Версия // Власть // Еврокомиссия в бешенстве: выяснилось, что Балтия умеет считать

Еврокомиссия в бешенстве: выяснилось, что Балтия умеет считать

3867

Фига в кармане содержанки

Темур Козаев
В разделе

Стоять с протянутой рукой, отрабатывая подачки мантрами о вражеской угрозе, прибыльное дело. Но куда девать генетическую память о маленьких, но гордых странах того времени, когда ни о какой угрозе было не слыхать? Самоуважение ещё никто не отменял, а уж проявить его можно разными способами.

Прибалты – народ терпеливый, медлительный и спокойный, такой же у них и протест: от фиги в кармане до тихого саботажа. Внешне всё выглядит вполне лояльно: Европу с Америкой любим, Россию боимся и если потребляем её газ, то с отвращением.

Давно бы надо отказаться в угоду Евросоюзу. Но как без газа?

А вот как: покупайте сжиженный газ. У Катара, Норвегии или вон у Израиля. Но сначала постройте терминалы. Отлично, спасибо, построим! Большой-пребольшой терминал, чтобы сразу на всех хватило. Или нет, мы построим маленькие, но гордые терминалы – только для собственных нужд. Будем полностью независимые. Так захотела Литва, а Латвия и Эстония сговорились об общем терминале: такой вариант мог бы получить финансирование Евросоюза. Он будет выполнен в виде судна-хранилища. Судно арендуют у Норвегии.

Но тут включилась Польша, пожелавшая купить такое судно-хранилище за 200 млн евро. В ответ Литва выступила с забойным аргументом: этим совместным плавучим терминалом может легко завладеть Россия! Латвия не повелась, но стала настаивать на собственной территории для хранилища, предоставив массу аргументов.

Дело дошло до заседания совета по транспорту, телекоммуникациям и энергетике Совета Евросоюза. В итоге дебатов страны Прибалтики соглашения не достигли и поручили решение этого вопроса Еврокомиссии.

С тех пор прошло четыре года. Терминала как не было, так и нет, но было много встреч на высшем уровне, переговоров и новых планов вытеснить «Газпром». Был определён и лучший вариант: строительство терминала, совместного с Финляндией. Но инвестора не нашли, и проект тоже почил. Лишь в конце октября прошлого года в Клайпеду прибыло плавучее хранилище сжиженного природного газа (СПГ) Independence и встало на рейд морского порта. «Это реальный шаг для обеспечения безопасности всего Балтийского региона», – радостно приветствовала посудину президент Литвы Даля Грибаускайте.

Но в начале августа 2015-го Еврокомиссия всё же заподозрила прибалтов в саботаже и отчитала малых сих по первое число. Вероятно, поняли наконец, что дело вовсе не в вавилонской природе терминала, а в умении прибалтов считать. Так, например, аренда норвежского судна обойдётся в 60 млн долларов в год. При этом терминал будет покрывать лишь 25% потребности Литвы в природном газе.

Теперь возьмём в руки калькулятор. Цена от «Газпрома» на этот год составляет для стран Балтии 370 долларов за тысячу кубометров. Цена того же количества СПГ – 350–390 долларов. Прибавим к аренде судна расходы на транспортировку и регазификацию плюс прибыль компании-оператора и получим поистине золотой газ.

МНЕНИЕ

Дана Рейзниеце-Озола, министр экономики Латвии:

– Можно вспомнить, что провалилась идея общего регионального терминала для стран Балтии, поскольку каждая страна настаивала, что именно здесь подходящее место для него. Честно говоря, я не слишком оптимистично настроена по поводу того, что этот проект действительно может быть реализован.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

НАТО оголило небо Прибалтики

С сентября по решению НАТО вместо 16 истребителей, которые патрулировали небо Балтии после начала российско-украинского кризиса, боевую вахту будут нести только восемь, а в Литве вместо двух контингентов останется один. В альянсе решили, что этого достаточно для обеспечения военной потребности в данном регионе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2015 14:04
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх