// // Самое крупное ограбление парохода в Российской империи организовал Сталин

Самое крупное ограбление парохода в Российской империи организовал Сталин

3220

Корсар Коба

2
В разделе

В начале XX века Россию потрясла серия дерзких ограблений пароходов. Вооружённые бандиты захватывали корабли, перевозившие на борту крупные суммы денег, и опустошали сейфы. Задержать шайку полиции тогда так и не удалось. Было лишь установлено, что налётами занимались грузины. И вот теперь историки всё больше приходят к мнению: во главе организованной группы мог стоять не кто иной, как будущий глава Советского государства Иосиф Сталин, путём грабежей пополнявший партийную кассу.

Вечером 20 сентября 1906 года пассажирский пароход «Цесаревич Георгий» Российского общества пароходства и торговли (РОПИТ) вышел из Новороссийского порта. Помимо обычной почты на его борту находился казённый груз – государственная документация и мешки с деньгами, которые следовало доставить в Очамчири. Пароход находился близ Сухуми, когда в рубку ворвались люди с оружием. Отобрав у капитана ключ от корабельного сейфа, они выгребли из него 16 тыс. рублей. В это время сообщники бандитов обыскивали каюты пассажиров. «Выстрелами злоумышленники загнали пассажиров третьего класса и команду в помещение третьего класса и заняли выходы. Пассажиры первого класса пытались оказать сопротивление и произвели выстрелы, грабители пригрозили убить находившихся в их руках заложников в лице двух помощников капитана и четырёх матросов», – описывала происшествие газета «Русское слово».

Собрав все ценности в мешки, пираты погрузили их в подошедшие с берега лодки и быстро уплыли. Как позже рассказывал капитан, всего налётчиков насчитывалось свыше 20 человек – многих из них он прежде видел среди поднявшихся на борт пассажиров. Когда спустя несколько часов «Цесаревич Георгий» пришёл в Сухуми, искать налётчиков было уже поздно.

Атаки на «цесаревичей»

Происшествие наделало немало шума – преступлений такого масштаба в империи до того не случалось. Особенно занимал вопрос, кто же решился на столь дерзкий налёт. Одни полагали, что к преступлению могли быть причастны кавказские абреки –

в пользу этого говорил тот факт, что меж собой налётчики общались с сильным грузинским акцентом. Другие считали, что это дело рук революционеров-анархистов. Как бы то ни было, страх перед новыми нападениями основательно поселился в умах. «Ввиду случая нападения на почту на пароходе РОПИТа «Цесаревич Георгий» в настоящее время все почтово-пассажирские пароходы этого общества, совершающие рейсы между Одессой и кавказскими портами, на пути от Новороссийска до Батуми и обратно сопровождаются караулом из шести вооружённых винтовками нижних чинов», – сообщали «Московские ведомости». Однако это не помогло. Спустя год близ Туапсе по той же схеме было совершено ещё одно ограбление, жертвой которого также стал пароход РОПИТа «Черномор». Бандиты заставили пассажиров подняться на палубу и устроили им тотальный досмотр. «Всех обыскали самым тщательным образом, не оставив необшаренными ни одного кармана, ни одной складки платья. Забрали все деньги, часы, кольца, булавки от галстуков, браслеты, бинокли, кресты, шейные цепочки, серьги и пр.», – сообщала о ЧП газета «Кавказ».

Вскоре после революции 1917 года глава меньшевиков Юлий Мартов опубликовал статью, в которой публично обвинил члена нового правительства Сталина в участии в бандитских нападениях, в том числе в ограблении парохода.

Однако не успела публика отойти от шока, как бандитская атака повторилась вновь – теперь уже на Каспии. Около полуночи в каютах парохода «Цесаревич Александр» общества «Кавказ и Меркурий», следовавшего из Красноводска в Баку, началась стрельба. Налётчики, севшие на корабль под видом пассажиров второго класса, арестовали капитана Тяпочкина и потребовали под угрозой смерти остановить пароход. «На ограбленном пароходе «Цесаревич Александр» было 31 человек команды и 253 пассажира. Взято наличными персидскими кранами 4 тыс. рублей. У пассажиров отобрано 2709 рублей, у команды и Тяпочкина – 1400 рублей. Грабителей было 16; все, как передают, грузины», – писало «Русское слово». Как рассказывал капитан, перед тем как сесть в шлюпки, бандиты признались, что это они прежде совершили два ограбления на Чёрном море.

По теме

Однако же самое крупное ограбление было ещё впереди. Летом 1908 года в Бакинском порту к уходящему в рейс пароходу «Николай I» подошли трое в полицейской форме. Сославшись на необходимость проверки документов, они поднялись на борт. Дальше следует привычный сценарий: звучат выстрелы, команда сгоняется в трюм. «На нижней палубе находились сейфы, в которых провозили драгоценности из банка Азербайджана в Нижний Новгород и в Москву, – рассказывал доктор исторических наук Моисей Беккер. – Один из налётчиков спокойно приступает к работе. Как позже станет известно, это самый искусный во всей Европе медвежатник по кличке Ахмед. Несколько томительных минут – и неприступный сейф открыт. В руках преступников – 1 200 000 рублей». В переводе на сегодняшние деньги – около 30 млн долларов! Собрав деньги, налётчики привычно прыгнули в катер и скрылись.

Обвинить Сталина в бандитизме пытались ещё в 1918 году

Рассказ Беккера был приведён в документальном фильме «Привет от Кобы», как раз посвящённом участию будущего «отца народов» в «эксах» – операциях по экспроприации, фактически обычных налётах, путём которых пополнялась казна большевистской партии. Именно молодой Иосиф Джугашвили, по его словам, и организовал ограбление «Николая I». Основание же полагать так дала малоизвестная ныне история: вскоре после революции 1917 года глава меньшевиков Юлий Мартов опубликовал статью, в которой публично обвинил члена нового правительства Сталина в участии в бандитских нападениях, в том числе в ограблении парохода. В ответ тот обвинил Мартова в клевете, организовав трибунал. Мартов ходатайствовал о вызове в суд старых кавказских революционеров, готовых рассказать об истории с «Николаем», однако Сталин воспротивился. В итоге лидера меньшевиков признали виновным в преступлении перед трудовой властью, а история с «эксами» оказалась, что называется, «спущенной на тормозах». Всё это дало основание авторам фильма утверждать: «Николая I» «взял на абордаж» именно Сталин.

Однако же, судя по всему, копать стоило глубже. И правда, подозрения возникают сами собой: одинаковые по сценарию ограбления пароходов в одном регионе, банда, состоящая из грузин… Так, в архивах мы раскопали интервью знаменитого писателя Фазиля Искандера, данное им в 1989 году, когда все архивы ещё были закрыты. Как известно, в его романе «Сандро из Чегема» описывается ограбление Сталиным парохода. Совпадение? «В Москву приехал один молодой историк. Он сказал, что у него есть материалы, которые могут меня заинтересовать, – рассказывал писатель. – А потом принёс выписки из газет 1906 года об ограблении парохода «Цесаревич Георгий» (заметьте, речь идёт именно о первом нападении! – Ред.). Было известно, что пароход ограбили некие революционеры. Среди принесённых историком выписок оказалась одна, особенно для меня удивительная, – тайное распоряжение, кажется, полицмейстера города Одессы, где говорилось примерно следующее: «По нашим сведениям, в ограблении парохода «Цесаревич Георгий» принимал участие некий молодой революционер маленького роста, рыжий, веснушчатый, веснушки даже на руках». Это почти точный портрет Сталина».

КСТАТИ

Похождения «грузинской банды» стали примером для других налётчиков, отчего нападения стали происходить даже на внутренних реках России. В августе 1913 года пассажирский пароход «Пётр» отчалил от пристани станицы Багаевской на Дону. Вскоре в рубку ворвались трое в чёрных масках. Наставив на капитана револьверы, они приказали открыть корабельный сейф, в котором лежало 80 тыс. рублей. Погрузив мешки с деньгами в шлюпку, пираты направились к берегу. Судя по всему, гребцы из них были никакие, поскольку управлять лодкой они посадили капитана «Петра». По пути он незаметно вынул из днища деревянный чоп, отчего шлюпку начало заливать водой. Кое-как лодка смогла добраться до острова, расположенного посередине реки. Пока перепуганные бандиты перетаскивали на землю подмокшие деньги, капитан юркнул в кусты, а затем переплыл на другой берег.

Спустя несколько часов налётчики сами смогли выбраться с острова. Однако к тому времени их уже вовсю искала полиция. Из-за этого речным пиратам пришлось скрываться в степи и при всех своих капиталах мучиться от голода. Потому, когда через трое суток их задержал казачий разъезд, бандиты были почти счастливы.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2016 17:20
Копировать текст статьи
Комментарии 1
  • Дмитрий Миленин 22.01.2016 14:13

    какие молодцы
    храни Вас Господь Бог Всемогущий

Еще на сайте
Наверх