Версия // Культура // Отмечаем 45-летие альбома «Bat Out of Hell» Мит Лоафа

Отмечаем 45-летие альбома «Bat Out of Hell» Мит Лоафа

6456

Полный «Твикс»

Отмечаем 45-летие альбома «Bat Out of Hell» Мит Лоафа
(фото: Wikimedia Commons/Ronden Talent Management)
В разделе

Как мы и обещали ранее, исследуем уникальный альбом «Bat Out of Hell» (1977), ставший (волею судеб) одним из самых продаваемых дебютников в истории музыки. Он волшебно не покидал музыкальных чартов в течение 8 лет Его реализованный тираж ушел далеко за 30 млн. копий, а песни из него до сих пор составляют «золотой» фонд помпезного и мелодичного рока.

Один из его вдохновителей и основной исполнитель, знаменитый певец, актер, композитор Meat Loaf (его прозвище можно перевести с английского по-разному: «Кусок Мяса», «Мясной Ломоть», «Мясная Туша» - как угодно читателям – авт.), чьим настоящим именем было Марвин Ли Эдей, умер в январе 2022 года на 75-м году жизни, о чем мы писали. Чтобы не повторяться, напомню, вкратце, что Мит Лоаф родился в Техасе, проявил себя как музыкант еще в 1966 году в Калифорнии, далее выступал как актер и вокалист в знаменитом мюзикле «Волосы» и в других бродвейских мюзикла, где свел знакомство с профессиональным пианистом Джимом Стейнманом. Получилось так, что случайная встреча голосистого, обладавшего внушительной комплекцией актера и композитора, выросшего на Вагнере, переросла во взаимную симпатию и творческий союз, способный к воплощению крупных музыкальных форм.

Такой тандем дал на выходе не только неожиданный, но и просто фантастический результат! В его результате, поначалу, никем не признаваемый альбом «Bat Out of Hell» (1977), стал одним из самых прославленных релизов 1970-х, не потеряв своего блеска и в дальнейшем! Такой успех пластинки был тем более не прогнозируемым, потому что она записывалась в эпоху гремевшего панка и (если не заката) то явного ослабления позиций групп, игравших классический хард и претенциозный арт и прог-рок, не говоря уже о рок-операх.

Конечно, Джим Стейнман был далеко не единственным, кто обращался в своих произведениях к классической музыке. Примеры креативного использования симфонического наследия мы видим у Led Zeppelin, Deep Purple, Asia, Queen, Emerson Lake & Palmer, Uriah Heep и у множества других замечательных коллективов. Для диска «Bat Out of Hell», которому мы отмечаем в этом году 45 лет, они также весьма характерны!

Идея альбома возникла у Стейнмана в ходе постановки мюзикла под названием «Страна Никогда-Никогда» - «Neverland» (по «рок-версии» пьесы «Питер Пэн» Джеймса Барри) написанной им в 1974 году. Стейнману и Лоафу почудилось, что созданные композиции — «Bat Out of Hell», «Heaven Can Wait» and «The Formation of the Pack» (позже ставшая «All Reved Up with No Place to Go») были многообещающими. Джим Стейнман позже признавался в том, что: «Я никогда не планировал записывать музыку, считая себя недостаточно хорошим музыкантом. Но почему бы и нет? Я не хотел, чтобы это была просто куча песен. Я хотел, чтобы создавалось впечатление полноценной театральной постановки или фильма. Все мои песни – о моей одержимости. Ни одна из них не имеет отношения к обычной жизни. Они повествуют о каких-то запредельных мирах». Звукозаписывающие компании длительное время отказывались браться за альбом, не веря в предлагаемое смешение жанров, так как, по сути, у Стейнмана и Лоафа получилась самая настоящая рок-опера! По воспоминаниям Мита, у них ушло два с половиной года на обивания порогов звукозаписывающих компаний и попыток «втюхать» свое детище какому-либо лейблу.

В итоге, настойчивость друзей победила и все срослось. Запись альбома «Bat Out of Hell» стартовала во второй половине 1975 года. Слова и музыка всех песен альбома принадлежат Джиму Стейнману. Продюсером пластинки стал знаменитый канадский саунд-продюсер и музыкант Тодд Рандгрен. При записи пластинки Тодд и Джим вдохновлялись технической стороной знаменитой «стены звука», созданнойФилом Спектором. Рандгрен также исполнил на альбоме ряд партий гитары. Например, когда Стейнман настоял на появлении грохочущего звука мотоцикла в заглавном динамичном треке «Bat Out of Hell», то Тодд сумел записать его за 15 минут. Еще Рандгрен придумал некоторые мелодические ходы и умудрился смикшировать весь альбом за одну ночь, совершенно покорив своим профессионализмом Джима. Стейнман впоследствии описывал Рандгрена как «самого гениального гения из всех, с кем работал»!

Возвращаемся к альбому. Следующий после заглавной песни (ставшей настоящим гимном о любви, смерти и обмане) трек «You Took the Words Right Out of My Mouth (Hot Summer Night)» не менее помпезен, благодаря теме вездесущего женского коварства, жертвами которого становятся все мужчины. Его предваряет монолог Стейнмана, где он показывает цинизм эпохи 1970-х, сопряженный с романтичностью оборотня. Тему, заданную двумя первыми вещами, продолжает мощная мелодика «Heaven Can Wait», брызжущей подростковыми гормонами «All Revved Up with No Place to Go» и мудреной баллады «Two Out of Three Ain't Bad», где немало сексуальных подтекстов, подчеркнутых выпуклыми готическими образами. Рок-н-ролльная «Paradise by the Dashboard Light» просто сногсшибательна, хотя смахивает своим посылом на релиз, посвященный выходу проходной мыльной оперы. Здесь впечатляет дует Мита с Эллен Фоли, которая была знакома с Лоуфом еще со времён их совместной работы в «National Lampoon Road Show», где они разыгрывали музыкальные комедийные сценки. Три составных части «Paradise by the Dashboard Light» в виде: «I. Paradise», «II. Let Me Sleep on It», «III. Praying for the End of Time» дополняют одна друг друга, входя как нож – в масло в уши слушателей. И завершает все музыкальное «пиршество» чарующая «For Crying Out Loud».

Тодд Рандгрен находил альбом «забавным». Он считал, что «пластинка представляет собой пародию на тогдашнее пафосное и громкое творчество Брюса Спрингстина, вроде таких хитов, как «Thunder Road» и «Jungleland». «Мит Лоаф - большой, толстый, оперный парень, исполняющий совершенно невероятные, надуманные, затянутые песни. Вся эта чрезмерная напыщенность и нарочитая театральность. Это был Брюс Спрингстин «в квадрате», - так комментировал Рандгрен свое участие в записи «Bat Out Of Hell». А если учесть тот факт, что к записи диска были привлечены музыканты из уже гремевшей в середине 1970-х команды Спрингстина под названием E Street Band, то результат превзошел все ожидания. Первоначально Рандгрен потратил собственные деньги на аренду студии для записи «Bat Out Of Hell». Естественно, все потом окупил сторицей, хотя долго недоумевал и посмеивался, как мог музыкальный мир воспринять этот опус всерьез. Ибо, если сравнивать «Bat Out Of Hell» с рок-оперой «Tommy» знаменитых The Who, то там помимо отличной музыки, находится место размышлениям о месте человека в мире и углубленному самоанализу. «Bat Out Of Hell» впечатлял именно своей масштабностью.

Проблемы человечества Лоафа и Стейнмана если и заботили, то совсем чуть-чуть, а от байкерских гимнов кроме громкости и цепкости гитарных хуков вряд ли стоит требовать большего. Впрочем, чего только не бывает под Луной. Фокус в том, что какими неожиданными сюрпризами не начинён подчас шоу-бизнес (несмотря на все его заманухи и трюки) он все равно остается привлекательным для миллионов людей! Полный «твикс»…

В дальнейшем пути Лоафа и Стейнмана разошлись. Стейнман, к примеру, плодотворно работал с Бонни Тайлер и Sisters Of Mercy. В 1983 году Стейнман и его бывший менеджер предъявили огромный иск к Лоафу по поводу доходов от альбома, и Мит вынужден был признать себя банкротом. Тем не менее, было еще несколько моментов, когда Мит и Джим творчески коллаборировали, как на менее знаменитом, но также отлично прозвучавшем альбоме «Bat Out Of Hell II» в начале 1990-х годов, также занявшем первые места в ведущих мировых музыкальных чартах. В завершение отмечу, что «Bat Out of Hell» занимает 343 позицию в списке 500 Величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone. А не менее авторитетный журнал Classic Rock присвоил альбому 84 позицию в рейтинге «100 Лучших рок-альбомов всех времён» по своей версии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.02.2022 11:21
Комментарии 0
Наверх