// // Госдума приступила к зачистке интернета от слишком старой информации о коррупции и преступлениях

Госдума приступила к зачистке интернета от слишком старой информации о коррупции и преступлениях

1664

Право на искажение реальности

Госдума приступила к зачистке интернета от слишком старой информации о коррупции и преступлениях
В разделе

Государственная дума приняла в первом чтении (423 голоса за, 1 против, ни одного воздержавшегося) так называемый законопроект о «праве на забвение»: речь идет о защите приватности в интернете. Если закон будет принят, интернет перестанет быть вечным хранителем всей информации о каждом из нас.

Самый эффективный регулятор – как всегда, деньги, и сетевая конфиденциальность будет защищена достаточно серьезно: если требование гражданина об удалении личной информации из сети не выполняется в срок, поисковые системы (Google, Яндекс, Mail.ru) могут быть оштрафованы на сумму от 100 тысяч до 3 миллионов рублей.

Авторы законопроекта, внесенного в Думу еще 29 мая, депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Леонид Калашников (КПРФ), Алексей Казаков ("Справедливая Россия") и Ольга Казакова ("Единая Россия"), исходят из того, что каждый гражданин имеет право потребовать удалить из поисковых систем распространенную о нем недостоверную, неактуальную либо нарушающую законодательство РФ информацию. Не актуальной, в частности, считается информация о событиях более чем трехлетней давности. Если три года назад вы в сердцах поскандалили в трамвае и попали в подборку новостей, можете требовать у поисковика в трехдневный срок удалить ссылку на сайт, где об этом рассказывается. В случае отказа – тот самый штраф в 100 тысяч. Если дело дойдет до суда (а так называемый «оператор поисковой системы» все же имеет право мотивированно отказать в требовании об удалении ссылки) – 3 миллиона рублей.

– Каждый имеет право предоставить о себе в интернете ту информацию, которую он считает правильной, – заявляет один из авторов законопроекта, первый зампредседателя комитета по информполитике Вадим Деньгин.

В основе рассматриваемого законопроекта – международный Акт о защите персональных данных (General Data Protection Regulation). Благодаря ему европейское законодательство «право на забвение» гарантирует уже больше года: в ЕС каждый гражданин может потребовать удаления из интернета ссылок на «неподходящие», с его точки зрения, материалы личного характера.

Однако в России далеко не все представители общественности идею о «праве на забвение» встретили с одобрением: «пластические операции» над информацией могут существенно исказить картину мира.

Не все уверены также, что справедливо возлагать ответственность именно на поисковые системы (которые просто индексируют все попадающие в их поле зрения страницы), а не на сами сайты, на которых размещена неудобная, неправдивая, компрометирующая информация.

Ну и помимо прочего – если удаление информации неправдивой можно обосновать, то как быть с правом на удаление вполне достоверных данных только по той причине, что они «слишком стары»? Не случайно ряд комментаторов отмечает - законопроект просто поможет маскировать данные о злоупотреблениях, преступлениях, незаконных доходах и т.д.

Представители ведущих поисковых систем законопроект, с которым у них была возможность ознакомиться, раскритиковали в пух и прах. В первую очередь потому, что, как считают интернетчики, принятие этого закона нарушит право граждан России на поиск, получение и доступ к информации – которое, вообще-то, гарантировано Конституцией (ст. 29 основного закона отвечает за право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»). Конфликтует предлагаемый законопроект и с федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и информатизации» – который тоже гарантирует право на «поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников». Директор по внешним коммуникациям компании Rambler Матвей Алексеев отмечает, что законопроект противоречит еще и закону «О средствах массовой информации».

По теме

А по заключению представителей компании «Яндекс», предлагаемый законопроект вообще излишен: он фактически дублирует 152-ю статью Гражданского кодекса, согласно которой граждане Российской Федерации и так имеют право требовать удаления и опровержения недостоверной информации.

Еще один крупнейший поисковик, компания Google, и в Европе не прекращает попыток отменить аналогичный закон – пресловутый Акт о защите персональных данных. Возражают и Mail.ru, и Яндекс – если данные будут удаляться по запросу каждого желающего, как можно заявлять, что «найдется всё»?

В числе аргументов против принятия закона «о чистке памяти» не только технические замечания, но и прямое несоответствие российского законопроекта европейской практике.

После прецедента с делом «Марио Гонсалес против Google», которое рассматривал суд ЕС в мае прошлого года, операторы поисковых систем обязуются максимально внимательно подходить к каждому конкретному случаю удаления ссылок, при этом взвешивая вероятность ограничения общественного интереса и доступа к информации. Суды в Европе каждый случай удаления информации рассматривают в индивидуальном порядке.

Законопроект авторства российских депутатов подобных ограничений не содержит, предполагая: чистить — так все сразу.

Законопроект не оговаривает, кто именно должен заниматься выяснением, является ли информация на самом деле недостоверной, не соответствующей законодательству или утратившей актуальность.

Представители поисковых систем уверены - это определенно не их компетенция, и не готовы брать на себя такую ответственность. Решение о том, что информация и ссылки на нее подлежит удалению, должен принимать либо суд, либо Роскомнадзор, считают операторы поисковиков.

При этом к потенциальным жалобщикам никаких условий не выставляется: любой гражданин, согласно законопроекту, имеет право потребовать от поисковой системы прекратить выдачу ссылок на ресурсы с информацией, которая ему по каким-либо причинам кажется неподходящей... но при этом даже не указывая самих ссылок!

"Редакторы могут без труда удалить информацию и ссылку, чтобы они больше не появлялись", — рассуждает Вадим Деньгин. Представители поисковых систем с таким утверждением категорически не согласны.

"Речь идёт не о том, чтобы убрать тот или иной ресурс из поисковой выдачи, а чтобы поисковая система вообще перестала находить некую информацию, размещённую в любом месте интернета, по любому поисковому запросу. Для этого надо сначала найти все страницы, которые могут появиться в поисковой выдаче на любом месте по всем запросам, какие только могут прийти в голову человеку. Это уже требует бесконечного времени. Потом нужно проверить, насколько найденные документы соответствуют тому, что написано в требовании — та там информация или какая-нибудь другая, и провести расследование, чтобы установить, действительно ли она недостоверна или старше трёх лет. Очевидно, что поисковая система всего этого сделать не может", - разъясняет абсурдность ситуации пресс-служба "Яндекса".

Но если даже не думать о том, какие временные и технические затраты потребует такая "модерация", есть элементарные опасения по поводу того, что операторов поисковых систем будут необоснованно и неограниченно привлекать к ответственности.

В думском комитете по информационной политике нововведение обсуждали 11 июня, и выявили ряд недоработок, неточностей в формулировках, слишком широких для законодательного документа трактовок. И тем не менее Комитет по информационной политике рекомендовал Госдуме поддержать законопроект, что и было сделано 423 голосами «за» и одним против. Глава комитета Леонид Левин считает, что в законопроект могут быть внесены, с учетом высказанных замечаний, определенные доработки, причем ко второму чтению документ будут помогать готовить специалисты, представляющие сферу IT — и может быть, их наконец услышат.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.06.2015 12:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх