Версия // Конфликт // Как банкиры опустошают карманы клиентов

Как банкиры опустошают карманы клиентов

2057

Правила алчности

Как банкиры опустошают карманы клиентов (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

Рост закредитованности россиян уже привёл к тому, что многие заёмщики оказались не в состоянии обслуживать свои кредиты. По статистике службы судебных приставов, сегодня в исполнительном производстве находятся долги на общую сумму 1,44 трлн рублей. При этом значительный вклад в ухудшение финансовых условий заёмщиков вносят сами банкиры.

В погоне за сверхприбылями банки не брезгуют ничем. В ход идут как стандартные маркетинговые схемы, балансирующие на грани обмана, так и откровенное нарушение действующего законодательства. Одностороннее изменение условий кредита, введение дополнительных комиссий, завышение ежемесячных платежей, двойные страховки – вот далеко не полный перечень самых распространённых нарушений. При этом о недобросовестных практиках банкиров знают в ЦБ, знают в общественных организациях, знают в надзорных органах. Но до сих пор банкирам, кажется, всё сходит с рук.

Платёж с потолка

Недавно в соцсетях стали появляться многочисленные сообщения клиентов Норвик Банка, возмущённых внезапным введением дополнительной комиссии, из-за которой сумма ежемесячных платежей по потребительским кредитам возрастала чуть ли не в 2 раза. «Оставшаяся сумма долга – 2,2 млн рублей, платёж с 32 тыс. сразу увеличивается до 47 тыс. в месяц. Каждый месяц я буду должен платить по 16,5 тыс. этой допкомиссии», – рассказал свою историю заёмщик Сергей.

В службе поддержки банка разъяснили: речь идёт о комиссии за продление продолжительности пользования кредитным лимитом. С чисто юридической точки зрения всё чисто: во-первых, в кредитном договоре есть пункт о том, что тарифы и условия обслуживания банк может изменить по своему усмотрению; во-вторых, ещё весной некоторым клиентам банка была предложена на тот момент бесплатная услуга по продлению продолжительности предоставления кредитного лимита. В июле за услугу стали взимать комиссию в размере 0,75%, а с 1 ноября она снова стала бесплатной. По факту речь идёт о том, что банк просто хитрым способом заставил клиентов переплачивать за кредит.

Но если в банках под такие фокусы подводят хоть какую-то юридическую базу, то микрофинансовые организации подобными «мелочами» даже не заморачиваются. Недавно региональные управления Роспотребнадзора обнаружили, что микрокредитные организации «Твой.Кредит» и «М-Кредит» самовольно завышали размер задолженностей по платежам заёмщиков. В результате только в Красноярском крае дельцы обогатились на 413 млн рублей. А в Карелии ростовщики не только увеличивали суммы долгов по уже заключённым договорам, но и вводили клиентов в заблуждение относительно условий займов.

Страхование жадности

В прошлом году о наиболее популярных уловках банкиров сообщила служба финансового уполномоченного. Среди нарушителей оказались даже крупные игроки банковского сектора. Так, Россельхозбанк и Райффайзенбанк клали себе в карман огромные комиссионные за оформление страховок по кредиту. Из 70 тыс. рублей, уплаченных заёмщиками за страховку, 50 тыс. банк забирал себе. Неприятную ситуацию со страховками зафиксировали и в Газпромбанке: в кредитном договоре сообщалось, что ставка по кредиту снизится в случае оформления полиса личного страхования. Однако, как выяснили в аппарате финомбудсмена, одному из заёмщиков банкиры мало того что оформили сразу две страховки, так ещё и забыли снизить ставку по кредиту.

По теме

А в Амурской области клиенты «Сбера» жалуются на то, что при оформлении ипотеки банк фактически заставляет оплачивать и дополнительную услугу от банка «Домклик Плюс». Тем, кто отказывается, повышают процентную ставку. «Это стандартные условия при оформлении дальневосточной или семейной ипотеки в «Сбере» сегодня. Клиент должен оплачивать «Домклик Плюс» все годы, пока не выплатит ипотеку», – рассказывает риелтор из Благовещенска Оксана Кузнецова.

Ставки сбоят

Не совсем понятные схемы с ипотечными кредитами являются одними из самых популярных у банкиров. «Т-Банк в одностороннем порядке увеличил срок ипотечного кредита, размер и регулярность платежей по моей ипотеке, перешедшей к нему из Росбанка», – рассказывает форумчанин из Москвы.

Представители банка отделываются отпиской о том, что для ипотечных заёмщиков, пришедших из Росбанка, оставляют прежние условия, хотя и обещают во всём разобраться. Впрочем, если до даты очередного платежа разобраться не получится, не исключено, что заёмщику придётся внести платёж, рассчитанный банком по его усмотрению.

Подобными жалобами сегодня пестрят многие отраслевые сайты, так что списать все случаи на «технические сбои» явно не получится. «У меня автокредит на 36 месяцев. Я зашёл в график платежей, а там уже не 36 платежей, а 40! Но я не брал никаких каникул и исправно погашал кредит. Может ли банк в этом случае увеличить срок кредита и количество платежей и что мне с этим делать?» – недоумевает заёмщик Артём.

Можно предположить, что банкиры прощупывают почву: если клиент не соглашается на новые навязанные условия, то их отменяют с извинениями и ссылками на «технические неполадки». Если соглашается, банк получает дополнительный доход.

По действующему законодательству банки не имеют права в одностороннем порядке и без согласования с заёмщиком поднимать ставку по уже выданным кредитам. Однако практика показывает, что так происходит далеко не всегда.

В СМИ сегодня обсуждается история жительницы Барнаула, обратившейся в общественную приёмную депутата Госдумы Александра Терентьева. По информации заёмщицы, ипотечный кредит в одном из городских банков она оформила ещё в 2021 году со ставкой 9% годовых. Однако с тех пор банкиры уже 8 раз (!) повышали ставку, и сегодня она составляет 24,5%.

Комплимент не откатите?

При оформлении льготной ипотеки банкиры иной раз не брезгуют даже откровенными «откатами», которые политкорректно называют комиссией банку.

«Мы сначала даже понять не могли, что значит «комиссия банку». Думала, что эти деньги пойдут в сам кредит, – цитирует пресса жительницу Амурской области Марину Золотарёву, пытавшуюся оформить семейную ипотеку. – А это комплимент банку за то, что он выдал нам ипотеку! Спрашивали, почему появилась такая комиссия. Нам в нескольких банках сказали: потому что теперь невыгодно выдавать ипотеки, ключевая ставка слишком высокая».

По словам заёмщицы, в разных банках, куда она обращалась, размер «комплимента» составлял 15–20% от суммы кредита. Чем выше первоначальный взнос, тем меньше «комплимент». В итоге Марине удалось оформить ипотеку на приобретение квартиры стоимостью 7,5 млн рублей. Сумма первоначального взноса составила 1 млн 850 тыс. рублей, ещё 950 тыс. рублей банкиры забрали в качестве «комплимента».

«Комиссия за выдачу ипотеки – стандартная сегодня ситуация для льготных заёмщиков в Приамурье, – комментирует руководитель агентства недвижимости «Твои стены» Валентина Кулага. – Дело в том, что желающих получить льготный жилищный кредит намного больше, чем количество таких льготных кредитов, которые могут выдать банки. И тогда они выбирают из заёмщиков тех, кто для них более выгоден. Ну а выгоден тот, кто заплатит больше. Вот так и родились комиссии».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2024 16:00
Комментарии 1
Наверх