Версия // Колумнисты // Бензин тревоги нашей

Бензин тревоги нашей

4434
Марк Гойхман, экономист
В разделе

Международная аналитическая служба GlobalPetrolPrices подсчитала, что в России бензин стоит дороже, чем в других странах-производителях нефти, в том числе в ближнем зарубежье (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и даже чем у некоторых ненефтедобывающих соседей (например, у Кыргызстана). Почему так происходит и каковы перспективы цен бензина в России в 2023 году?

По данным GlobalPetrolPrices, средняя цена литра бензина в России на 5 декабря 2022 года составила 51,6 рублей или 0,81 долларов за литр А его стоимость была, например, в Азербайджане 0,56 дол., в Туркмении – 0,43 дол., в Казахстане – 0,45 дол., в Кыргызстане – 0,77 дол. И это в ближнем зарубежье. Почему же такая дороговизна у нас?

Дело прежде всего в разном подходе государства к данному рынку. Скажем, в Казахстане оно активно субсидирует цены бензина и кроме того, обязывает нефтяные компании поставлять на местные НПЗ определённые объёмы сырья. Вот и получается известная практика, когда российские автомобилисты из соседних с Казахстаном областей ездят туда заправляться. В Кыргызстане,который в основном импортирует топливо из России, такой ввоз не облагается госпошлинами, что даёт достаточно низкую стоимость нефтепродуктов.

В самой же России субсидирование топлива для удешевления в интересах автомобилистов практически отсутствует.

В этой сфере превалируют сети крупных компаний, что онраничивает конкуренцию и стимулы по снижению цен.

Но, пожалуй, основное – в том, что в розничной цене бензина крайне высока доля налогов и акцизов. Поэтому для бюджета большой резон в поддержании относительно высокой стоимости нефтепродуктов.

Важно и то, что при достаточно значимой степени автомобилизации, имеют легковые машины в основном люди с доходами выше среднего, а также юридические лица. Поддерживать их специальными субсидиями не считается целесообразным. Данные расходы не являются первоочередными.

Таким образом, от относительно высоких цен бензина выигрывают нефтяные компании и бюджет.

Но при этом насущная забота государства – в том, чтобы не допускать всё же очень резких всплесков стоимости топлива, которое сильно влияет на общую инфляцию. Для предотвращения такой ситуации, встречавшейся не раз в прошлые годы, с 2019 г. действует демпферный механизм.

Он регулирует платежи в бюджет нефтяных компаний в зависимости от экспортных цен. Если они высоки, государство уменьшает отчисления нефтяников в казну, стимулируя направление сырья на внутренний рынок при нехватке бензина на нём. Таким образом, субсидируются при необходимости не потребители, а производители топлива. При такой практике цены остаются достаточно рыночными, гибкими, но покупатели бензина не получают какие-либо преференции, компенсации.

Но в следующем году ситуация с ценами будет интересной своими противоречиями.

С одной стороны, из-за санкций уменьшается экспорт нефти и нефтепродуктов. И более серьёзные объёмы поступают на внутренний рынок, поднимая предложение и давя на цены. Это уже привело к редкостному явлению. Бензин на заправках не только не дорожает в последние месяцы, а подешевел , например, с сентября, когда он стоил в среднем 52 руб., по данным GlobalPetrolPrices.

А ведь в следующем году проявится эмбарго на морские поставки нефти в ЕС с 5 декабря 2022 г. и на нефтепродукты – с 5 февраля 2023 г. Перенаправить их в другие страны можно лишь частично и далеко не сразу. Экспорт упадёт значительно, что может ещё больше поднять предложение топлива на внутреннем рынке. И впору ждать дальнейшее снижение цен.

Однако, в последнее время в связи со снижением мировых цен демпфер на бензин стал отрицательным – впервые с 2020 года. То есть уже нефтяные компании должны платить в бюджет более высокие суммы с продаж на внутреннем рынке. Кроме того, с 1 января 2023 года НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) поднимется сразу в 1,3 раза. Нужно учитывать ещё и общую инфляцию, повышающую себестоимость производства.

Как в таком случае будет складываться предложение и ценообразование бензина, пока сложно сказать. Вероятно всё же постепенное увеличение цены, хотя и не резкое, возможно, на 5-8% за год. Как будет в действительности, покажет только сама действительность – слишком много неопределённости сейчас.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2022 09:00
Комментарии 0
Наверх