// // Возврат мэрских выборов может означать для «Единой России» конец монополии на власть

Возврат мэрских выборов может означать для «Единой России» конец монополии на власть

1379

Да пребудет с вами мэр

Возврат мэрских выборов может означать для «Единой России» конец монополии на власть
В разделе

90 думских депутатов оспорили в Конституционном суде прошлогоднюю реформу местного самоуправления, которая, по их мнению, уничтожает политическую самостоятельность крупных городов. Это, по их мнению, противоречит не только основному закону страны, но и Европейской хартии местного самоуправления и даже предыдущим решениям самого КС.

Лишили права

Претензии депутатов касаются принятых в прошлом и нынешнем году изменений в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Одним из наиболее спорных и резонансных последствий законодательных новаций стала отмена прямых выборов мэров городов. Если раньше на местах могли сами выбирать способ формирования органов местного самоуправления из предусмотренных федеральным законом вариантов, то после принятых весной прошлого года поправок такое право было передано исключительно законодательным собраниям регионов.

В феврале уже нынешнего года закон пополнился двумя новыми формами назначения муниципальных глав, которые одновременно возглавляют городские администрации,— местными депутатами из своего состава либо из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. В «жалобе девяноста» говорится, что федеральный закон не предусмотрел гарантий того, чтобы такие изменения не могли производиться по субъективным мотивам, причем неопределенное число раз.

По словам инициаторов обращения в КС, сегодня местные общины таким образом вообще лишили права выбора способов формирования муниципальной власти. Результат: больше чем в половине столичных и республиканских центров прямые выборы мэров заменены назначением градоначальников депутатами. Думец от Иркутской области Антон Романов расценивает это как попытку ликвидации местного самоуправления как такового.

Борьба за мэров

Нынешней думской инициативе предшествовал короткий, но бурный период борьбы за сохранение прямых выборов в регионах. В марте нынешнего года с жалобами в Конституционный суд на отмену мэрских выборов обратились глава райкома КПРФ Кондинского района ХМАО Виктор Малышев и инициативная группа из Омска. Тогда же против отмены прямых выборов высказался действующий мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

В мае в Челябинский облсуд на отмену прямых выборов мэров безуспешно пожаловался директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман. Подобные иски также подавались и были отклонены в облсудах Самарской, Свердловской, Новосибирской областей и краевом суде Красноярского края. Больше других повезло мэру Улан-Удэ. За возврат его прямых выборов в июне проголосовали депутаты бурятского Народного хурала.

Зимой к борьбе депутатов и чиновников подключилась улица. Сначала в Ярославле, а затем в Иркутске, Омске, Астрахани, Нижнем Новгороде, в новосибирских Бердске и Оби, во Владивостоке, Великом Новгороде и Петрозаводске прошли митинги и одиночные пикеты с теми же требованиями.

Кроме того, в Приморье, Астраханской, Свердловской и Новосибирской областях местные депутаты и инициативные группы избирателей в течение осени 2014 - зимы 2015 годов предпринимали хоть и безуспешные, но достаточно активные и имевшие резонанс в соответствующих регионах попытки проведения местных референдумов о возврате мэрских выборов.

По теме

Наконец, уже этим летом в Красноярском крае прошла серия демаршей местных депутатов, отказавшихся вносить в городские уставы принятые краевым ЗАКСом по инициативе губернатора Виктора Толоконского поправки в местный закон. В позу встали народные избранники Красноярска, Ачинска, Назарова и Манского района - территорий, на которых проживает более 40% жителей региона.

Несмотря на протесты прокуратуры, они перенесли корректировку своих уставов на осень. Как теперь выясняется, весьма предусмотрительно, ведь изменчивая фортуна может повернуться в их сторону.

С дальним прицелом

Бросается в глаза то, что данная инициатива явно не направлена на достижение краткосрочного эффекта под задачи идущих сейчас кампаний в регионах. Ведь думский запрос поступил в КС лишь за два месяца до губернаторских выборов 13 сентября, а вопрос о его принятии к рассмотрению и вовсе отложен до возвращения судей из отпуска, когда единый день голосования уже пройдет.

В связи с этим представляется вероятным вариант развития событий с удовлетворением жалобы думцев. Дело в том, что такой шаг выглядит логичным с прицелом на досрочные выборы Думы и выборы президента. Как известно, на этот раз «Единая Россия» идет на выборы без использования образа главы государства в своей агитации, что, по общему признанию политических аналитиков, понизит ее результаты.

Сегодня на электоральной карте России достаточно много очагов тлеющей конфликтности по линии мэр-губернатор. Это и Красноярск, где схлестнулись амбиции Виктора Толоконского и Эдхама Акбулатова.

Можно вспомнить историю борьбы губернатора Алтайского края Александра Карлина с экс-мэром Барнаула Владимиром Колгановым, завершившуюся поражением последнего.

А можно - конфликт в самом молодом из субъектов РФ, Севастополе, где губернатор Сергей Меняйло и глава ЗАКСа (в севастопольских реалиях мэр города) Алексей Чалый воюют между собой так, что аж перья летят.

Волгоградская область еще не забыла истории 2011 года, когда только что назначенный губернатор Анатолий Бровко попытался уволить избранного горожанами мэра Волгограда Романа Гребенникова, а тот уходить, естественно, отказался.

Кукол дергают за нитки

Все эти и подобные им истории объединяет одна общая черта. Не во всех, но во многих случаях местные мэры куда популярнее назначенных из Москвы губернаторов. Уже хотя бы потому, что «привязка к месту» исключает в мэрской среде такое явление как «политический туризм». А где мэр, там, конечно же, и партия мэра, за которой идут местные социально-экономические интересы, учет которых стабилизирует обстановку в городе.

А еще прямые выборы мэров дают больше пространства для политической активности местным лидерам общественного мнения, которым тесно в «Единой России». На региональных выборах предпочитают голосовать не столько за партийную принадлежность, сколько за конкретных людей, которых знают. Ключевой вопрос тут – не идеология, а эффективность. Именно она, а не лояльность губернатору, в итоге должна стать критерием оценки качества местного управления, которое в последние годы ухудшилось настолько, что если постоянно не дергать за ниточки из центра, то чиновники на местах что хотят, то и воротят.

Таким образом, возвращая институт мэров из аппаратной в электоральную плоскость, наверху осторожно прощупывают пути для изменения нынешней потерявшей гибкость политсистемы, чтобы, с одной стороны, не утратить контроль за процессом, а с другой - заменить старую вертикаль на новую, с новыми лицами.

В конечном итоге, к моменту выборов Думы и главы государства «Единая Россия» станет одним из, а вовсе не единственным «приводным ремнем» президентской политической вертикали.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2015 12:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх