// // Дошкольное образование в столице на грани катастрофического дефицита

Дошкольное образование в столице на грани катастрофического дефицита

349

Все в сад!

Гарантированных способов попасть в детсад нет: в некоторых районах спрос
настолько превышает предложение, что не помогают ни связи, ни кипы документов,
ни банальные взятки
Фото: ИТАР-ТАСС
Гарантированных способов попасть в детсад нет: в некоторых районах спрос настолько превышает предложение, что не помогают ни связи, ни кипы документов, ни банальные взятки Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Столичный мэр Юрий Лужков потребовал от своих подчинённых кардинально увеличить объёмы строительства новых детских садов и школ, чтобы уже в ближайшие годы решить одну из застарелых проблем мегаполиса – дефицит мест в дошкольных и образовательных учреждениях. Впрочем, такую цель руководство города ставит уже не в первый раз. Почему не удаётся её достичь, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Особо активно строительство детсадов велось в последние предкризисные годы – самые «жирные» по уровню доходов городской казны. Тогда удалось выйти на 100 детсадов в год. Правда, речь не всегда шла о совершенно новом строительстве – зачастую это было возведение более вместительного здания на месте снесённого старого. Или возвращение городу садика, утраченного в лихие 90-е. Однако главное – количество мест на бумаге неуклонно росло. Вот только ликвидировать очередь это не помогло – к осени 2009 года она, по официальным данным, составляла 22 тыс. детей.

Чтобы понять, много это или мало, достаточно привести несколько цифр. Как правило, в детсад приводят ребёнка в трёхлетнем возрасте. Для 2009 года это дети 2007 года рождения. Тогда в Москве появилось на свет чуть более 100 тыс. малышей. То есть более чем для 20% их места нет.

Конечно, приведённые цифры очень относительны: некоторые встают в очередь сразу после рождения, для разных возрастных категорий – разный уровень дефицита, да и вообще, не все родители отправляют ребёнка в детсад, а те, кто побогаче, пользуются услугами частных заведений. Однако можно привести и другую цифру: сейчас в Москве более 2,2 тыс. дошкольных учреждений, численность детей в которых составляет около 300 тысяч. Дефицит в 22 тыс. и на этом фоне выглядит солидно. То, что проблема значительна, признают и в мэрии.

Тем более что вместе с приходом кризиса и сокращением городских инвестпрограмм в несколько раз снизились и темпы ввода новых детсадов. Так, в представленной на недавнем заседании правительства Москвы программе фигурировала цифра – 33 новых детсадика в этом году. В городской администрации не связывают напрямую финансовые проблемы с сокращением объёмов строительства. Есть и другие немаловажные факторы. Например, не хватает участков для строительства. Прилегающая к детсаду территория должна быть площадью 1–1,5 гектара. Найти такой кусок земли в удобном месте (всё-таки детсад должен появляться в шаговой доступности) в услових сверхплотно застроенной Москвы – задача не из простых.

Какое-то количество участков всё же нашли.

Этот дефицит складывался не один год, и причин ему несколько. Сначала повсеместная приватизация 90-х годов, когда государство потеряло огромное количество дошкольных учреждений. Причём не только в Москве.

«К сожалению, в 90-е годы детский дошкольный фонд был, по сути, распродан. Конечно, и годы были трудные. Не хочу никого обвинять, но поступили абсолютно не по-государственному, абсолютно без расчёта, что мы сможем серьёзно заняться демографической проблемой», – заявил президент Дмитрий Медведев в феврале этого года.

Сейчас государство пытается вернуть детсады, однако процесс идёт сложно: новые собственники, разумеется, не спешат расставаться со зданиями. Причём не только коммерческие структуры – в некоторых зданиях сидят отделения милиции, местные районные администрации. В этом году планируется вернуть в собственность города 37 бывших детсадов, причём 10 зданий уже переданы. Москва планирует законодательно запретить перепрофилирование земли под дошкольными и образовательными учреждениями. Это тут же снизит инвестиционную привлекательность таких участков и, возможно, сподвигнет их хозяев побыстрее продать собственность обратно городу.

По теме

Ещё одна большая проблема из 90-х и начала 2000-х годов – массовая жилая застройка. Дома в столице возводили с невиданной скоростью, а вот необходимую инфраструктуру при этом как-то обошли вниманием. Поэтому в спальных районах наибольший дефицит детсадов (а также учреждений культуры, быта и т.п.). Самые неблагополучные в этом смысле – Марьино, Люблино, Куркино, Рязанский, Ново-Переделкино, Выхино-Жулебино, Головинский и Коптево. Если по округам, то длиннее всего очереди в Юго-Восточном, Западном и Северном. Опять же, власти пытаются исправить ошибки прошлого. Однако отыскать удобные участки для строительства в сложившейся застройке не так просто: зачастую строители детсадов наталкиваются и на сопротивление со стороны местных жителей. Да и чтобы наверстать то, что утрачивалось годами, также годы нужны.

Третья немаловажная причина дефицита – беби-бум последних лет. Статистика: в 2006 году в Москве родилось более 94 тыс. младенцев, в 2007-м – более 100 тыс., в 2008-м – более 107 тыс., в 2009 году – 110 тысяч. Количество детсадов уменьшилось, количество детей – увеличилось. Результат очевиден.

Наконец, серьёзной проблемой была и система устройства детей в дошкольные учреждения. Вернее, отсутствие системы. Родители, зная о дефиците, старались пристроить своё чадо сразу во все детсады округи. При этом использовали личные связи, взятки – всё, что угодно, лишь бы записали. В итоге получались искусственные очереди – записанный в несколько учреждений ребёнок «забирал» место у опоздавших сверстников (знающие родители советовали: проще пристроить ребёнка уже после начала учебного года – тогда в некоторых группах случается даже недобор).

Пару лет назад городские власти ввели другую систему – централизованную. Теперь нужно вставать на учёт не в конкретном детсаде, а в окружной комиссии по комплектованию детских садов. Оттуда уже распределяют. Если верить отчётам чиновников, эта мера резко снизила коррупцию в системе дошкольного образования, а также позволила уменьшить и упорядочить очередь. Личный опыт знакомых семей из разных районов Москвы говорит о том, что проблема решена совсем не до конца: по-прежнему многое решают связи, только в других местах. А чтобы «честно» получить место в детсаде к трём годам, в окружную комиссию мамаша должна нестись чуть ли не из роддома.

Мэр Москвы Юрий Лужков полагает, что решить проблему мест в детских садах можно уже к следующему учебному году, если очень поднапрячься. 20 апреля на заседании столичного правительства он потребовал, во-первых, существенно увеличить объёмы строительства новых детсадов уже в этом году. Как минимум в два раза.

«Это надо сделать обязательно, если понадобится, через не могу», – сказал Лужков. Во-вторых – окончательно решить вопрос с возвратом тех зданий, которые используются не по назначению. В-третьих – изменить федеральное законодательство о госзакупках. Дело в том, что сейчас при заключении контракта на строительство детского сада конкурсная комиссия учитывает прежде всего цену – качество работ не играет определяющего значения. А потому, говорит Лужков, зачастую подписываются договоры с некомпетентными строительными фирмами.

«Они выигрывают конкурс и ничего не делают или не сдают объект в срок, или делают халтуру. И мы никак не можем их наказать», – сказал мэр. Эти замечания логичны, однако и в прошлые годы Юрий Лужков раздавал своим подчинённым схожие указания. Но воз и ныне там.

Со школами в Москве ситуация намного лучше, чем с детскими садами. Однако и здесь достаточно проблем. «Школ много, но есть такие районы, где имеются аварийные школы, которые надо закрыть. И это нарушает заполняемость соседних школ, – цитирует слова градоначальника «РИА Новости». – Надо задействовать иначе процесс вывода, сноса и строительства школ и смотреть на географию, где надо строить. Шаговая доступность – норма обеспечения школьными местами детей».

Впрочем, нужна не просто шаговая доступность, а качественные школы в соседнем дворе. Разумеется, родители пытаются устроить ребёнка не абы куда, а в школу получше. Вот таких как раз дефицит, и в них выстраиваются очереди. И даже честным директорам приходится проводить фактически конкурсный отбор первоклашек, что запрещено законом. А для нечестных просто масса возможностей подзаработать на родителях. И эти проблемы одним стройкомплексом явно не решить.

Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2010 12:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх