// // Почему на место одного сокращённого чиновника в России приходят двое

Почему на место одного сокращённого чиновника в России приходят двое

389

Чиновничья гидра

Сократить чиновников не удастся. Может, тогда заставить их работать?
lori.ru
Сократить чиновников не удастся. Может, тогда заставить их работать? lori.ru
В разделе

Одной из заявленных государством мер по преодолению кризиса стало сокращение расходов на чиновничий аппарат. Нет ни одного ведомства, которое бы с гордостью не отчиталось об успехах в деле затягивания поясов: тут и там по всей России уменьшали количество чиновников, замораживали и даже урезали им оклады. Но, по данным Росстата, выходит, что вместо одного сокращённого чиновника на работу приходят двое. За неконтролируемым размножением бюрократов следил корреспондент «Нашей Версии».

Вначале кризиса казалось, что престижность чиновничьей карьеры резко понизится и пора уходить в реальный сектор. Скорректированный вариант бюджета, принятый прошлой весной, не внушал веры в светлое будущее госслужащих. Расходы казны на зарплаты служащим министерств и ведомств были урезаны на 22%, что составляет 38,7 млрд рублей. Министр финансов Алексей Кудрин потребовал, чтобы зарплаты чиновников не превышали доходы в реальном секторе. Регионы вняли наставлению вице-премьера, и о намерениях экономить на госслужащих объявили все без исключения субъекты Российской Федерации. Но последние цифры, приведённые Федеральной службой государственной статистики (Росстат), наглядно свидетельствуют, что слова представителей российских властей существенно расходятся с тем, что в действительности происходит в государственном аппарате.

Росстат недавно завершил подведение итогов за прошлый год по чиновничьему аппарату. По его подсчётам, к концу в 2009 года в России насчитывалось 1135,3 тыс. чиновников, что на 12 500 (примерно 1%) больше, чем годом ранее. Денежное довольствие также росло опережающими темпами. Среднемесячная заработная плата госслужащих в 2009 году составила 28 200 рублей (на 3,9% больше по сравнению с предшествующим годом), а муниципальных – 23 500 рублей (на 5,8% больше, чем в 2008 году). Конечно, если сопоставить прибавку с инфляцией, которая, по данным ведомства, составила 11,7%, то выходит не так уж много. Однако в сравнении с зарплатами в частном секторе чиновники устроены намного лучше. Оклады простых россиян за прошлый год выросли на 10,8% – до 19 060 рублей.

Счетоводы из Росстата приводят ещё несколько любопытных цифр, касающихся чиновничьих заработков. Так, региональные госслужащие лучше обеспечены по сравнению с федеральными. В среднем по России местные чиновники зарабатывают в 1,3 раза больше, а в трёх субъектах разница доходит до 2–2,1 раза. Зато федеральные чиновники берут количеством. «В наших регионах федеральных чиновников в среднем в три раза больше, чем региональных, – говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Эта пропорция иногда меняется: например, в Чечне местных чиновников больше. Но в среднем по России соотношение один к трём».

Наибольший разрыв в зарплатах наблюдается в зажиточных регионах. Рекордсменами в абсолютных показателях стали чиновники из Ненецкого автономного округа, зарабатывающие в среднем по 109 489 рублей на брата. Их федеральные коллеги в регионе вынуждены «довольствоваться» 51 246 рублями. Самые бедные чиновники, по данным статистики, обитают в горах Северного Кавказа. Ингушским работникам органов федеральной власти выплачивали в прошлом году лишь 19 425 рублей в месяц, а их региональным коллегам – 20 332 рублей. Но по сравнению с обычными гражданами госслужащие живут неплохо – они получают почти в два раза больше.

По теме

В реальности единственным следствием кризиса стало замедление темпов роста государственной машины. В «сытый период» аппарат прирастал в среднем на 50 тыс. человек в год, а его зарплата с 2000 года выросла в 10 раз. Сейчас эта цифра покажется шокирующей, но, по данным Росстата, в 2000 году средний оклад в государственных органах составлял лишь 2712,1 рубля. Тогда чиновники были наиболее близки к рядовым россиянам, зарабатывавшим 2223,4 рубля в месяц.

Но последние годы доходы в госсекторе росли опережающими темпами, и карьера бюрократа стала одной из самых заманчивых. Об этом красноречиво свидетельствуют очереди желающих попасть в вузы со специализацией в области госуправления. К примеру, в Институт государственного управления и социальных исследований МГУ в прошлом году конкурс составил 32 человека на одно бюджетное место, а в Высшей школе государственного аудита МГУ на одно место претендовали 46,8 абитуриента. И что примечательно, по сравнению с 2008 годом желающих стать дипломированными чиновниками стало больше.

В 2010 году о сокращении в органах власти уже особо и не говорят. Пока что лишь министр внутренних дел Рашид Нургалиев объявил о желании уменьшить численность сотрудников своего ведомства на 20% к 2012 году. Но в МВД дело скорее не в стремлении сэкономить: здесь налицо причины политического свойства. В регионах особого желания сокращаться со стороны чиновников также не наблюдается. По словам ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Оксаны Гончаренко, под лозунгом борьбы с кризисом шло даже наращивание штатов. «Во всех регионах создавались антикризисные штабы и новые должности, – рассказала эксперт. – В ряде регионов сокращение не компенсировало прироста новых антикризисных мест. Иногда их штат чрезмерно раздувался. В Ульяновской области умудрились создать несколько антикризисных штабов. Кого-то сократили, но добавили ещё больше».

Зато эти перестановки позволяли публично объявить об активных усилиях по оптимизации расходов на госаппарат. Причём, как указывает Гончаренко, зачастую реального сокращения не было вовсе. Просто , в то время как в них оставалось прежнее число реальных сотрудников.

И всё же, по данным Росстата, именно в регионах наблюдалось снижение числа чиновников. На муниципальном уровне бюрократов стало на 2700 меньше, на региональном – сократили порядка 1 тыс. человек. Впрочем, сокращения были с лихвой компенсированы ростом федерального аппарата. Причём если главы федеральных ведомств перестали рассуждать об урезании расходов, то губернаторы активно высказываются за дальнейшую оптимизацию численности органов власти. В частности, свои планы на 2010 год по сокращению чиновников уже обнародовали главы Астраханской области, Санкт-Петербурга, Чувашии, Забайкальского края и других регионов. Действия региональных властей вполне объяснимы: их положение намного сложнее и резервы для поддержания расходов на прежнем уровне есть лишь у считанных субъектов Федерации.

Об избыточности государственного аппарата и необходимости его сокращения говорят многие эксперты. И эти слова находят живой отклик в сердцах рядовых граждан, не облечённых властью. Однако на самом деле всё не так однозначно. В России чиновники составляют 0,8% общего числа граждан страны. «Это ближе к показателям стран низкого уровня развития», – комментирует профессор МГИМО, вице-президент Российской ассоциации политической науки Оксана Гаман-Голутвина. По данным Всемирного банка, в Бразилии доля чиновников составляет 1,5%, в Китае – 1,6%. В развитых странах соотношение корпуса управленцев и численности населения значительно выше: в США – 6,8%, в Швеции – 1,7%. «Удельный вес госслужащих в структуре занятого населения у нас равняется 2,4%, что ниже соответствующих показателей в развитых странах, в которых этот параметр составляет около 10%, – продолжает профессор. – Эксперты Всемирного банка в рекомендациях российскому правительству по оптимизации системы управления отмечали, что сокращение штатов будет малопродуктивной мерой. В нашей стране отнюдь не численность является главной проблемой государственного аппарата».

По мнению г-жи Гаман-Голутвиной, неэффективность российских чиновников кроется в их некомпетентности. Система отбора на государственные должности у нас налажена из рук вон плохо. «Лояльность и личная преданность всё ещё остаются определяющими в отборе и продвижении кадров», – говорит она. Второй серьёзной проблемой, по мнению эксперта, являются низкая зарплата чиновников (с чем, конечно, большинство россиян явно не согласятся) и отсутствие чётких критериев оценки результатов их деятельности.

Возмущающая рядовых граждан разница между их доходами и доходами власть имущих с эмоциональной точки зрения понятна. Однако эксперты ничего странного в таком разрыве не видят. На многих должностях, к примеру в налоговой службе, требуется квалификация не меньшая, чем в престижных коммерческих структурах. И если государственные служащие получают заметно меньше, чем их коллеги в частном секторе, они могут захотеть компенсировать «не доплаченное государством». Или же просто уйти, освободив место малокомпетентным служащим. И в том, и в другом случае эффективность функционирования государственной машины снижается. Как полагают эксперты, в реальности органам власти надо думать не о сокращении штатов или зарплат, а о том, как заставить сотрудников чётко выполнять свои обязанности. Пусть даже с популистской точки зрения этот ход покажется менее выигрышным.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2010 12:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх