Версия // Культура // «Аллея кошмаров» и «Тихая ночь» – наш еженедельный обзор новинок кино

«Аллея кошмаров» и «Тихая ночь» – наш еженедельный обзор новинок кино

6682

Нуарный цирк

«Аллея кошмаров» и «Тихая ночь» - наш еженедельный обзор новинок кино
В разделе

На этой неделе мы посмотрели новый фильм Гильермо дель Торо – криминальный драматический триллер «Аллея кошмаров» и британскую трагикомедию с оттенком хоррора «Тихая ночь».

Аллея кошмаров

(18+)

Реж. – Гильермо дель Торо

В ролях – Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Тони Коллетт, Уиллем Дефо, Ричард Дженкинс, Руни Мара, Рон Перлман, Дэвид Стрэтэйрн, Мэри Стинберген, Марк Повинелли

Производство – США, Мексика

Криминальный драматический триллер от признанного культовым режиссера Гильермо дель Торо («Хеллбой: Герой из пекла», «Лабиринт Фавна», «Тихоокеанский рубеж», «Багровый пик», «Форма воды»).

Действие фильма стартует в середине 30-х годов прошлого века в США. Стэн Карлайл (Брэдли Купер) – мужчина средних лет с тёмным прошлым, в поисках новой жизни прибивается к местному цирку. Начав обычным разнорабочим, Стэн сближается с женщиной-мистикой (Тони Коллетт), которая изображает в цирке ясновидящую. Быстро усвоив приёмы этого ремесла, Стэн отправляется в свободное плавание. Он выступает в престижных ночных клубах, где показывает номера ясновидения. Там он знакомится с женщиной-психотерапевтом (Кейт Бланшетт), с которой решает объединить усилия, чтобы дурачить ее богатых клиентов.

Четыре года назад Гильермо дель Торо стал лауреатом двух самых престижных Оскаров – за лучший фильм и лучшую режиссуру фильма «Форма воды». С тех пор за режиссуру полнометражных картин он не брался, отдавая силы продюсированию и работе над анимационными сериалами. Поэтому фанаты режиссера и рядовые киноманы восприняли информацию о грядущем проекте Гильермо дель Торо с большой надеждой. Чего у него не отнять, так это режиссерского стиля – даже не самые удачные работы этого мастера отличаются непередаваемой оригинальной атмосферой, которая окупает многие сценарные и сюжетные недочеты.

«Аллея кошмаров» своим синопсисом, промо-материалами, актерским составом и репутацией режиссера готовила зрителей к чему-то очаровательно страшному. Цирки 20-30-х годов прошлого века – благодатнейшая почва для создания жутких историй, где мистика сливается с реальностью. Кто-кто, а Гильермо дель Торо превосходно умеет размывать эту грань, которая отделяет нашу действительность от потусторонних, скрытых миров. Но, к нашему разочарованию, фильм о цирковой мистике, который якобы общается с мертвыми, растрачивает свой потенциал впустую.

Мы постараемся избежать лишних спойлеров, но в своей оценке так или иначе обозначим некоторые характеристики сюжета. Поэтому те, кто яро жаждет посмотреть «Аллею кошмаров» незамутненным взглядом, дочитайте рецензию после просмотра.

А мы начнем критику с главного недостатка картины – она обманывает ожидания. Сюжет фильма относительно неплох, но он идет вразрез с тем, что мы привыкли видеть и чего ждём от фильмов дель Торо. Условно говоря, фильм можно разделить на две части. В первой половине нам представляют главного героя, после чего происходит знакомство с цирком. И это наиболее интригующая часть, отсылающая к культовым хоррорам 20-х-30-х годов, наподобие «Уродцев». Цирки тех времен – территория, где царят свои законы, а их обитатели – один страшнее другого. Ожидание нечто подобного в «Аллее кошмаров» подкрепляет матерый актерский состав, от которого волей-неволей ждешь чего-то эдакого (про актеров поговорим ниже). Но, к сожалению, эта часть ленты почти не пытается напугать зрителя. И с середины действие из цирка переносится в город, где фильм меняет тон и направленность.

Теперь это уже классический нуарный детектив-триллер, снятый по всем канонам жанра. Можно было бы без особых потерь отделить эти две части друг от друга и снять два полноценных проходных фильма. Но здесь они вместе, что сбивает с толку. Первая – «цирковая» половина ленты развешивает множество чеховских ружей, из которых выстрелит лишь одно. И то в самом финале. Надо было отдавать час хронометража на это? Сомнительно. Вообще, при просмотре складывается ощущение, что фильм будто бы снимали два разных режиссера, а монтировал третий, незнакомый с ними человек. Конечно, смысл и мораль у картины есть, но она не соответствует зрительским ожиданиям.

Второй недостаток – в фильме слишком мало режиссерского стиля Гильермо дель Торо. Удивительно, но здесь он не использует свой излюбленный приём, когда фантастический или фэнтезийный мир пересекается с нашим. Та изюминка, которой брал «Лабиринт Фавна», или «Хэллбой» и «Форма воды» – здесь отсутствует. Не зная режиссера «Аллеи кошмаров», сложно подумать, что это дель Торо.

В остальном к фильму придираться не хочется. Он плох в своей основе, хотя, казалось бы, плавно и линейно рассказывает историю своего главного героя. Только история эта плоская, теряется за пластом нагромождений, всплывающих в сюжете. А нагромождений этих достаточно много. О самом большом из них ниже.

Помимо имени режиссера, это кино привлекает отличнейшим актерским составом: Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Тони Коллетт, Уиллем Дефо, Ричард Дженкинс, Руни Мара, любимчик и друг режиссера Рон Перлман и другие. Но большей части этих актеров достались небольшие второстепенные и даже третьестепенные роли. Уиллем Дефо, совсем недавно блеснувший в третьем «Человеке-пауке», здесь выглядит слишком спокойно и обыденно. Персонаж Рона Перлмана (недавно засветившегося у Адама Маккея) здесь вообще будто бы специально вписан в сюжет без какой-либо нагрузки и влияния. А что Перлман, что тем более Дефо, могут воплотить на экране крайне колоритные образы. Но не в этот раз.

Чуть больше экранного времени и глубины характеров персонажей у Тони Коллетт и Руни Мары. Но в случае с Марой, возникает вопрос – стоило ли приглашать сильную драматическую актрису для довольно простой роли? Кто получился здесь хорошо, так это Брэдли Купер. Его герой будто бы вышел из какого-нибудь нуарного фильма 40-х годов. Актер оставил в стороне свой комедийной багаж и создал на экране образ сломленного человека с темным прошлым и еще более темным будущим. Возможно, его персонажу не хватило капельки драмы, но это уже на наш вкус. Но затмила всех Кейт Бланшетт, которая отлично воссоздала на экране архетип роковой красавицы из черно-белого детектива. Её героине немного не хватает мотивации, но образ вышел одним из наиболее запоминающихся.

Мораль фильма повествует о том, что люди внутри звери, способные на страшные поступки, но она, увы, не нова. И передает ее режиссер совсем не по-новому, не с другого ракурса или не в интересной форме.

Если о хорошем, то запоминается не многое. Помимо выше перечисленных персонажей неплохо выглядят декорации. Особенно касающиеся интерьеров из 40-х годов – они буквально сошли на экран из фильмов восьмидесятилетней давности. Да и работа оператора во многом отсылает ко временам нуарных детективов. Это совсем не тот стиль, за который люди полюбили дель Торо, но любители классического кино могут увидеть много знакомого.

Эпикриз: Однозначно плохим мы этот фильм назвать не можем. Но неудавшимся – определенно. Гильермо дель Торо может куда лучше. Беда этого фильма еще и в том, что никаких кошмаров «Аллея кошмаров» зрителю предложить не может. Если не возлагать на фильм больших ожиданий, то любители триллеров и детективов смогут неплохо провести время. Но ради любования режиссёрской работой его точно смотреть не стоит.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Аллея кошмаров» (2021), реж. – Гильермо дель Торо.

Тихая ночь

(16+)

Реж. – Камилль Гриффин

В ролях – Кира Найтли, Мэттью Гуд, Роман Гриффин Дэвис, Аннабелль Уоллис, Лили-Роуз Депп, Сопе Дирису, Кирби Хауэлл-Баптист, Люси Панч, Руфус Джонс

Производство – Великобритания

Психологическая трагикомедия, которую сняла режиссер-дебютант Камилль Гриффин, до этого работавшая лишь над короткометражками.

В канун Рождества супруги Нелл (Кира Найтли) и Саймон (Мэттью Гуд) приглашают друзей в свой огромный загородный дом для проведения праздничного ужина. Когда все собираются вместе, начинают всплывать старые секреты. Обстановку подогревает тот факт, что всем угрожает смертельная опасность.

До просмотра «Тихой ночи» лучше знать о сюжете как можно меньше. Поэтому наш синопсис крайне скуп на подробности. Если знать подоплеку фильма до просмотра, то он станет еще более неинтересным и предсказуемым. А поверьте, сюжетных поворотов здесь совсем немного.

Как дебютная режиссерская работа «Тихая ночь» вполне неплоха. Да, Камилль Гриффин не смогла нащупать достойный баланс комедии, драмы и хоррора, поэтому фильм то и дело резко меняет интонацию. Делается это не плавно и постепенно, а резко. Задорное начало, где местами проскальзывают весьма неплохие шутки, быстро сменяется общей трагедией, которую немного разбавляет присутствие хоррора. Только ужас этого фильма не в банальных скриммерах, и даже не в хорошем саспенсе. Режиссер старается нагнать ужаса с помощью создания атмосферы тотальной безысходности, но получается это не очень успешно. Возможно, дело как раз в неровном темпе повествования. Или же недостаточном раскрытии персонажей, за которых зритель должен был бы переживать.

Фильм можно назвать камерным, потому что время действия ограничено двенадцатью часами, а место – одним загородным особняком. Неизменным остается и количество персонажей. К слову, с одной стороны, герои ленты выглядят довольно живыми – здесь представлена весьма пестрая группа людей, которые объединены дружбой, любовью и семейными узами. Присутствуют также и дети, которые играют далеко не последнюю роль в повествовании. Но большинство персонажей выглядят слишком поверхностно и однобоко. Наиболее полноценным и интересным получился сын Саймона и Нелл Арт, роль которого отлично исполнил юный Роман Гриффин Дэвис. В 2019 году актер великолепно исполнил главную роль в военной трагикомедии Тайки Вайтити «Кролик Джоджо». И здесь его персонаж, по сути, стержень всего фильма. Хотя и раскрывается это лишь ближе к концу.

Лента несет в себе актуальный экологический посыл, который в кино сейчас не так часто встретишь. Хотя в его преподнесении можно разглядеть выпад в сторону радикальных эко-активистов, но определенно, что создатели фильма продвигают идеи сохранения экологии. Пока не стало поздно.

Также в фильме поднимается вопрос смерти. Он рассматривается с разных сторон, в том числе и со стороны детей, что также немного любопытно. Правда, слишком глубоко в танатальную философию авторы не углубляются.

Эпикриз: «Тихая ночь» с одной стороны производит впечатление не самого банального фильма. Но неопытность режиссера, ее потуги сделать всё и сразу, портят впечатление. Лента буквально мечется между несколькими жанрами, по итогу ни в одном из них не выглядит убедительно. Плохим фильм назвать нельзя, но невзрачным и местами скучным – запросто.

Наш эпилог – подведение итогов кассовых сборов. Первое место в российском прокате занял комедийный боевик от Мэттью Вона «King's Man: Начало». На второе место взлетает пятая часть культовой мета-слэшер франшизы «Крик». Третьим становится отечественная семейная сказка «Последний богатырь: Посланник Тьмы».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2022 17:00
Наверх