Версия // Власть // В российские школы вернутся уроки политинформации?

В российские школы вернутся уроки политинформации?

1807

Политпросвет

В разделе

Фракция КПРФ в Госдуме намерена внести законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации. Предполагается, что он будет идти два раза в неделю и даже попадёт в список экзаменационных предметов. Это должно помочь развитию патриотизма у подрастающего поколения, причём в «правильном русле». В развитие этой инициативы парламентарий от «Единой России» Олег Савченко хочет обязать местных депутатов ежемесячно посещать школы и «обсуждать с детьми наиболее острые политические темы». Кроме того, он предлагает повсеместно организовать факультативные занятия, на которых школьникам будут транслировать советские фильмы: «документальные либо художественные, но близкие к историческим фактам». Помогут ли школьные уроки политинформации воспитанию патриотизма?

Александр СУРМАВА, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук:

– Нагрев головы в пробке у керченской переправы, депутаты Госдумы принялись увлечённо обсуждать способы введения патриотического единомыслия в России. Начать они решили со школ, в которых предлагается ввести уроки патриотической политинформации. Какое-то время они были, правда, слегка дезориентированы разговорами о том, что Российская Конституция запрещает насаждение единой идеологии и что наши заклятые враги нам больше не враги, а партнёры.

И вот наконец историческая справедливость восторжествует. Патриотизм вновь, как в советские времена, станет главным школьным предметом. То, что практика идеологической накачки детей противоречит Конституции – дело легко разрешимое. Думские патриоты, если начальство поставит перед ними такую задачу, легко и Конституцию подкорректируют, и сочинят новый закон, предусматривающий уголовное наказание за непатриотический образ мыслей.

Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза «Учитель», школьный учитель истории:

– По собственному педагогическому опыту могу сказать, что старшеклассники политикой интересуются, но официозная точка зрения их интересует мало, так как они её каждый день и так слышат по всем госканалам. Оптимальным вариантом была бы организация дискуссии, где были бы представлены как минимум две точки зрения, но это никому из инициаторов законопроектов не нужно. Политинформация в понимании КПРФ и ЕР должна представлять собой трансляцию официальной точки зрения в казённом учреждении за казённый счёт. Что касается педагогов, то большинство будет абсолютно не мотивировано и ограничится зачитыванием некоей «типовой» методички. С 2014 года и так небольшая оплата труда классного руководства перенесена на региональные и местные бюджеты, в результате чего во многих регионах она стала ещё меньше прежнего. Так что на энтузиазм большинства педагогов рассчитывать трудно. Результат предсказуем: школьники возненавидят официоз на всю жизнь. Аналогия с советским опытом в данном случае вполне уместна. А те педагоги, кто действительно интересуется политикой и готов обсуждать эти вопросы с детьми, находятся под дамокловым мечом закона «Об образовании», который грозит увольнением учителю, сообщившему учащимся «заведомо недостоверные сведения». Понятно, что определять, что достоверно, а что нет, будут «компетентные органы».

Вадим СОЛОВЬЁВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция КПРФ):

– Я считаю, что надо возрождать советские традиции, когда школьники обсуждали с учителями вопросы патриотического характера и выступали перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране. Можно приглашать ветеранов войны, героев труда, каких-то других знаковых людей. Школа должна быть не только образовательным учреждением. Её функция – это в первую очередь воспитание патриота, готового к защите своей Родины. Пора нам уходить от западных стандартов, готовящих высококачественного потребителя, и возвращаться к лучшим традициям российской и советской школы. Увы, нынешние ученики, даже старшеклассники, не знают о том, чем живёт наша страна. Та тревожная ситуация, которая сейчас существует на территории Украины, диктует срочную необходимость развития патриотического воспитания. Надо, чтобы ребята понимали, что у России есть не только друзья, но и враги, которые готовы уничтожить нашу страну ради своих интересов. Причём приобщать школьников к таким занятиям нужно ещё с младших классов.

Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, сопредседатель Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность», член исполкома Союза социал-демократов:

– С одной стороны, политинформация – штука полезная, поскольку может приучить школьников к тому, что в мире происходит много интересного и важного, за чем хорошо бы следить. С другой стороны, сам отбор того, о чём будет говориться в политинформации, всегда связан с некоей идеологической нагрузкой. А это противоречит Конституции РФ, которая гласит, что ни одна идеология не может устанавливаться в виде государственной. Да и советский опыт показывает, что уроки политинформации часто вырождаются в такую тягомотину и формалистику, которая только отбивает интерес к политике. Вместо этого нужно пересмотреть и методы преподавания, и содержание всего комплекса школьных дисциплин, связанных с общественными вопросами: литературы, истории, обществознания. Важно создавать условия для развития разного рода школьной общественной волонтёрской активности. Патриотизм воспитывается не обилием слов, а конкретными делами.

Александр СУРМАВА, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук
Александр СУРМАВА, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук

Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза «Учитель», школьный учитель истории
Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза «Учитель», школьный учитель истории

Вадим СОЛОВЬЁВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция КПРФ)
Вадим СОЛОВЬЁВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция КПРФ)

Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, сопредседатель Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность», член исполкома Союза социал-демократов
Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, сопредседатель Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность», член исполкома Союза социал-демократов

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2014 22:35
Комментарии 0
Наверх