// // Банковские накопления смогут арестовать без суда и следствия

Банковские накопления смогут арестовать без суда и следствия

336

Свести счёты

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В скором времени банки смогут отказывать своим клиентам в обслуживании, если заподозрят их в нечистых делах. На прошлой неделе в Госдуму внесли законопроект, позволяющий закрывать счета физических лиц без решения суда. Для этого достаточно будет подозрений, что счёт используется для отмывания средств, полученных незаконным путём.

Эксперты полагают, что данный закон, если он будет принят, существенно усложнит работу со счетами и для добропорядочных граждан. Инициаторы законопроекта – Центробанк и Росфинмониторинг (финансовая разведка). По их мнению, законопроект развяжет им и банкам руки в борьбе с нелегальными деньгами, которые в огромных количествах проходят через банки.

Законопроект, внесённый депутатом Константином Шипуновым, по задумке авторов даст честным банкирам возможность оперативно реагировать на сомнительные ситуации. Нечестные, в свою очередь, будут лишены возможности прикрыться тем, что не могли отказать клиенту в операции по счёту потому, что не имели права. Крайними, разумеется, окажутся клиенты. Если закон будет принят, процент тех, чьи счета будут закрыты необоснованно, будет велик. Банку при нынешнем законодательстве проще перестраховаться, чем рискнуть.

Дело в том, что согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» кредитные организации в любом случае несут ответственность, если даже не по их вине клиент провёл незаконную операцию по счёту. Банк в случае выявления незаконных операций может лишиться лицензии. При этом о каждой сомнительной операции клиентов банки должны сообщать в Росфинмониторинг. Также банки обязаны уведомлять ведомство обо всех операциях свыше 600 тыс. рублей уже на следующий рабочий день после совершения. Правда, Росфинмониторинг не может оперативно реагировать на десятки и сотни тысяч сигналов.

Ситуация с вступлением закона в силу приведёт к замедлению работы с банками. Даже сейчас без соответствующего закона они имеют массу способов отказать подозрительному клиенту в обслуживании. Чтобы не попасть под санкции финансовой разведки, банки устанавливают внутренние бюрократические препоны для клиентов.

Простой пример: чтобы физическому лицу перевести деньги на счёт за границу, необходимо, чтобы операцию одобрил внутренний валютный контроль банка. Причём процедуру необходимо пройти даже в том случае, если клиент отправляет 200 евро для бронирования гостиницы или апартаментов. При этом валютный контроль, если ему операция не нравится, будет каждый раз находить в объяснительных документах новые недостатки.

Также, если у банка возникают подозрения, что клиент пытается отмыть деньги, можно по мелочам придираться к другим документам и не открывать счёт и не переводить деньги.

С новым законом банки смогут отказывать в операциях в открытую. Поводом для закрытия клиентского счёта согласно законопроекту будут служить непредоставление информации о перечисляемых на счёт средствах, совершение подозрительных или запутанных денежных операций или даже информация о том, что клиент принимал участие в террористической деятельности. Также банк сможет отказать в обслуживании, «если проводимая клиентом сделка запутанна, не имеет очевидного экономического смысла и не соответствует видам деятельности организации». Таким образом, каждый перевод денег необходимо будет документально обосновывать. Впрочем, неясно, на основании каких критериев банк будет определять, например, операцию запутанной.

По теме

Банк, у которого возникнут «обоснованные подозрения», должен будет уведомить клиента о грядущем расторжении договора в письменном виде за месяц. Если к положенному сроку клиент не закроет счёт, договор будет считаться расторгнутым автоматически, а остатки средств в течение недели будут выданы клиенту наличными или переведены на любой другой счёт по его желанию. Что будет со средствами, за которыми клиент не явится в указанный срок, в законопроекте не говорится.

По мнению некоторых экспертов, с помощью законопроекта государство пытается переложить на банки свою обязанность по контролю за ситуацией. Кроме того, нормальным клиентам теперь будет практически невозможно оспорить отказ банка в заключении договора банковского счёта.

Правда, в законопроекте есть и плюсы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его цель – «приведение национального законодательства в соответствие с рекомендациями группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF, Financial Action Task Force)». Полномочия и авторитет FATF в последнее время сильно расширились в связи с тем, что участники «большой восьмёрки» и «большой двадцатки» единогласно на прошедших саммитах заявили, что в условиях кризиса особенно важно бороться с нелегальными доходами и отмыванием денег.

Во-первых, у контрольных органов не хватает ресурсов, чтобы разбираться с каждой сомнительной ситуацией. Во-вторых, по словам депутатов, банкам очень трудно доказать через суд факт легализации незаконно полученных доходов.

По данным МВД, одной из наиболее опасных тенденций в сфере отмывания денег является неконтролируемый перевод денежных средств из безналичной формы в наличную. Такие финансовые потоки практически полностью выпадают из поля зрения контролирующих органов, в дальнейшем направляются в теневой сектор экономики.

Кроме того, по данным МВД, легализация преступных доходов, как правило, является многоэтапным преступлением и включает многочисленные операции, призванные скрыть первоначальный источник получения средств, в том числе посредством их перевода из одной страны в другую с помощью фиктивных контрактов. Каждое последующее перемещение денежных средств как внутри страны, так и за её пределами удаляет их от первоначального преступного источника приобретения, что делает работу по выявлению отмываемых денег крайне затруднительной.

Ещё один плюс поправок заключается в том, что банкам теперь будет проще отказаться от сомнительных клиентов и закрыть их счёт: для этого не надо отправлять многочисленные документы чиновникам. В свою очередь, безнаказанными могут остаться реальные нарушители закона: банк просто закроет их счёт, и никаких санкций со стороны властей к ним применено не будет, и никакой борьбы с незаконными доходами, по сути дела, вестись не будет. Впрочем, по мнению депутата Госдумы Павла Медведева, Также, по мнению Медведева, закон позволит банкам устранять неудобных малодоходных клиентов с мелкими счетами.

Справедливости ради стоит отметить, что усиление контроля за банковскими операциями необходимо. По данным Росфинмониторинга, в период кризиса доля банковских операций, вызывающих подозрения, выросла с 50% до 60% общего объёма операций, о которых банки сообщают в финансовую разведку.

«Банки стараются более внимательно относиться к операциям, вызывающим подозрение. Попытки совершить отмывание средств через банки увеличились», – заявил замглавы Росфинмониторинга Дмитрий Скобелкин.

Впрочем, по его словам, преступные группировки при попытке ухода в наличные деньги от безналичных расчётов всё чаще для этого используют не столько банки, сколько других финансовых посредников: страховые компании и иных операторов на финансовом рынке, для которых регулятором выступает не Центральный банк. «Сейчас это стало более явно», – отметил он. Поэтому регулирование в этом секторе также необходимо.

Объём незаконных операций невозможно точно определить, однако можно говорить об огромных масштабах нелегальных денег. В частности, ООН полагает, что ряд банков, оказавшихся в конце 2008 года перед перспективой банкротства, был спасён с помощью денег, вырученных от торговли наркотиками. По данным ООН, участие мафии в стабилизации финансовых институтов уже стало предметом специального расследования, которое ведут его сотрудники. Финансовые возможности у организованной преступности значительные: годовой оборот мирового розничного рынка наркотиков составил в 2008 году 320 млрд. долларов, а доходы картелей-оптовиков превысили планку в 90 млрд. долларов.

По мнению экспертов, в условиях кризиса ликвидности деньги оргпреступности могли быть закачаны в банки развивающихся государств и ряд офшорных банков. При этом, по данным МВД, так или иначе финансовые учреждения были напрямую причастны к этим операциям. Достаточно сказать, что как минимум в 50% случаев проведению незаконных операций способствуют сами банковские служащие.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.07.2009 12:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх