Версия // Конфликт // Генпрокуратура потребовала арестовать акции сразу пяти «дочек» петербургской «Северной Верфи»

Генпрокуратура потребовала арестовать акции сразу пяти «дочек» петербургской «Северной Верфи»

2916

Лишить «родительских» прав

Генпрокуратура потребовала арестовать акции сразу пяти «дочек» петербургской «Северной Верфи» (фото: pxhere.com)
В разделе

Это требование похоже на очередной этап деприватизации стратегических предприятий. Надзорное ведомство нацелилось на компании «Машиностроение СВ», «ЭФеС СВ», «Инструмент СВ», «Нива СВ» и «Норд-Вест СВ», образованные в ходе приватизации Судостроительного завода имени Жданова (прежнее название «Северной верфи») в 1990-х годах.

И, видимо, неспроста. Поскольку к судостроению из этой пятёрки отношение имеют только «Машиностроение СВ» и «Инструмент СВ», и то – только по названию. Остальные в орбите «Северной Верфи» выглядят по меньшей мере странно.

Иск Генеральной прокуратуры РФ рассмотрел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По его решению акции перечисленных выше компаний арестованы. Главное надзорное ведомство страны просит признать недействительным генеральные договоры 1994–95 годов по созданию холдинговой группы. В тот период как раз все эти 5 компаний-ответчиков выделились из «Северной верфи» (завода имени Жданова).

В мотивировочной части иска указано, что эти меры позволят предотвратить «причинение крупного ущерба публично-правовому образованию и будут направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами».

Арбитраж по всем 5 искам признал позицию Генпрокуратуры обоснованной и постановил арестовать акции и имущество компаний «Машиностроение СВ», «ЭФеС СВ», «Инструмент СВ», «Нива СВ» и «Норд-Вест СВ».

И это далеко не все претензии Генпрокуратуры к «Северной Верфи». Подробности исков чуть позже, а пока немного предыстории.

Справка

«Северная верфь» основана 14 ноября 1912 года, это одно из ведущих предприятий оборонной промышленности России. Оно входит в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), занимается в том числе строительством, ремонтом и модернизацией кораблей для Военно-морского флота и коммерческим судостроением кораблей водоизмещением до 12 тыс. тонн. В составе верфи – крытый отапливаемый эллинг на четыре стапеля (для судов длиной до 170 метров и шириной до 21 метра), три открытых стапельных места, плавучий док и достроечная набережная длиной около 1 км.

Завод находится под санкциями стран Запада и Японии. Согласно отчету компании, её убыток по итогам 2022 года составил 5,8 млрд рублей.

Метро на воде?

Проблемы на «Северной Верфи» забрезжили ещё в 2015 году. Тогда наметили 4 этапа модернизации верфи. Одним и, пожалуй, основным стал проект достройки эллинга. За 7 млрд рублей предполагалось к осени 2018 года возвести стапельные площадки с тяжёлыми подъёмными кранами для постройки корпусов судов длиной до 250 метров (против существующих возможностей на 170 метров) и спусковой массой до 25 тыс. тонн, здания и сооружения для производственных участков, служебных, санитарно-бытовых помещений и кладовых, не считая объектов транспортной и энергетической инфраструктуры.

Каким-то образом в 2017 году подрядчиком работ выбрали компанию – хоть и имеющую множество регалий – но, как говорится, «не моряк ты, не моряк». Аванс в 1,4 млрд рублей на выполнение контракта получило ОАО «Метрострой». Несложно догадаться, что ничего из этой затеи не вышло (не под землёй же под толщей воды строить надо было). Часть работ «Метрострой» выполнил, но в 2019 году верфь расторгла договор с «Метростроем», потребовав выплаты 147 млн рублей и процентов за не построенный судостроительный комплекс. Судебные тяжбы пока ни к чему не привели, поскольку ОАО «Метрострой» оказался банкротом с требованиями от кредиторов на 6 млрд рублей.

По теме

Сроки сдачи первого этапа работ перенесли на конец 2021 года. И вновь за проект взялась компания, к судостроению отношения не имеющая – ООО «Отечественные системы и технологии» (ОСТ). Причём, презентовал её лично тогдашний директор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Контракт оценили в 7,8 млрд рублей. И снова несложно догадаться, что и эта попытка закончилась ничем. Подробно об этом уже рассказывала «Версия».

Третья попытка подбора подрядчика на достройку комплекса выглядит ещё более странно, чем первые две. В сентябре 2022 года для выполнения работ выбрали ООО «ПК «РусГард». Предприятие зарегистрировано в Ростове-на-Дону. Уставный капитал – 100 тыс. рублей. Основной вид деятельности – «Торговля оптовая эксплуатационными материалами и принадлежностями машин». Штат – 86 сотрудников. Выручка за 2021 год – 800,9 млн рублей, чистая прибыль – 13,5 млн рублей.

Комментировать не станем. Тем более, что вся эта история – это, так сказать, «проблемы будущего». В «Северной Верфи» и без них достаточно проблем «прошлого и настоящего».

Не только санкции под килем

На сегодняшний день у «Северной верфи» один из самых больших в России пакетов контрактов на строительство судов по программе инвестиционных квот. Это 10 траулеров–процессоров и четыре ярусолова. Госпрограмму «квота под киль» приняли еще в 2017 году: 20 % всех квот на вылов морепродуктов становятся «инвестиционными». Посыл прост: хочешь ловить рыбу по квоте - в течение пяти лет закажи себе новый траулер или построй рыбоперерабатывающее предприятие.

Казалось бы, всё отлично в перспективе. Но и здесь не просто всё.

Многое подпортили коронавирус и санкции против России. Верфь не смогла вовремя достроить многое из того, за что взялась. Теперь по факту получается, что 4 судна для дальневосточной рыбопромышленной компании «Норебо» будет самостоятельно достраивать сама компания. Из них одно находится на стадии корпуса, по второму частично что-то сделано, еще два – это просто закладные секции.

Замдиректора «УК Норебо» Сергей Сенников так прокомментировал СМИ ситуацию с постройкой траулеров: «Нужно понимать, что на всех верфях часть импортного оборудования была заказана, по ним были сделаны авансы, но поставщик отказывается и поставлять оборудование, и возвращать авансы. Поставщики оборудования отвечают, что для них это форс-мажор, мы не можем заплатить, нам запрещено. То есть не потому, что они не любят русских, они не могут этого сделать. Эти «невозвратные авансы» – часть финансирования, которая фактически была потеряна. Суммы там приличные».

«Норебо» уже имеет возможности по достройке судов и намерена и дальше развивать не только промысел рыбы, но и судостроение. Поэтому и особых претензий к «Северной верфи» не предъявляет, если не считать поданного в июне 2023 года судебного иска на 20 млн рублей от АО «Нордвег». В январе 2022 года «Нордвег», которое занимается проектированием, изготовлением и ремонтом промышленного и судового оборудования, получило заказ от «Северной верфи» на изготовление четырех дейдвудных устройств (служат опорой гребного вала и обеспечивают его водонепроницаемый выход из корпуса судна) для серии строящихся траулеров проекта 170701 для АО «Рыбпроминвест», входящего в группу «Норебо». Общая стоимость изделий составила 24,4 млн рублей. Верфь выплатила подрядчику аванс – 4,87 млн руб. «Северная Верфь» в октябре 2022 года устройства получила, но, якобы, не оплатила оставшуюся сумму заказа. Сейчас, кроме перечисленных выше «недостроев», у питерцев заказ ещё на 6 судов для рыболовов. Плюс к этому – 6 фрегатов и 4 корвета для ВМФ России.

По теме

Но с военными отношения складываются непросто. «Северная верфь» построила для Минобороны два фрегата проекта 22350: «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». Третьим кораблем серии стал «Адмирал Головко». Он и стал причиной судебного спора.

Министерство обороны РФ через суд пыталось взыскать с верфи неустойку по контракту 2010 года на постройку трех фрегатов проекта 22350. С учётом допсоглашений поставить один из кораблей (предположительно «Адмирал Головко») стоимостью 28,3 млрд рублей петербургский завод должен был в октябре 2022 года, однако не успел, в связи с чем министерство обратилось в суд. Арбитражный суд Москвы иск отклонил.

17 декабря 2021 года произошёл пожар на строящемся корвете проекта 20385 «Проворный». Пожар быстро распространялся и охватил всю верхнюю палубу корабля. На место вызвали более 100 пожарных, которым пришлось вести борьбу с огнём больше суток. Хотя к рассвету пожар удалось локализовать, операция завершилась лишь в воскресенье утром. К тому времени сгорела мачта и вся надстройка, другими словами – всё, что возвышалось над палубой. В СМИ фигурировала сумма ущерба 22 млрд рублей. Но как прокомментировал эту информацию генеральный директор ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Игорь Орлов (цитата), «на самом деле 22 млрд – это ближе к стоимости почти всего «Проворного». Цифры, которые тогда звучали, были из области, скажем так, глубокой некомпетентности. Могу сказать, что она более чем в 10 раз меньше».

Кто – в лес, кто – по дрова?

Помимо ареста пятёрки «дочек» верфи, ещё раньше Генпрокуратура потребовала вернуть в собственность государства причалы «Северной верфи», находящиеся в собственности у АО «КЦТЛ». Акции компании уже арестованы судом. В прокуратуре считают, что их приватизация в начале 90-х была проведена незаконно. В надзорном ведомстве не скрывают, что на решении о приватизации причалов стоят подписи Анатолия Чубайса, Егора Гайдара и Альфреда Коха. При этом подчёркивается, что приватизация причалов «Северной верфи» проходила с нарушениями. Подробнее об этом уже рассказывала «Версия».

Здесь интересно само название АО – «Коммерческий центр, транспорт и лес» (КЦТЛ). Не правда ли, сразу простреливает мысль о судостроении и корабельном деле? Не лучше в этом смысле и арестованные «дочки» верфи.

К примеру, созданный в 1994 году «ЭФеС СВ» занимается управлением и арендой недвижимости. «Северная верфь» в 2021 году владела 39% акций компании. В августе 2023 года совет директоров «Северной верфи» начал обсуждать отчуждение акций «ЭФеС СВ».

«Нива-СВ» включает в свою структуру гостиницы, медицинский консультативно-диагностический центр, водолечебницу, бассейн, спортивные залы. Руководители компании, зная о проводимых прокуратурой надзорных мероприятиях, решили её ликвидировать, а выведенное из предприятия госимущество распределить между владельцами компании.

«Норд-Вест СВ» и «Инструмент-СВ» занимаются недвижимостью, последнюю ликвидируют с июня 2023 года. В отношении «Машиностроение СВ» в процесс включились и федеральные налоговики с требованием 104 млн рублей долга.

В итоге возникает пара резонных вопросов. Почему стратегическое предприятие (в нашем случае – «Северная Верфь») связывает себя какими-то обязательствами с лесорубами, мебельщиками гостиничными «портье» и прочими «оптовиками» вместо того, чтобы выполнять гособоронзаказ и просто строить необходимые для гражданского флота суда?

И кому это выгодно?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2023 08:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх