// // Дилерам запретят снимать с обслуживания машины, которые чинят вне фирменных сервисов

Дилерам запретят снимать с обслуживания машины, которые чинят вне фирменных сервисов

436

Не оригинальная гарантия

lori.ru
lori.ru
В разделе

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может спровоцировать передел на российском авторынке. Сейчас, по разным оценкам, сервисное обслуживание автомобилей приносит автодилерам от 30 до 50% дохода. ФАС собирается расширить круг предприятий, участвующих в гарантийном обслуживании, а также разделить рынок продажи автомобилей и рынок сервисных услуг. Если, как предлагается, оригинальные автозапчасти станут легально поставляться не только официальным автодилерам, но и независимым сервисам, а за обслуживание у последних уже нельзя будет снять машину с гарантии, цены в этой сфере упадут, а конкуренция серьёзно обострится.

У автомобилистов есть шанс, что содержать машину будет дешевле. Ни один из дилеров в России не занимает доминирующего положения. У покупателя всегда есть выбор, какую машину купить. Однако всё меняется, когда выбор уже сделан. На рынке автозапчастей и оказания услуг по техобслуживанию конкретной марки дилеры во многих регионах занимают доминирующее положение, и выбор у владельца машины ограничен. В отдельных регионах доля дилеров близка к 100%. Кроме того, многие владельцы гарантийных автомобилей предпочитали бы менять масло, фильтры и тормозные колодки на независимых сервисах. Но сейчас они этого делать не могут из-за боязни потерять гарантию.

Заняться этой проблемой антимонопольное ведомство заставили многочисленные обращения граждан на завышение стоимости гарантийного технического обслуживания автомобилей и автозапчастей. Владельцев не устраивает и то, что их машины снимаются с гарантии, если во время гарантийного срока проходят техобслуживание у неофициальных дилеров, которые предоставляют данные услуги гораздо дешевле. Независимые сервисы, в свою очередь, жалуются на то, что дистрибьюторы отказываются продавать им оригинальные запчасти.

ФАС предлагает реформировать авторынок. Для этого придётся разделить рынок продажи автомобилей и рынок сервисных услуг, ввести процедуру аккредитации сервисных центров, разработать и ввести техрегламенты на обслуживание автомобилей и запретить ограничение продаж оригинальных запчастей.

Если всё намеченное удастся осуществить, официальные дилеры больше не смогут произвольно диктовать свои условия. Они, естественно, не заинтересованы в потере своего дохода.

Кардинально изменить правила игры на авторынке ФАС вряд ли удастся. Во-первых, у автодилеров есть железный аргумент: кто будет контролировать и отвечать за качество работы независимых сервисов? Ведь в случае обнаружения брака или дефекта работы по их устранению оплачивает автопроизводитель, поэтому он вряд ли отдаст функцию по авторизации сервиса регулирующим органам или кому-либо ещё.

Во-вторых, за дилерами стоят мировые автопроизводители, а российские власти, привлекая их к строительству своих заводов в России, дали обязательства создавать для них максимально благоприятные условия. Изменение этих условий, а значит, нарушение взятых в ходе договорённостей обязательств приведёт к ухудшению инвестиционного климата страны. Поэтому власти скорее предпочтут сохранить благоприятные отношения с мировыми автопроизводителями, чем несколько снизить цены на обслуживание для владельцев иномарок. Впрочем, примеры решений в пользу автовладельцев есть. С 1 июля 2010 года в ЕС запрещено ограничивать продажу автозапчастей независимым сервисам, и данная норма имеет все шансы стать реальностью и у нас.

ФАС уже объявила о создании экспертного совета по развитию конкуренции на рынке автомобилей. «В рамках работы экспертного совета планируется обсудить следующие вопросы: взаимодействие дистрибьюторов и дилеров легковых автомобилей; установление монопольно высоких цен на запасные части для автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании, стоимости работ, услуг технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании», – говорится в сообщении ведомства.

По теме

Помочь либерализации автомобильного рынка мог бы и запрещённый пока так называемый параллельный импорт, то есть ввоз в страну и реализация товаров, которые выпущены в легальное обращение на территории другого государства. Сейчас в России согласно Гражданскому кодексу действует национальный принцип исчерпания прав, то есть товар считается легально введённым в торговый оборот, только если он импортирован с разрешения производителя или владельца права на товарный знак.

Чтобы разрешить параллельный импорт, ФАС подготовила соответствующие поправки в Гражданский кодекс РФ и закон «О защите конкуренции», которые ввели бы международный принцип исчерпания прав. Это автоматически отменило бы институт «эксклюзивных дилеров» и разрешило параллельный импорт.

Правительство России должно было определиться со своей позицией по параллельному импорту до конца 2011 года, однако перенесло принятие окончательного решения по этому вопросу на март-апрель 2012 года в связи с неопределённостью по поводу вступления России в ВТО. Дело в том, что такой запрет является защитой инвестиций для иностранных компаний, имеющих в России свои заводы. И если мы войдём в ВТО, о разрешении параллельного импорта придётся, к сожалению, забыть, а, судя по всему, эта, казалось бы, бесконечная процедура близится к своему завершению.

Пока у владельцев есть несколько способов снизить стоимость обслуживания своего автомобиля. Во-первых, некоторые автосервисы предоставляют документы, свидетельствующие об их компетентности. В них можно устанавливать допоборудование, например автомагнитолу, сигнализацию и т.п., не опасаясь снятия с гарантии.

Для тех, у кого гарантийный срок закончился или кто уверен в своём автомобиле и не видит разницы между официальным и неофициальным сервисом, обслуживание машины обойдётся на порядок дешевле.

Как показал краткий анализ цен у официалов и неофициалов, стоимость оригинальных запчастей практически не различается. Так, например, задний тормозной диск на BMW третьей серии везде стоит около 5 тыс. рублей. Однако неофициалы продают и «неоригинальные» запчасти: такой же тормозной диск фирмы Bosch стоит ровно в два раза дешевле – 2,5 тыс. рублей. И тут надо учесть, что многие детали для автомобилей известных марок производят сторонние производители из разных стран. Это мировая практика. Часто бывает, что производитель комплектующих брендирует запчасть по заказу автопроизводителя, однако сам продаёт те же запчасти и под своим логотипом, и они стоят намного дешевле.

Отдельная лазейка есть для владельцев японских автомобилей. В Интернете существует масса онлайн-магазинов запчастей, импортируемых из Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ). Дело в том, что там поставляемые на реэкспорт запчасти освобождены от таможенных пошлин. Нет и накрутки от официальных дилеров. В результате запчасти с Ближнего Востока на порядок дешевле. Так, передний бампер на Mitsubishi Lancer X у официального дилера стоит 16 тыс. рублей, а у неофициалов его можно найти за 4–5 тысяч. К слову, в России существует один эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi – компания «Рольф Импорт». Естественно, что «монополист» сам решает, какие цены устанавливать.

Впрочем, в случае с поставками из ОАЭ есть одна особенность. В Эмираты поставляются автомашины других, азиатских спецификаций, отличных от Европы и США, поэтому и запчасти там для машин этого региона. Возможны отличия в оттенке стёкол, конструкции фар и даже мощности лампочек в стоп-сигналах. Правда, сервисы, работающие с ОАЭ, эти особенности знают.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.11.2011 11:43
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх