// // Государство лишает народ любимого напитка ради собственной выгоды?

Государство лишает народ любимого напитка ради собственной выгоды?

363

Губит людей не пиво

Споры о вреде пива не имеют ничего общего с заботой
о здоровье: на кону деньги пивоваров
Фото: ИТАР-ТАСС
Споры о вреде пива не имеют ничего общего с заботой о здоровье: на кону деньги пивоваров Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Похоже, что вся мощь идущей полным ходом в стране антиалкогольной кампании грозит обрушиться на производителей пива. Недавно в Госдуму был внесён законопроект, приравнивающий пенный напиток к алкоголю. Принятие этого документа будет означать, что регулировать пивной рынок будут по тем же правилам, что и рынок крепкого алкоголя. Косвенным свидетельством того, что власть решила всерьёз взяться за пивную индустрию, могут служить также и всё громче звучащие предупреждения о новой «болезни», поразившей россиян, – пивном алкоголизме. Участники рынка уверяют, что истинная причина нагнетания этой темы не что иное, как желание чиновников ещё больше закрутить гайки. Удастся ли пресловутому «пивному лобби» в очередной раз отбиться от назойливого государственного регулирования, будет зависеть от судьбы подготовленного проекта технического регламента на пиво. Фактически сегодня развитие всей индустрии зависит от этого, казалось бы, чисто формального документа.

На прошлой неделе в интернет-блоге одной из совладельцев завода «Очаково», Инны Кочетовой, появилось небезынтересное сообщение. Речь шла о том, что пивной алкоголизм – миф, создаваемый властями ради оправдания очередного повышения акцизов на пенный напиток. «Любой врач скажет вам, что в медицине нет понятия «пивной алкоголизм», говорилось в посте. Дальше следовало указание на то, что в перечне болезней ВОЗ, в международной классификации болезней, в руководстве по диагностике и классификации психических расстройств есть только «алкоголизм». Эта болезнь диагностируется независимо от того, какой именно напиток употреблялся: коньяк, водка, виски, пиво, вино, портвейн, коктейли. «А какие аргументы приводятся в защиту существования этой болезни, как красочно описываются её ужасные последствия! Свиной грипп позавидует», – негодовала Инна Кочетова.

Стоит отметить, что доля истины в словах производителей пива действительно есть. За последнее время из уст чиновников не раз звучали нелестные высказывания в адрес именно пенного напитка. Особенно в борьбе с «пивным алкоголизмом» преуспел главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который даже как-то в сердцах заявил, что Россию погубит «не СПИД, не туберкулёз, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения».

Очевидно также и то, что сам термин «пивной алкоголизм», безусловно, был придуман чиновниками скорее в качестве повышения значимости собственных речей, нежели в качестве нового заболевания. Как в один голос уверяют специалисты-наркологи, официального термина «пивной алкоголизм» в медицине действительно не существует.

«Можно курить коноплю, содержащую мало канабиоидов, а можно курить так называемый «пластилин», где содержание наркотика высокое. Если человек хочет получить наркотическое состояние, он его получит в обоих случаях. Точно так же с точки зрения наркологии нет разницы, выпил ли человек бутылку пива или рюмку водки», – поясняет главный врач наркологической клиники «Пармамед» Андрей Прокофьев. Тем не менее определённые претензии к пивной отрасли у врачей всё же имеются.

«В 90-х годах пивное лобби уверяло нас, что если мы будем пропагандировать потребление пива, то снизится уровень потребления крепких алкогольных напитков. Напротив, общее количество употребляющих алкоголь только увеличилось, потому что чем больше люди пьют пиво, тем больше они пьют и водку», – считает главный детский и подростковый нарколог Москвы Олег Зыков.

Одна из ключевых проблем, по мнению нарколога, состоит в том, что в 90-е годы производители пива пропагандировали свой продукт как необходимый элемент для достижения жизненного успеха.

«А ведь для молодого человека это очень важно: как ему общаться со сверстниками, как доминировать в своей группе. Молодёжи преподнесли простой рецепт успеха: не надо учиться, чего-то добиваться, надо просто побежать за пивом – и будет счастье. В итоге молодому поколению было навязано алкогольное мышление», – переживает Зыков.

По теме

Между тем, говоря о повальном увлечении молодёжи пенным напитком, врачи немного лукавят. Отметим, что, по официальной статистике, последние пять лет отечественный пивной рынок рос в среднем всего на 6–8% в год. Так что обвинения в адрес отрасли, мягко говоря, несколько преувеличены. Пик роста рынка пришёлся на 2007 год, когда, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), среднестатистический россиянин выпил 81 литр пива. А вот «В этом году потребление упадёт ещё на 10%, до 64–55 литров на человека», – прогнозирует директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Закономерно возникает вопрос об уместности рассуждений о росте «пивного алкоголизма» в то время, когда потребление пива впервые за последние пять-семь лет начало сокращаться. Ещё более любопытен тот факт, что представители пивной отрасли, долгое время старательно избегавшие публичных дискуссий по столь щекотливому вопросу, сегодня принимают всё более активное участие в этой полемике. Причиной тому отнюдь не забота о трезвом образе жизни россиян. Начиная с конца прошлого года тучи над пивной индустрией стали сгущаться как никогда.

С 1 января размер акцизного сбора с пол-литровой бутылки пива, составлявший ранее 1,5 рубля, повысился аж в три раза – до 4,5 рубля. В результате, по данным Росстата, производство этого напитка в январе 2010 года сократилось на 44,2% – столь значительного падения производственных показателей индустрия не переживала за всю историю своего существования.

«Причиной столь значительного падения стали сразу несколько факторов: сокращение доходов населения, холодная зима, троекратное увеличение акцизов и создание в связи с этим значительных запасов в конце прошлого года. Поделить 44,2% падения на каждый из этих факторов я не возьмусь, но думаю, что основная причина в том, что целый ряд производителей подняли цены. Думаю, что в текущем году пиво подорожает как минимум на 20%», – рассуждает председатель совета Союза российских пивоваров, вице-президент пивоваренной компании «Балтика» Даниил Бриман.

Минимизировать свои нынешние и будущие потери представители отрасли, очевидно, надеются благодаря разработанному проекту технического регламента на пиво. В документе, в частности, предусматривается возможность изготавливать пенный напиток на основе несоложёных материалов, что, по мнению аналитиков рынка, позволит снизить себестоимость продукта на 40%.

Интересно заметить, что проект отраслевого техрегламента расколол пивоваров на два непримиримых лагеря. Одни утверждают, что использовать в производстве несоложёные материалы – значит отказаться от «классической рецептуры», другие – что определённые сорта пива вообще не предусматривают использование солода, а следовательно, никакой классической рецептуры в современном мире просто не существует.

«Производители пива низкого ценового сегмента сегодня и так не используют дорогие соложёные материалы. Зато, если техрегламентом будет официально разрешено отказаться от солода, тогда у них появятся конкуренты из числа крупнейших игроков рынка. Вот почему одни производители сегодня ратуют за «классическую» рецептуру, а другие, лоббируя техрегламент, рассказывают о сортовом разнообразии», – говорит Вадим Дробиз.

Между тем вопрос о скорейшем принятии технического регламента для пивняков сегодня оказывается тем более актуальным, если учитывать, что данный документ фактически закрепит имеющийся ныне у них законодательный статус неалкогольного напитка. Именно этот факт и объясняет такой накал страстей вокруг вопроса о «пивном алкоголизме».

Уже сегодня в Госдуме лежит законопроект, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам. В случае его принятия все методы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции, в том числе и многострадальная Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), по идее, должны распространиться и на пивную отрасль. Соответственно чем убедительнее будут звучать доводы в пользу «пивного алкоголизма», тем выше шансы на то, что пиво будет законодательно признано алкоголем. Стоит заметить, однако, что вопрос о принятии данной законодательной инициативы – палка о двух концах.

С одной стороны, действительно, отрасли придётся столкнуться с рядом неприятных для себя методов государственного регулирования. Но с другой – «записавшись» в ряды официальных алкогольных напитков, отрасль, напротив, может получить некоторые привилегии по сравнению, допустим, с водочниками. Заметим, что все разговоры об алкоголизации населения так или иначе в итоге выходят боком именно производителям водки. При этом, например, винники оказываются в стороне от этого процесса: напротив, чиновники всех рангов не устают говорить о том, что России следует перейти на так называемый южный тип потребления алкоголя – от крепких к более лёгким напиткам. Пиво же, не имея соответствующего законодательного статуса, оказывается в стороне от этого процесса. Включение же его в список алкогольной продукции поставит пенный напиток в один ряд с вином, то есть позволит противопоставить пиво водке.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.04.2010 11:33
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх