Версия // Общество // Авиакомпаниям запрещают продавать дешёвые билеты

Авиакомпаниям запрещают продавать дешёвые билеты

1985

Тариф безвозвратный

Отмена возврата лишь один из поводов взвинтить цены. Следующим может стать плата за багаж любого веса Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Дешёвых авиаперелётов больше не будет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой запретить авиакомпаниям продавать так называемые невозвратные билеты. Авиакомпании предписание не пугает: они утверждают, что у них давно нет подобных тарифов. Однако на деле это означает лишь то, что билеты в очередной раз подорожают.

По словам экспертов, билет – такой же товар, как и всё остальное, что можно купить в магазине. Поэтому человек имеет право за 24 часа до полёта отказаться от услуги и, вернув билет, получить обратно все деньги или воспользоваться своим правом перелёта в любой другой день, не уведомляя об этом авиакомпанию заранее. Но это в идеале. Билеты по таким тарифам, как правило, самые дорогие.

Чтобы иметь возможность снижать цены, авиакомпании ввели другие тарифы. В тот же самый класс и на те же самые места можно попасть за меньшие деньги, если согласиться с целым набором условий и ограничений. В частности, ещё несколько лет назад у многих авиакомпаний был тариф, позволяющий улететь практически по бросовым ценам, но зато запрещавший отказаться от полёта и вернуть деньги.

Между тем ещё в середине прошлого года ФАС занялась анализом рынка авиаперевозок. То есть почти год потребовался службе, чтобы приступить к реальным действиям. В то же время, по заявлению ФАС, авиакомпании должны уведомить службу об исполнении свежеиспечённых рекомендаций не позднее 30 апреля этого года. Впрочем, уже сегодня большинство крупных российских авиакомпаний, в частности «Аэрофлот» и «Трансаэро», утверждают, что у них уже нет «невозвратных» билетов.

Но они лукавят. Любая распродажа – это предложение клиентам согласиться на очень жёсткие условия: дешёвый билет в обмен на серьёзный штраф в случае отказа от перелёта и попытки вернуть деньги. На данный момент, по мнению аналитиков службы, все эти требования не выполняются.

«Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности – и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком как единая цена за перевозку», – считают в ФАС.

Формально все эти требования выполняются. Однако штрафы у всех разные. При этом большинство очень просто обходят требования Воздушного кодекса, высчитывая 25% не от реальной цены, которую заплатил пассажир, а от стоимости билета по нормальному тарифу экономкласса. Порой получается, что в итоге штраф покрывает почти всю стоимость льготного билета.

«Попытки ФАС – это не хорошо и не плохо. Если потребитель готов переплачивать за возможность отказаться от перелёта, для него это хорошо. Если же потребитель хочет летать дёшево, но при этом нести определённые риски – для него нововведение плохо», – рассуждает Олег Пантелеев, редактор аналитического портала «АвиаПорт». Тем не менее специалист признаёт, что следствием действий ФАС действительно может стать рост цен.

«Авиакомпании рискуют тем, что должны будут возвращать больше средств, чем раньше. Чтобы компенсировать эти риски недополучения прибыли, а также компенсировать отказ от самых низких тарифов, они могут в очередной раз поднять цены. Ясно, что за всё заплатит потребитель», – говорит Пантелеев.

Впрочем, в этом году это может стать не последней плохой новостью для тех, кто часто летает. Всё больше авиакомпаний по всему миру вводят обязательную плату за багаж. То есть платить приходится, не только когда вес чемодана превышает положенные 20 килограммов, но и когда чемодан вообще есть. На данный момент такие правила ввели почти все американские и европейские лоу-костеры, но как вариант это для себя рассматривают и крупные авиакомпании, билеты на самолёты которых и так стоят довольно дорого. Средняя цена на провоз одного чемодана в мире среди уже принявших это правило авиакомпаний составляет 45 долларов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2010 12:19
Комментарии 0
Наверх