// // К 70-летию Победы странам СНГ разъяснят, как рассказывать о войне

К 70-летию Победы странам СНГ разъяснят, как рассказывать о войне

505

Чтобы помнили

К 70-летию Победы странам СНГ разъяснят, как рассказывать
о войне
В разделе

Ассоциация директоров институтов истории стран СНГ приняла решение о создании специального учебника по истории Великой Отечественной войны. По словам руководителя отечественного Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, «книга будет написана к 70-летию Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне». В ассоциации считают, в странах СНГ школьникам рассказывают о войне не всегда правдиво. «Наша Версия» выяснила, как это происходит сейчас.

Александр Чубарьян объяснил, что некоторые страны, например Молдавии, считают, что участвовали не в Великой Отечественной, а именно во Второй мировой войне. Однако если по вопросу названия всем сторонам удалось прийти к компромиссу, то относительно содержания будущего учебного пособия пока ясности нет – уж очень сильно зачастую отличаются исторические концепции в разных странах. Тем не менее сама попытка учёных-историков из стран СНГ сформировать общий взгляд на общую историю заслуживает уважения. Во встрече и обсуждении концепции будущего учебника приняли участие историки из России, с Украины, из Белоруссии, Армении, Казахстана, Азербайджана, Молдавии и Таджикистана. Представители Киргизии и Узбекистана также подтвердили своё участие в проекте. Разработкой концепции нового учебника займутся учёные из Белоруссии.

На Украине не любят вспоминать сотрудничество УПА с Гитлером

Выбор именно белорусских стандартов в качестве ориентира для написания общего учебника логичен. В нынешних белорусских учебниках вполне адекватно представлены основные события Великой Отечественной, при этом каких-либо резких оценок или, напротив, безусловного одобрения действий военного руководства СССР белорусам удалось избежать. В то же время на Украине, как известно, практически официально существуют две различные концепции истории Великой Отечественной. Наряду с традиционными взглядами в последние годы пропагандировалась «освободительная» роль Украинской повстанческой армии. По словам академика Чубарьяна, в украинских учебниках истории говорится, что «Великая Отечественная война была борьбой Советского Союза за господство в мире и не имела никакого отношения к Украине». Память о миллионах украинцев, отдавших свои жизни за освобождение родного края от коричневой чумы, сегодня должна потесниться, чтобы дать место рассказам о «подвигах» бандеровцев. В школах учителям истории настойчиво рекомендовалось отмечать вместе с учениками дни рождения руководителей украинских националистов – Степана Бандеры и Романа Шухевича.

Начало героизации тех, кто воевал с оружием в руках против советских солдат на территории Украины, было положено ещё при президенте Викторе Ющенко – тогда Академия наук Украины посвятила один из номеров журнала о преподавании истории в школе признанию УПА воюющей стороной в Великой Отечественной войне. «То есть, по их мнению, она и с советскими, и с немецкими войсками воевала за создание единого украинского государства», – говорит учитель истории старейшей крымской гимназии им. Ушинского Дмитрий Борисов.

Но если в Крыму даже в период его нахождения в составе Украины подобные взгляды старались детям не прививать, то в остальной части страны ситуация, конечно, гораздо хуже. На этом фоне уже не удивляют комментарии в Интернете, где молодые украинцы на полном серьёзе рассказывают, что это не бандеровцы терроризировали местное население на Западной Украине, а специально переодетые в форму УПА бойцы НКВД. Одновременно в ряде украинских учебников откровенно замалчиваются факты прямого сотрудничества УПА с гитлеровцами.

По теме

В Молдавии история преподаётся с позиций побеждённого агрессора

Кишинёвские историки до сих пор спорят, как именно следует рассказывать о событиях 70-летней давности подрастающему поколению. При этом даже наиболее взвешенная концепция, оперирующая понятием «Великая Отечественная война», в равной степени возлагает вину за развязывание войны на Германию и СССР. Этого взгляда придерживаются националисты. Однако есть и немало тех, кто считает молдаван всего лишь частью румынского народа, выступает за присоединение Молдавии к Румынии и настаивает на преподавании в школах «истории румын». Для них нет никакой Великой Отечественной, а есть лишь Вторая мировая война, в которой Румыния под руководством диктатора Антонеску потерпела поражение. Не случайно руководство Молдавии отклонило приглашение принять участие в торжествах по случаю 65-летия Победы в Москве – как пояснил тогдашний и.о. президента страны, там соберутся победители, «что там делать побеждённым». Неудивительно, что в тех молдавских школах, где используются прорумынские учебники, история детям преподаётся с позиций побеждённого агрессора.

В странах Балтии выискивают «героев» в немецкой форме

В республиках Закавказья, как и в нынешних государствах Средней Азии, история Великой Отечественной преподаётся в целом так же, как и в советское время: агрессором называется Германия, а освободителем Европы – Советский Союз. Акцент в каждой конкретной стране делается на вкладе соответствующей советской республики в общую победу.

На этом фоне официальная версия истории, принятая на вооружение в Прибалтике, не может не удивлять. Из учебников истории оказались вычищены практически все упоминания о латышах, литовцах и эстонцах, сражавшихся с фашизмом, тогда как основной объём учебной программы оказался отдан описаниям «подвигов» тех, кто воевал в немецкой форме.

Понятно, что новые небольшие государства отчаянно нуждаются в собственном пантеоне героев, но зачем же выискивать их среди солдат 20-й «эстонской» дивизии СС, не одержавшей к тому же толком ни одной победы, когда есть Эстонский стрелковый корпус, героически освободивший Великие Луки? В Литве словно стесняются 16-й Литовской дивизии, которая в составе Красной Армии стояла насмерть в боях на Курской дуге. Латышские легионеры, ежегодно собирающиеся в Риге 16 марта, почему-то стараются не вспоминать, что первый же бой так называемого латышского легиона с частями Красной Армии привёл к почти полному переформированию этого соединения из-за полного поражения и многочисленных потерь. Зато в учебниках истории немало места отведено «лесным братьям», которые, как и бандеровцы на Западной Украине, в послевоенные годы откровенно терроризировали местное население. Переписывание истории в Прибалтике достигло своего апогея в 2007 году, когда в центре Таллина был демонтирован памятник советским воинам, известный как «Бронзовый солдат».

Судьбы государств и их народов должны быть объединены связующей нитью

В России лишь год назад было решено разработать единый учебник истории для преподавания в школах по всей стране – с такой идеей выступил президент Владимир Путин. Полгода потребовалось, чтобы только разработать концепцию нового учебника. Учёные выделили около 30 «трудных вопросов» отечественной истории, до сих пор являющихся предметом спора для историков, в том числе вопросы о подготовленности СССР к войне и о роли Сталина.

Однако научные споры не могут и не должны стать поводом для сознательного искажения одной из героических страниц нашей общей истории, считает директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. По его словам, идея создания общего учебника по истории ВОВ для стран СНГ – безусловно, позитивное решение. «История Великой Отечественной войны в значительной степени наши страны объединяет», – считает учёный. По его мнению, «создание учебника будет способствовать гуманитарной интеграции постсоветского пространства». На опасность искажения исторических фактов, которое может поставить под сомнение подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, указывает и научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. «Недопустимо, когда в одном пособии факты трактуются как прогрессивное явление, а в других как тенденция совершенно противоположная – всё трактуется как трагедия отдельной нации», – считает он. По мнению г-на Мягкова, в создаваемом учебнике «судьбы государств и их народов должны быть объединены связующей нитью». Нить, однако, рискует порваться: в свете последних событий на Украине киевские историки могут отказаться от участия в совместном проекте.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.04.2014 16:20
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх