, то ввоз новых машин упал почти до нуля. В продажах машины 2008 года занимают около 80%», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. По его оценкам, такие автомобили могут закончиться на рынке к сентябрю 2009 года.

«Дальше всё будет зависеть от ситуации на кредитном рынке. Кроме того, не исключено, что автопроизводителям удастся снизить цены на новые автомобили благодаря падению стоимости стали», – предполагает Пак.

Из-за того, что больших продаж на российском авторынке в ближайшее время ожидать не стоит, автодилеры вынуждены менять модель бизнеса.

Во-первых, с приходом кризиса увеличился спрос на подержанные автомобили. Это заметили дилеры, которые начали развивать схемы продажи подержанных автомобилей. «Люди идут на вторичный рынок, потому что цены там не так жёстко привязаны к разнице курсов валют», – говорит Михаил Пак и добавляет, что дилеры делают акцент не только на вторичном рынке, но и на сервисном обслуживании, которое не зависит от продаж новых автомобилей.

«Если в семье два-три автомобиля, то один из них попадёт на вторичный рынок в связи с возросшей стоимостью его содержания», – предполагает Михаил Пак. За последние несколько лет роста продаж в России вырос парк автомобилей, которые теперь необходимо поддерживать в рабочем состоянии.

На улучшение продаж подержанных иномарок будет влиять то, что они были куплены до девальвации и повышения пошлин, соответственно и продаваться будут по старым ценам. Кроме того, с 1 апреля 2009 года в силу вступил закон, отменяющий двойное налогообложение НДС при перепродаже подержанных авто. До этого дилеру надо было платить НДС два раза: первый раз – при покупке автомобиля у старого владельца (например, по программе trade-in) и второй раз – при продаже того же авто новому владельцу.

По теме

Многие дилеры уже активно начали заниматься вторичным рынком. Так, фирма «Рольф» открыла 17 площадок по выкупу и продаже автомобилей с пробегом в Москве и Санкт-Петербурге по системе trade-in. Несколько больших площадок для подержанных машин оборудовала компания «Мэйджор-авто». Дилер «Фаворит Моторс» организовал вместе с японцами первый общероссийский автомобильный интернет-аукцион YOSHIDA. Кроме того, летом в России открывает свои филиалы крупнейший в Восточной Европе игрок на вторичном автомобильном рынке – голландская компания, имеющая на своих площадках парк в 11 тыс. машин. Дилер работает в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Румынии и Голландии.

Дилеры, продавая больше подержанных машин и обращая внимание на постпродажное обслуживание, также часто увеличивают гарантийный срок. Автовладельцы, которые раньше хотели поменять свой автомобиль, решили этого не делать в условиях кризиса и предпочитают привести его в порядок, чтобы он послужил ещё некоторое время.

Ещё одна тенденция – увеличение доли автомобилей, произведённых в России, в общих продажах. Во многом благодаря падению продаж доля машин, произведённых в России, в общем объёме значительно увеличится. По мнению Ивана Бончева, рыночная доля только иномарок, произведённых в России, уже в 2009 году увеличится на 40%, в то время как в 2008 году таких машин купили только 25%. В 2010 году их доля составит, по его прогнозу, уже 50%. Причины всё те же – рост импортных пошлин на новые и подержанные иномарки, а также девальвация рубля.

Кроме того, автопроизводители, построившие заводы в России, не замораживают свои планы. Так, Volkswagen в июне начнёт продажи Golf калужской сборки, а позже – модели Passat CC и Multivan T5, а также одну из моделей Audi. Также в 2009 году Ford начал выпускать на заводе во Всеволожске модель Mondeo. GM обещает также наладить выпуск на заводе в Шушарах Chevrolet Cruze. Эти модели будут значительно дешевле импортируемых конкурентов, даже несмотря на низкий уровень локализации производства.

Переломилась и тенденция снижения доли исконно отечественных машин. Если в 2008 году доля АвтоВАЗа была 19%, то уже на 2009-й концерн прогнозирует её повышение до 25–26%. Ранее PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозировал дальнейшее снижение доли АвтоВАЗа на рынке до 18% в 2009 году и до 7% в 2020-м. На руку традиционным отечественным производителям играют не только девальвация рубля и увеличение пошлин, но и лояльность населения вне крупных городов и остановка экспансии дилеров иномарок в регионы.

Претерпят значительные изменения и дилерские сети. В частности, PwC ожидает значительную консолидацию в отрасли. В наиболее благоприятном положении окажутся дилеры, имеющие диверсифицированный портфель брендов, как российских, так и зарубежных. «Консолидация будет происходить в основном за счёт поглощения московскими и петербургскими дилерскими сетями региональных дилеров. С одной стороны, на Москву и Санкт-Петербург приходилось в последние годы примерно 65% общероссийских продаж, рынок насытился. Во-вторых, в регионах падение продаж оказалось более резким, и дилеры там находятся в более критичной ситуации», – считает Михаил Пак.

Цены же на новые автомобили из-за смещения акцента работы на подержанный рынок могут быть снижены, так как дилеры смогут снизить маржу, поскольку возрастёт прибыль от б/у. Кроме того, собранные в России модели заставят конкурентов также искать пути снижения цены.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2009 20:46
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх