// // ФТС молчит, прокуратура не реагирует

ФТС молчит, прокуратура не реагирует

1431

Таможенный спрут

Глава ФТС Андрей Бельянинов очень рад жизни
Фото: ИТАР-ТАСС
Глава ФТС Андрей Бельянинов очень рад жизни Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне, не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно – озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание – ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения – понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру, публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего – молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте – в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей. По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей, а аффилированные с руководством таможни посредники, получается, положили себе в карман больше 200 млн», – рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции – ничего себе – 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, – насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, – депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

По теме

– Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, – рассказывает депутат. – И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров. Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение… Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления – Е. Глебова – В. Миронова, Е. Жарова… Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», – так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах – подобное взаимоопыление не запрещено…

Вот так, ни больше ни меньше. Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко, которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве – он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату – шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

– Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны – президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску…

По теме

– Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? – задаётся прямым вопросом депутат. – При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают – такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается – одна демагогия…

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно – действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов – не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту – дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло – об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

– В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание – пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе – уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление – имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер – начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко – около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

По теме

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек, мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС – не падайте: .

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина – около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС. При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

– Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено – сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя – Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

– А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды – поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники – у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки – пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны, книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом – всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова – ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво…

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие – вовремя уйти от «игрального аппарата» – нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

Источник информации:

«Новые ведомости»

Опубликовано:
Отредактировано: 17.03.2014 15:34
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх