Попытка затеять спор о том, является ли упомянутая выше работа лучшим альбомом самого авторитетного состава за долгую историю Motorhead, где фигурируют: Лемми, «Грязное Животное» Фил Тейлор и «Быстрый» Эдди Кларк – будет обречена на провал. Качественный, стопроцентно проверенный мощью децибелов шум, диск, битком набитый сногсшибательными треками и драйвом… они просто не оставляют места для сомнений!
Рекорды крутизны в роке постоянно обновляются, но случай формации Motorhead, ведомой бессменным Лемми (его настоящее имя Иэн Фрейзер) Килмистером, остается по ряду параметров непровзойденным. К такому утверждению нас сподвигает не только умение музыкантов «плавить» динамики, сжигать усилители, «взрывать» проигрыватели и микрофоны, но и редкая стабильность (при довольно частых сменах состава) мощнейшей «живой» подачи песен, сочетаемая с непревзойденной харизмой лидера рок-банды.
Появление Motorhead на сцене сравнивалось критиками и журналистами с «несущимся на всех парах паровозом», «адской молотильной кухней» и другими столь же красочными образами. Но точнее всего, на мой взгляд, будет определение «пикирующего бомбардировщика», когда он заходит на свой смертоносный вираж и издает ни с чем не сравнимый, рвущий барабанные перепонки, вой. Показательно, что следующим за одноименным с названием команды дебютником, был издан диск «Bomber» (1978), где на сцене при исполнении песен с него с тех пор размещался настоящий немецкий «Юнкерс», увешанный, словно елка, яркими прожекторами. После «Bomber» последовал не менее впечатляющий «Overkill» (1979), в «затылок» которому уже неровно дышал искомый «Ace Of Spades» (1980)…
Прежде чем перейти к самому альбому, для незнакомых с жизненными коллизиями Лемми читателей, поясню, что он отнюдь не сразу стал любимчиокм музыкальной прессы и практически иконой гипнотического в своей «забойности» хард-рока. Музыкант начал свой путь еще в середине 1960-х в не слишком известной группе Rocking Vicars в качестве басиста. Затем у него был период работы с Джими Хендриксом, формациями Sam Gospel и Opal Butterfly. Период с 1971 - по 1975 год мистер Килмистер провел, музицируя с психоделической арт-группой Hawkwind. По громкому и скандальному выходу из которой (из-за инцидента при пересечении канадской границы) наш герой и сподобился, организовать свое монструозное детище под названием «Motorhead» (пер. с англ. «Моторная Голова» или слэнговое выражение «увлекающегося ловлей бабочек» (тут, конечно, вкралась какая-то ошибка? – прим. ред.)).
Изначально в состав команды были призваны Фил Тейлор (барабаны), гитаристы Эдди Кларк и Ларри Уоллис (ex-Pink Fairies). Позже с Килмистером работали такие признанные мастера, как Брайан Робертсон (ex-Thin Lizzy), Вурзел Берстон, Микки Ди (ex-King Diamond), Лукас Фокс, Фил Кемпбелл и др. Неизменным оставался лишь гигант Лемми Килмистер – непоколебимый, словно лермонтовский утес, на котором периодически «ночевали» золотые тучки харда.
Уже при записи «Bomber» (и уж тем более на «Ace Of Spades») стал понятен посыл Motorhead: выкрученный до предела «дисторшн», непримиримые к «сладости» тяжеленные риффы, неукротимая энергия расплавленного до состояния магмы металла. Лемми сознательно идет на ограничение мелодических аранжировок, с ходу давая понять, что с ним шутки плохи. Килмистер упрям в своей металической несгибаемости, словно античный титан!
Но при этом, Лемми каким-то волшебным образом умудрялся не выглядеть упертым в своей непоколебимости анахронизмом. В композициях Motorhead всегда находилось место самоиронии и добротному угару (представить Лемми без пузыря профильного односолодового напитка под мышкой или где-нибудь на заднем плане во время интервью было трудно, вплоть до самой кончины музыканта).
Его джазовые приемы игры на басу (слэп, арпеджио), выделенная ритм-секция, а также весьма остроумные и находчивые стилистические музыкальные хард-роковые решения (которые иногда уносили музу Килмистера в «дебри» трэш и спид-метала, но всегда возвращали обратно) позволяют нам говорить о Motorhead, как об одной из ведущих команд хард-рока и металической музыки конца 1970-х (когда закатились звезды «динозавров» харда, вроде LZ) и начала 1980-х годов.
Возвращаясь к «Ace Of Spades», скажу, что почти каждая композиция альбома – мини-шедевр. Достаточно переслушать «Fire, Fire», «Jailbait» или шаловливую «Dance». Но его костяк, безусловно, составляют эпические боевики, вроде заглавного «Ace Of Spades», наследующего ему трека «Love Me Like A Reptile», донельзя оптимистичных: «Shoot You In The Back», «Live To Win» и «Fast And Loose». Добротной, по-своему автобиографичной «(We Are) The Road Crew», прозорливой «Bite The Bullet», прокачанной «The Chase Is Better Than The Catch» и молотоподобной «The Hammer». Бонус-треком на компакт-диске была издана вдохновенная «Dirty Love».
В записи альбома приняли участие: «Лемми» Килмистер — вокал, бас-гитара; Эдди Кларк — гитара; Фил Тейлор — барабаны.
В общем, пластинка «Ace Of Spades» получилась добротной, словно кожа штучной выделки. Азартной, как ставка в казино. Обжигающей, как глоток неразбавленного водой спирта. Она отразила возросший потенциал команды, которую уже совсем скоро идущие им на смену молодые музыканты Новой Волны Британского Хэви Метала (NWOBHM) в лице тех же Saxon или Iron Maiden (об одном из юбилейных альбомов которых мы планируем также рассказать в дальнейшем) назовут своими предтечами и возьмут их наработки за «образцы» металического жанра.
Лемми прожил 70 лет. Он родился 24 декабря 1945 года и умер 28 декабря 2015 года. В 2020 году ему могло бы исполниться 75 лет! RIP.