// // Дешёвые иномарки окончательно исчезнут в январе

Дешёвые иномарки окончательно исчезнут в январе

344

Пошли на

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Тем, кто собирался купить иномарку, похоже, стоит поторопиться. На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о повышении таможенных пошлин на все иностранные автомобили как для юридических, так и для физических лиц. Для новых иномарок, ввозимых компаниями, таможенные пошлины повысятся с 25% до 30%. Кроме того, теперь согласно изменениям в кодах таможенной номенклатуры, иномарка будет считаться подержанной не с семи, как сейчас, а с пяти лет.

Постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств» вступит в силу уже в январе 2009 года. О повышении цен с этого времени уже объявила Hyundai, а финансовый директор Volvo Cars Russia Владимир Лагутин ещё до подписания постановления предупредил, что цены в этом случае поднимутся и на автомобили этой марки.

Тем, кто сам хотел пригнать иномарку из-за границы, воспользовавшись снижением цен на вторичном рынке, например в США или в Европе, также стоит успеть сделать это до нового года. В отличие от юридических лиц при ввозе автомобилей физическими лицами действует другая классификация по возрастам. Автомобили делятся на новые (до трёх лет), подержанные (от трёх до семи лет – самая популярная категория) и сильно подержанные (старше семи лет). На новые автомобили пошлина повышена до 54%. Впрочем, их граждане и так в Россию не ввозили, поскольку пошлина и сегодня является заградительной – 48%. Главное, что теперь значительно подорожают подержанные иномарки. Для них фиксированный процент ввозной пошлины отсутствует и действует только специфическая пошлина за 1 куб. см объёма двигателя, которая в некоторых случаях выросла более чем в два раза. Помимо повышения пошлин на них с семи до пяти лет снижен порог, когда автомобиль считается хламом, а соответственно выросли и пошлины.

Теперь Что касается автомобилей старше пяти лет, то пошлина будет составлять от 3 до 5,7 евро за 1 куб. см вместо нынешних 2–3 евро. Для сравнения: если сегодня пошлина на трёхлетний Volkswagen Golf с двигателем 1,6 л составляет 88,5 тыс. рублей, то по новым правилам она составит уже 147,6 тыс. рублей. Что касается японских автомобилей на дальневосточном рынке, то, например, на 2-литровый пятилетний Honda Accord пошлина поднимется с 129,1 тыс. рублей до 354,2 тыс. и фактически достигнет таможенной стоимости автомобиля (около 400 тыс. рублей).

Так что новые пошлины бьют по перегонщикам подержанных автомобилей, и прежде всего на Дальнем Востоке. Согласно данным аналитического агентства «Автостат» за первые девять месяцев 2008 года импорт подержанных легковых автомобилей составил более 300 тыс. штук. По итогам года показатель может превысить 400 тысяч, что на 10–12% больше прошлогодних значений. По данным «Автостата», основной поток секонд-хенда (около 75%) – праворульные «японцы». В данном случае будет нанесён прямой удар по жителям Дальнего Востока, поскольку до них автомобили, собираемые в России, не доехали и доедут не скоро.

Ранее правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова рекомендовала правительству принять соответствующее решение. По замыслу правительства в условиях кризиса и спада продаж транспортных средств новые автомобили, собираемые иностранными автопроизводителями в России, будут более конкурентоспособными, чем их импортируемые аналоги, а продукция АвтоВАЗа будет защищена от конкуренции подержанных иномарок.

По теме

Впрочем, история вопроса об усилении стимулов поддержки отечественного автопрома началась ещё до кризиса. Решение о повышении пошлин было подготовлено в соответствии с поручениями премьера Владимира Путина по итогам рабочей поездки в Елабугу, где он побывал в конце мая. С того времени, однако, были повышены только пошлины на окрашенные автомобильные кузова, чтобы препятствовать отвёрточной сборке автомобилей. До кризиса продажи иномарок росли на 50–60% в год, импортируемые автомобили не мешали спросу на машины, собираемые в России, и жёсткие меры не были необходимы. Сейчас, когда банки ужесточили требования к кредитам, а потенциальные покупатели решили отложить покупку автомобиля до лучших времён, рост замедлился. Вновь тему поднял в начале ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Будут введены необходимые корректировки в таможенно-тарифном регулировании для того, чтобы те инвесторы, которые осуществляют свои проекты и производят автомобили, могли реализовывать продукцию на территории России, – говорил тогда он. – То есть мы будем поднимать пошлину для аналогичных автомобилей, но произведённых за рубежом», – заявил Игорь Шувалов. В правительстве, однако, так и не решили, по каким критериям определять аналоги, например, автомобиля Ford Focus, собираемого на заводе во Всеволожске. Поэтому пошлины решили поднять для всех машин без исключения, которые ввозятся в страну.

По мнению экспертов, повышение пошлин на новые иномарки приведёт к подорожанию импортируемых автомобилей на 7–8%. Дополнительные 2–3% появятся из-за того, что НДС при ввозе автомобиля рассчитывается уже после уплаты всех пошлин, а значит, и он тоже повысится.

Стоит отметить, что уже сегодня из-за ослабления курса рубля к мировым валютам о повышении цен с будущего года уже объявили Mitsubishi (на 5–7%), Ford (на 5%), Volvo (на 10–15%), а также Toyota. Так что после повышения пошлин цены на иномарки поднимутся максимально до 20–25%.

Удорожание пошлин на иномарки в конечном итоге положительно скажется только на «истинно» отечественных автопроизводителях, например АвтоВАЗе. Те автоконцерны, которые уже построили автозаводы в России, производят на них не все модели, поэтому выровняют подорожание импорта на весь модельный ряд. Так, Toyota, производящая в России представительский седан Camry, но импортирующая автомобиль гольф-класса Corolla, скорее всего разбросает увеличение импортной пошлины на две модели. То же самое сделает и Ford, который собирает Focus в России и импортирует другие модели. О возможном падении продаж в следующем году можно судить по статистике ноября. Не помогли даже щедрые скидки и спецпредложения, которые автопроизводители предлагали покупателям для поддержания спроса на свою продукцию. Согласно данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России в ноябре было зафиксировано самое сильное падение продаж с 1998 года: снижение составило 19% по отношению к прошлому месяцу. Перелом произошёл в октябре, когда россияне купили на 6% меньше иномарок. Банки перестали давать автокредиты в прежних объёмах, а потенциальные автовладельцы отложили покупку, боясь быть уволенными с работы. По сравнению с ноябрём прошлого года, по данным АЕБ, упали продажи 9 из 10 самых популярных иномарок. Продажи Ford Focus упали на 18%, Renault Logan – на 37%, Hyundai Accent – на 75%, Mitsubishi Lancer – на 48%. Нескольким маркам в рейтинге брендов всё-таки удалось добиться высоких продаж. Счастливчиками стали Peugeot (рост на 92%), Honda (67%), а также Skoda (66%). Успех Peugeot эксперты связывают с бурным ростом дилерской сети марки, а Honda помог отложенный спрос – на некоторые модификации Honda Civic ещё оставались очереди. Skoda же в начале года снизила цены на популярные Octavia и Octavia Tour на 6–7% после начала их производства на заводе в Калуге. Всего с начала года было продано 1,91 млн. иномарок, что на 31% больше, чем за январь – ноябрь 2007 года. Причина в хорошем начале года.

Интересен, однако, факт, что выросли продажи премиальных брендов. Так, продажи BMW выросли против тренда на 16%, Mercedes – на 21%, а Audi – на 23%. Это в очередной раз доказывает, что кризис меньше всего ударил по обеспеченным слоям населения.

Что касается следующего года, то никто не берётся точно предсказать, как будет вести себя российский авторынок. Экспертные оценки рознятся от сохранения продаж в 2009 году на нынешнем уровне до падения рынка на 30%.

Пострадать больше всех могут иностранные автоконцерны, уже открывшие свои заводы в России. Это Toyota Motor Corp., General Motors Corp., Volkswagen AG. Только собираются построить заводы такие бренды, как Nissan Motor Co. Ltd, Suzuki Motor Corp., Hyundai, Peugeot S.A., Mitsubishi Motors Corp.

А General Motors, например, вообще в ноябре основала в России две производственные площадки. В начале месяца концерн открыл завод стоимостью 300 млн. долларов под Петербургом, а в конце – наладил промсборку автомобилей Chevrolet Lacetti на калининградском заводе «Автотор». По мнению экспертов автомобильного рынка, замораживать ни один ни другой проект не было смысла, так как вложения в проекты уже были сделаны до кризиса. Речь об отказе от проектов могла идти только в том случае, если бы проекты оставались на начальной стадии. Теперь GM и другие – заложники ситуации. Ещё в июле отечественный авторынок назывался одним из самых перспективных в Европе и, по прогнозам аналитиков, уже в этом году выходил на второе место на континенте, обогнав Италию. Рост по итогам года должен был составить около 50%. Теперь, однако, прогноз скорректирован. По итогам года рост хоть и будет, но составит всего около 25%.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2008 14:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх