Застройщики ищут способ свести к минимуму свои обязательства по возведению социальной инфраструктуры. Теперь отраслевые лоббисты выступили с предложением пересмотреть санитарные требования к детским садам. Судя по всему, началась игра на опережение: ведь в Госдуме недавно первое чтение прошёл законопроект, делающий строительство социальных объектов обязательным для девелоперов.
С новаторским предложением о пересмотре санитарных норм для детских садов в кулуарах Восточного экономического форума недавно выступил глава ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Антон Глушков. «Основным предметом подорожания школ и детсадов, на мой взгляд, являются не строительные нормы, а санитарные. За 10 лет площадь на одного ребёнка стала на 20% больше, соответственно на 20% выросла стоимость стройки», – отметил он. В НОСТРОЙ уже не первый раз поднимают вопрос о том, что возведение социальных объектов сильно уменьшает доходы застройщиков. Так, в конце июля в ассоциации назвали «непропорционально высокими» объёмы затрат девелоперов на детские сады, школы, инженерную инфраструктуру и т.п. Озабоченность строителей объясняется просто: ещё до ухода на летние каникулы Госдума успела принять в первом чтении закон, обязывающий застройщиков в рамках комплексного развития территорий строить не только жильё, но и социальную инфраструктуру.
Соцобъекты в дефиците
Можно предположить, что документ будет принят в кратчайшие сроки, поскольку многие регионы уже сегодня вынуждены отказываться от выдачи разрешений на строительство именно из-за нехватки социальных объектов. Так, в Новосибирске местные власти отказали в возведении более 300 тыс. квадратных метров жилья из-за острого недостатка школ, больниц и поликлиник. На устранение сформировавшегося дефицита необходимо как минимум 30 млрд рублей, которых в городской казне нет. В качестве решения проблемы местный совет депутатов попытался переложить затраты на девелоперов, обязав их отчислять по 5 тыс. рублей с квадратного метра строящегося жилья на социалку. Однако затем инициатива где-то затерялась.
В Союзе строителей Алтайского края требования по обязательным отчислениям и вовсе назвали противозаконными. Формально это так: действующие нормы и впрямь не обязывают девелоперов строить школы и поликлиники, чем они, как показывает практика, успешно пользуются. Однако иначе нельзя, поскольку в противном случае бездумное возведение «человейников» без социалки со временем приведёт город к коллапсу. Так уже произошло в Омске. В марте местный муниципалитет заявил о прекращении выдачи разрешений на строительство. Правда, сделать это решили только после вмешательства прокуратуры.
Сегодня соцобъекты в проектах застройщиков могут появиться по двум причинам. Например, если заявляется о строительстве элитного ЖК с собственными школой и детсадом. Тогда это становится приятной «завлекалочкой» и помогает максимально поднять цену жилья. Второй вариант – если соцобъекты становятся предметом «индивидуальных» согласований с чиновниками: дескать, мы вам участок под строительство и разрешение на стройку, а вы взамен поликлинику. Очевидно, что такие подковёрные договорённости могут в итоге привести только к упрочению коррупционных связей между строителями и властями. Потому нужны чёткие, прописанные в законе, правила.
Живите в чистом поле
Сразу несколько социальных объектов будут открыты на западе Москвы, рассказал в своем официальном Telegram-канале мэр российской столицы Сергей Собянин.
Ведь усугубляется ситуация тем, что в текущих условиях даже «вменённые в обязанность» объекты, не говоря уже об обещанных, появляются далеко не всегда. В начале сентября жители тюменского ЖК «Колумб» записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой заставить компанию «Страна Девелопмент» выполнить посулы и построить детсад. «По проекту нашего ЖК в нём должны были быть муниципальный детский сад и большой пешеходный бульвар. Но на сегодня мы имеем только частный детский сад с критически малой вместимостью, который стоит в месяц более 20 тыс. рублей», – рассказывают жители. Действительно, судя по картине с видео, огромные многоэтажки размещены буквально в чистом поле.
Кстати, даже с частным детским садом может в итоге выйти незадача. По словам жителей, он расположен на охранной зоне ЛЭП. При этом в рекламном макете ЖК, который застройщик показывал покупателям жилья, никакой линии электропередачи – на её месте предполагали построить красивый пешеходный бульвар.
Результат видеообращения и последующего личного приёма жителей в областной прокуратуре оказался весьма неожиданным: 26 августа внутри двора ЖК установили железный забор. В результате жильцам фактически перекрыли прямой доступ к остановкам общественного транспорта, близлежащим магазинам и т.п.
Без обещанных компанией «ПИК» школы и детского сада остались жители ещё одного тюменского ЖК – «Озёрный Парк». Сдать соцобъекты должны были ещё в 2022 году, однако потом их строительство перенесли на 2027 год. Но жители переживают, что и к этому времени ни школа, ни садик так и не появятся. Сейчас в ситуацию вмешался Следственный комитет, начавший проверку.
Шумный скандал с социальной инфраструктурой недавно случился и у компании «Самолёт». Девелопер решил продать созданную им частную школу на территории столичного ЖК «Спутник». Причём об этом было объявлено буквально за несколько недель до начала нового учебного года. Что интересно: в прошлом году «Самолёт» заявлял об амбициозных планах по развитию образовательного направления в бизнесе. Озвучивался даже примерный объём инвестиций – 1 млрд рублей. Но в этом году планы девелопера, похоже, резко поменялись.
На своих двоих
Точечным решением проблем с соцобъектами в каждом ЖК изменить ситуацию получится вряд ли. Так, помимо отсутствия детских садов и школ в «человейниках» уже много лет наблюдается дефицит парковок. Примечательно, что о необходимости строить ещё меньше парковок в прошлом году заявлял даже главный смотрящий за отечественным стройкомплексом, первый вице-премьер Марат Хуснуллин. «Мы не настолько богатая страна, чтобы на одну квартиру иметь как минимум одно парковочное место», – заявил тогда чиновник в ответ на предложение мэрии Нижнекамска повысить норматив парковочных мест в городе с 0,8 до 1,2. Потому можно сказать, что дефицит парковок власти официально разрешили и даже всячески приветствовали. После этого неудивительно, что в Подмосковье без паркинга сдаются более 50% всех новостроек, констатировали в исследовании Dombook и bnMAP.pro.
Впрочем, представители бизнеса особо и не скрывают, что возводить парковки они готовы только в элитных ЖК. «Мы закладываем в объектах комфорт-класса порядка 0,3 машиноместа на одну квартиру, бизнес – это, наверное, 0,5–0,6. Если говорить про премиум-класс, то это ближе к 1», – отмечал директор департамента развития продукта ГК ФСК Пётр Кирилловский. Оно и понятно: в элитных новостройках стоимость машиноместа иной раз переваливает за 20 млн рублей. А на меньшее, похоже, наши девелоперы не согласны. Средняя же цена машиноместа в Москве составляет около 3,5 млн рублей, подсчитали в Росреестре осенью прошлого года. С тех пор цены взлетели ещё как минимум на 1 миллион. При этом армию покупателей жилья эконом- и комфорт-классов в подавляющем большинстве составляют ипотетчики, изначально не готовые увеличивать бюджет покупки на столь значительную сумму. А вот к снижению цен, причём не только на парковки, но и на квартиры, не готовы сами девелоперы.