Версия // Бизнес // Для 50 оставшихся от «Трансаэро» самолетов до 1 декабря должны найтись «добрые руки»

Для 50 оставшихся от «Трансаэро» самолетов до 1 декабря должны найтись «добрые руки»

9134

Неликвид полетит

В разделе

Согласно распоряжению президента, до конца года правительство и «Аэрофлот» должны найти способ для ввода в эксплуатацию 50 дальнемагистральных самолетов. Это должно улучшить воздушное сообщение с Дальним Востоком и спасти финансовый баланс крупнейших лизинговых компаний страны.

Поручение Владимира Путина, размещенное на сайте Кремля, сформулировано четко: до 1 декабря текущего года правительство РФ совместно с ПАО «Аэрофлот», «Сбербанк России», «Банк ВТБ», АО «Авиакомпания «Россия» и ГК «Внешэкономбанк» должны обеспечить ввод в эксплуатацию дальнемагистральных воздушных судов – для улучшения транспортного сообщения с Дальневосточным федеральным округом. Можно предположить, что у поручения есть и более четкая подоплека. Под «ранее заключенными соглашениями», в рамках которых будут пристраиваться самолеты, имеются в виду, скорее всего, договора на поставку широкофюзеляжных самолетов, которые заключены с лизинговыми компаниями «Сбербанк-лизинг», «ВЭБ-лизинг», «ВТБ-лизинг».

В режиме ручного управления

Личное вмешательство президента в вопрос формирования парка воздушных средств «Аэрофлота» - нюанс, обращающий на себя внимание. Как отмечают эксперты делового авиационного портала «Авиатранспортное обозрение», большинство в совете директоров компании состоит из представителей государства, которые голосуют по ключевым вопросам строго в соответствии с правительственными директивами, В круг таких вопросов входит и расширение парка самолетов – до сих пор оно велось с учетом в первую очередь рыночной потребности «Аэрофлота». Компания «Россия», являющаяся дочерним предприятием «Аэрофлота», в своих операционных и финансовых решениях полностью ему подконтрольна.

Почему же в таком случае «Аэрофлоту» для решения уже давно имеющей место проблемы требуется личное вмешательство президента? И почему отведены столь сжатые сроки?

Ответ может быть найден в самом поручении Владимира Путина. Список адресатов – это активные лизингодатели разорившейся год назад авиакомпании «Трансаэро». Которые, не в последнюю очередь «благодаря» «Аэрофлоту», теперь оказались в незавидном положении.

Тяжелое наследие

По данным на апрель 2015 года, на хранении в ангарах стояло более 40 тех самых дальнемагистральных воздушных судов – самолетов, ранее принадлежавших «Трансаэро», и после банкротства компании оказавшихся невостребованными. В связи с изменившейся ситуацией принадлежат они именно перечисленным выше лизинговым компаниям. И представляют собой, как ни странно, не ценные имущественные активы, а почти полсотни очень дорогостоящих чемоданов без ручки. Бухгалтерская (балансовая) стоимость самолетов намного превышает их справедливую рыночную цену. Если дело дойдет до списания, лизинговые компании ждут громадные потери. Гендиректор лизинговой компании Horizon Bizjet Leasing Сергей Колтович, комментируя ситуацию с лизинговыми самолетами, во время конференции «Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ», отмечал: балансовая стоимость Boeing 777-200, к примеру, может составлять 50 миллионов долларов, однако рыночная – всего 15 миллионов, средняя потеря с самолета при переоценке принадлежащих арендодателям машин может составить около 20 миллионов. Таким образом, даже при самых скромных подсчетах, 40 с лишним переданных в лизинг самолетов «Трансаэро» дадут потери в районе 800-900 миллионов долларов.

По теме

Избавить крупных лизингодателей от столь громадных убытков (или хотя бы минимизировать потери) можно, если попытаться передать хотя бы часть самолетов «в добрые руки» – этими причинами, по всей вероятности, и объясняется требование президента мобилизовать ресурсы и не тянуть с вводом в эксплуатацию застоявшихся «неликвидных» самолетов до конца года. Правда, для того, чтобы после длительного простоя привести машины в состояние летной годности, потребуются значительные усилия и средства.

Как сообщалось ранее, большинство самолетов, которые эксплуатировались «Трансаэро», было старше 10 лет, а многим и около 15. «Аэрофлоту» неликвидные старички оказались не нужны; продать их кому-то тоже было проблематично. «Авиакомпания («Трансаэро» - ред.) переставляла двигатели и другие агрегаты с самолета на самолет (чтобы сэкономить на техническом обслуживании), по многим агрегатам нет документации», – писали «Ведомости» в конце 2015 года, ссылаясь на менеджера лизинговой компании и лицо, близкое к «Аэрофлоту». Чтобы привести эти самолеты в порядок, необходимо провести серьезное техобслуживание стоимостью от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов, отмечали специалисты. Видимо, сейчас эти средства придется в срочном порядке все-таки изыскать – иначе при переоценке лизинговые компании потеряют намного больше.

Справка

По состоянию на конец 2014 года, авиапарк «Трансаэро» составляли 104 авиалайнера. Из них 47 – Boeing 737; 20 – Boeing 747; 18 – Boeing 767; 14 – Boeing 777; 2 – Ту-214 и 2 – грузовые Ту-204С. В собственности компании значились 9 самолетов (пять Boeing 737, три Boeing 767 и один Boeing 777), остальные были получены на условиях финансовой или операционной аренды.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.08.2016 12:41
Комментарии 2
Наверх