Российское правительство обращает все более пристальное внимание на рынок видеоигр, и речь не только о регулировании контента или формировании инструмента пропаганды – присутствует и экономический интерес. Не исключено, что уже в 2022 году власти предпримут первые попытки установить в этой сфере госрегулирование. В частности, это касается продажи виртуальных предметов, использующихся в различных играх. На них тратят миллиарды, а продажи, к беспокойству регуляторов, не облагаются налогами.
Как следует из подсчетов PwC, по данным за 2021 год российская игровая индустрия увеличилась на 7,7%: до 158 миллиардов рублей (порядка 2 миллиардов долларов). Для сравнения, объем мирового рынка составляет 148 миллиардов долларов. Аналитики прогнозируют дальнейший рост отечественной индустрии на 5% в год и уровень в 186 миллиардов рублей к 2025 году.
Столь высокие показатели привлекли власти еще в 2021 году. Первым шагом стали попытки повлиять на контент. В сентябре в РФ был принят второй пакет мер, направленных на поддержку IT-сферы. Он, помимо всего прочего, предполагает создание фонда развития игр, которые будут популяризовать отечественную историю и русскую культуру. Как отмечает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники, к весне Минцифры завершит доработку проекта. По всей видимости, это будет организация, действующая по аналогии с Фондом кино и осуществляющая софинансирование игр на возвратной основе. Кроме того, есть информация, что на государственном уровне обсуждается возможность введения особых налоговых режимов для разработчиков игр – последние преимущественно предпочитают сейчас работать за пределами РФ.
Разумеется, не обошлось и без ограничений: предложения касаются маркировки игр и системы, позволяющей идентифицировать геймеров. Но наиболее существенным может стать госрегулирование рынка внутриигровых товаров, который в настоящее время пребывает в серой зоне.
Как продать предмет в игре?
В каждой игре существуют те или иные артефакты, за счет которых геймеры испытывают к ней больший интерес и проводят в ней больше времени. Это оружие, ресурсы, предметы, дающие игровое преимущество, а также всевозможные «скины» – образы, позволяющие игроку самовыразиться, но не оказывающие влияния на результат. Игроки активно охотятся за предметами – кто-то вливает в игру реальные деньги, обменивает их на игровую валюту, а потом покупает желаемое, кто-то зарабатывает бонусы за различные достижения. Интересно, что разработчики игр, считающихся условно бесплатными, делают на таких покупках юзеров до 70% своей выручки. Эти продажи проходят официально, но существует и серый рынок.
Пользователи реализуют ненужные им артефакты через различные профильные сервисы, чаще всего это Steam или другие подобные ресурсы. Приобретенный предмет привязывается к аккаунту геймера, и тот имеет право продать его другому игроку – уже не за игровую валюту. При этом Steam не позволяет выводить средства за пределы платформы – их можно потратить на покупку других игр с комиссией 15%.
Также любители видеоигр заключают сделки на специальных торговых площадках, интегрирующихся со Steam посредством API. С некоторых из них можно вывести средства на реальный счет. Одна из таких платформ – китайский Buff Market. В России и СНГ популярностью пользуется DMarket. Доход биржи составляет комиссия, которую она получает со сделок между игроками или продажи собственной валюты.
После ноябрьских промежуточных выборов Конгресс США может перейти под контроль республиканцев, что обернётся трудностями для нынешней правящей партии.
Есть и еще один способ. Геймеры продают внутриигровые предметы на тематическом форуме, правда, здесь есть риски, связанные с отсутствием посредника, страхующего от возможного мошенничества. На практике это выглядит так: продавец дарит геймеру артефакт, а тот, используя сторонний сервис, переводит деньги.
Как отмечает основатель Game Asset Management Enterprise (G.A.M.E.) Казбек Дзалаев, коллекционеры порой отдают за артефакты десятки и даже сотни тысяч долларов. В частности, в прошлом году двое китайских геймеров из шутера CS.GO потратили 755 тысяч долларов на редкие скины АК-47 и AWP.
Дорогие и редкие
Если говорить о цене артефактов, здесь действует практически универсальное правило: чем выше редкость предмета, тем он дороже. Так, например, если вероятность того, что в лутбоксе встретится именно это оружие или скин, составляет 0,1%, эта вещь будет стоить дороже, чем та, чья вероятность выпадания 20-30%.
На цену могут влиять и события. Например, известный в геймерской среде пользователь выиграл битву с определенным скином, и после этого цена артефакта увеличивается. Общее количество предметов на рынке тоже имеет значение.
По информации SberGames, наибольшее количество внутриигровых покупок в РФ на первичном рынке пользователи совершают в трех самых популярных в стране многопользовательских играх: CS:GO, Dota2 и World of Tanks. Согласно примерным подсчетам экспертов EX CORP, годовой оборот вторичного российского рынка артефактов в Dota 2 и CS:GO составляет около 450 миллионов долларов, а мировой достигает 3 миллиардов долларов. Как указывают в компании, каждый день на площадке совершаются сделки, суммарная стоимость которых составляет около 1 миллиона долларов.
По подсчетам основателя DMarket Владимира Панченко, глобальный объем рынка артефактов составляет около 4 миллиардов долларов. Его 97% приходится на скины CS:GO, еще 2% – на Dota 2 (разработчик – американская компания Valve), а 1% поделили Team Fortress, PUBG и Rust. Что касается оборота самой DMarket, в 2021 году он составил 60 миллионов долларов. Игроки обычно выводят деньги на банковские карты (50%) или электронные кошельки (25%), а также вкладывают их в криптовалюту (25%).
Геймеры испытывают к приобретению артефактов все более высокий интерес: в 2021 году обороты платежей соответствующих платформ вырос на 85%, а количество покупок – на 58%. Активных покупателей стало больше на 127%.
Рискнуть и не пожалеть
Как отмечают представители игровых бирж, покупка игровых предметов сродни приобретению ценных бумаг. По сути, это инвестиция в артефакт, который выполняет роль акции – владелец может перепродать его, дождавшись благоприятного момента и наблюдая за колебаниями цен. Такие скачки могут произойти на фоне разных событий, и прогнозировать их порой бывает непросто. Яркий пример – прошлогодний эпизод, когда за ночь рынок показал рост на 15%. Выяснилось, что какой-то игрок заработал на криптовалюте крупную сумму и немедленно потратил 1 миллион долларов на приобретение скинов в CS.GO – просто потому, что захотел их получить.
Из-за ценовых колебаний в данной сфере возникли компании, чья деятельность сравнима с деятельностью инвестиционных фондов. Одна из них – G.A.M.E. АО «Игровые активы», по данным kartoteka.ru, учреждено в марте 2021 года). Компания предлагает услуги по управлению средствами для их вложений в артефакты с целью получения пассивного дохода. Его размер, как обещают в компании, составит от 40 до 100% годовых в американских долларах. Основатель G.A.M.E Казбек Дзалаев пояснил, что специалисты формируют портфель активов в виде различных игровых артефактов и привлекают инвестиции путем продажи собственных акций. В зависимости от того, насколько удачно заключаются сделки, стоимость портфеля активов меняется, и это влияет на цену акций. Акционеры, которые решили забрать прибыль, могут реализовать бумаги компании в рамках договора опциона по стоимости, зависящей от стоимости портфеля в тот или иной момент. Описывая деятельность компании, Дзалаев пояснил, что она покупает артефакты, поймав удачный момент и заплатив относительно небольшую цену, а потом продает его по высокой. Впрочем, некоторые специалисты склонны видеть в таких проектах признаки финансовых пирамид, поскольку едва ли можно гарантировать возврат денег, которые были инвестированы в виртуальные предметы. Даже самый редкий скин – это не более чем строчка в коде, и разработчик может удалить или поменять ее в любую секунду.
Временно исполняющий обязанности главы региона Павел Малков сообщил, что ситуация с пожарами в Рязанской области находится под контролем властей. Ранее в субъекте ввели режим ЧС.
Попытки регулировать
В Центробанке оказались не готовы обсуждать игровые артефакты как предмет инвестиций и их перспективы в этом ключе. Однако регуляторы по всему миру уже пришли к выводу, что в данной сфере крутятся большие деньги, и оборот предметов и виртуальной валюты следует ограничить. В частности, летом 2019 года вышло очередное обновление популярной игры GTA V, где пользователи получили возможность тратить игровые деньги, которые можно купить за реальные, в казино внутри игры. Затем разработчики запретили приобретать фишки и делать ставки геймерам из Вьетнама, Ирака, Венесуэлы и еще около пяти десятков стран – оказалось, что к этому приложили руку регуляторы. В некоторых странах пытаются поставить под контроль и лутбоксы. Так, в частности, в 2020 году в Нидерландах их продажа оказалась под запретом.
Что касается России, на данный момент основным требованием к видеоиграм является наличие возрастной маркировки. Но высока вероятность, что в обозримом будущем все изменится. Как заявил замглавы комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Борис Едидин, для этого есть причины. Купля-продажа внутриигровых предметов выросла в полноценный рынок, и обойти ограничения на использование реальной валюты не составляет труда.
Если говорить о нелегальных действиях в этой сфере, они мало чем отличаются от незаконных операций на других рынках. Юрист отметил, что проблема заключается прежде всего в полном отсутствии контроля – операции там не отслеживаются в соответствии с правилами борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма.
В мае 2021 года вышло исследование научно-технического центра ФГУП ГРЧЦ, подведомственного Роскомнадзору, в котором были описаны связанные с игровым рынком преступные схемы по отмыванию денег, полученных незаконным путем, или выводу средств за рубеж. Реализация таких схем становится возможной за счет создания аккаунта в популярной игре, приобретения внутриигровых артефактов и апгрейда персонажа с последующей продажей данной учетной записи в другой стране.
Также власти может заинтересовать налоговый вопрос. Формально получение средств от продажи артефактов – это доход, который может подлежать налогообложению, но в законодательстве здесь пока существует пробел. Возможно, правительство будет заинтересовано в его заполнении.