// // Чем на самом деле обернётся увеличение штрафов за «временные номера» и отсутствие техосмотра

Чем на самом деле обернётся увеличение штрафов за «временные номера» и отсутствие техосмотра

316

Транзит денег

Временные номера позволяют экономить десятки тысяч
рублей, не сравнимые с суммой штрафов за нарушение
порядка регистрации
Фото: ИТАР-ТАСС
Временные номера позволяют экономить десятки тысяч рублей, не сравнимые с суммой штрафов за нарушение порядка регистрации Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Депутаты снова намерены увеличить штрафы за нарушение правил дорожного движения. Госдума приняла во втором чтении поправки в статью 12.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают увеличение штрафов за езду на автомобиле без техосмотра с 200 до 800 рублей, а за езду на машине, не зарегистрированной в установленном порядке, – до тех же 800, но co 100 рублей ранее. Правозащитники, как всегда, против. Они считают, что нововведения только увеличат суммы взяток. Но не спасут от уловок, которые применяют владельцы, не желающие платить транспортный налог.

Насчёт собираемости налогов дело понятное. В чистой теории, если штраф за езду с просроченными транзитными номерами увеличат со 100 до 800 рублей, это действительно может принести кое-какую прибыль государству. Дело в том, что, если автомобиль не зарегистрирован в установленном порядке, на него не начисляется транспортный налог. Это особенно ощутимо, если автомобиль мощный. Налог на машину мощностью более 200 л.с. составляет более 10 тыс. рублей, на автомобиль мощностью более 250 л.с. – более 30 тыс. рублей.

При этом, по данным МВД, только в 2008 году в России было выявлено 1,2 млн нарушителей, управлявших не зарегистрированными в установленном порядке автомобилями. Это те, кто не поставил новый автомобиль на учёт в течение пяти суток с момента покупки (в течение этого времени достаточно договора купли-продажи с салоном, ПТС, паспорта, полиса ОСАГО и водительских прав) или более 20 дней ездит на автомобиле, снятом с учёта, с транзитными номерами.

Кроме неуплаченного налога «доступность» езды с транзитными номерами повышает криминогенную обстановку. Виновник ДТП на автомобиле без государственных регистрационных знаков может уехать с места аварии и при этом не бояться, что его найдут. А пострадавшим будет не к кому предъявлять иск и не с кого взыскивать причинённый ущерб. Аналогичная ситуация складывается и при использовании автомобиля без номеров для совершения преступления.

Почему же до последнего времени за езду с просроченными «транзитами» штраф был столь ничтожен? Дело в том, что Верховный суд неоднократно толковал эту норму таким образом, что езда с просроченными «транзитами» не приравнивается к езде без номеров. Несмотря на то что сами номера больше недействительны, по ним всё же можно хоть как-то вычислить автомобиль, например, в случае если автомобилист пытается скрыться с места ДТП. В итоге такое нарушение квалифицируется по ч.1 ст. 12.2 КоАП как управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными номерами или номерами, установленными с нарушением требований государственного стандарта. То есть просроченный «транзит» приравнивается к грязным номерным знакам. Однако получить штраф на 5 тыс. или лишение прав на срок от одного до трёх месяцев можно, если «транзиты» лежат на полу или на сиденье автомобиля и снаружи их нельзя разглядеть. В этом случае нарушение приравнивается к езде без номеров.

Впрочем, по мнению экспертов, злостных нарушителей не столь сильное ужесточение законодательства не остановит, зато ударит по законопослушным гражданам, просто не успевшим вовремя зарегистрировать автомобиль. Не говоря о том, что владельцев сверхмощных машин скорее насмешит. Простой расчёт показывает, что даже 800 рублей, которые, предположим, придётся отдавать три-четыре раза в месяц, существенно меньше, нежели 50 тыс., которые нужно единовременно отдать за 350 «лошадей» под капотом.

По теме

Что касается техосмотра, то повышение штрафов за его отсутствие вообще мера довольно странная. Ведь водителя, несмотря на небольшой штраф, ждут серьёзные проблемы: инспектор вправе снять с автомобиля нарушителя государственные регистрационные знаки. После этого есть всего пять суток, чтобы всё же получить искомый документ, в противном случае можно получить штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав на 1–3 месяца.

В любом случае бороться надо не столько с водителями, сколько с доступностью нелегальных, купленных талонов. Сейчас практически любой желающий может получить техосмотр, даже не предъявляя машину к осмотру. Именно это, а не низкие штрафы, приводит к высокой аварийности на дорогах – неисправность транспортного средства.

Решений этой проблемы депутаты не предлагают. Зато вопрос сейчас обсуждается на высшем уровне. Он находится в сфере ответственности правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Правительство намерено провести реформу в области дорожного движения, передав функции проведения техосмотра некоммерческим организациям. Это по задумке авторов позволит снизить коррупциогенность. Хотя сложно сказать, что может помешать продавать талоны компаниям. Ситуация может измениться только в том случае, если установить для них жёсткие штрафы, на случай если автомобиль, прошедший техосмотр на этой станции техобслуживания, попал в аварию по причине неисправности. Но это уже из области фантастики.

С другой стороны, .

Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2010 12:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх