В большинстве крупных европейских городов наблюдается тревожная картина: люди вынуждены тратить время на ожидание в многометровых очередях, а рейсы задерживаются на несколько часов или улетают без своих пассажиров. При этом возмущенным туристам объясняют, что очереди возникли из-за заботы об их благополучии – это «плата за безопасность».
Работа крупнейших европейских аэропортов оказалась практически под угрозой срыва: в лондонском Хитроу, парижском Орли, а также в воздушных гаванях Мадрида, Барселоны, Амстердама, Брюсселя и других городов образовались многометровые очереди из пассажиров. В течение нескольких часов люди вынуждены ждать, когда сотрудники пограничной службы смогут проверить их документы и пропустить на борт авиалайнера. В этот раз причинна коллапса в аэропортах Европы заключается не в массовом компьютерном сбое и не в повсеместных неполадках с самолетами – неприятная ситуация сложилась из-за мер, принятых властями Евросоюза в целях безопасности.
Проверить и перепроверить
Брюссель ввел новый пропускной режим после того, как выяснилось, что экстремисты, которые устроили серию террористических атак в Париже осенью 2015 года, возможно, использовали для своих передвижений паспорта граждан ЕС. Теперь представители погранслужбы обязаны осуществлять проверку абсолютно каждого пассажира в базах Шенгенской информсистемы и Интерпола. В среднем на одного человека уходит порядка двух минут – если, конечно, компьютеры работают исправно и не «тормозят». В противном случае процесс может затянуться.
Кто виноват?
Авиакомпании выступили с обвинениями в адрес администрации аэропортов, заявив, что те не отреагировали на изменения в пропускном режиме и не позаботились о расширении штата сотрудников, чтобы несколько разгрузить очереди. Учитывая курортный сезон и огромные толпы туристов, которые едут в Европу на отдых или наоборот уже отправляются домой, это было бы очень актуально. Многочисленные претензии высказываются и в адрес властей ЕС.
В Брюсселе на них ответили стандартной отговоркой: очереди – это «плата за безопасность». Почему эта «плата» превратилась в настоящий локальный апокалипсис практически в каждом крупном аэропорту, в Еврокомиссии тактично умолчали.
Ложка дегтя
Каким бы потрясающим ни был отдых в европейских странах, самым сильным впечатлением, которое многие туристы привезут с собой из отпуска, вполне могут оказаться беспрецедентно огромные очереди. Кто-то вспомнит, что провел в ожидании порядка четырех часов, как некий путешественник, пытавшийся улететь из амстердамского Схипхола и поделившийся своей проблемой в Twitter, кто-то подумает о неработающем кондиционере в зоне ожидания и обмороках, вызванных духотой, кто-то – о самолете, который улетел, как, например, лайнер из Лиссабона, недосчитавшись на борту пары десятков пассажиров, застрявших на погранконтроле. .
Россиянам, как это обычно бывает, «повезло» больше всех. Поскольку Россия не состоит в рядах европейского объединения, граждане РФ путешествуют по странам ЕС по шенгенской визе. По этой причине новые проверки затрагивают их напрямую. Как долго продлится коллапс в аэропортах, и последуют ли какие-то меры со стороны Еврокомиссии, сказать пока затруднительно.