В этом обзоре мы рассмотрим два кардинально непохожих друг на друга фильма: триумфатора кинофестиваля в Каннах – криминальную драму «Анатомия падения» и комедийный боевик с Джоном Синой «Телохранитель на фрилансе».
Анатомия падения
(18+)
Реж. – Жюстин Трие
В ролях – Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц, Сэмюэл Тейс, Дженни Бет, Саадиа Бентайеб, Камилль Рутерфорд
Производство – Франция
Криминальная драма-триллер от малоизвестного европейского режиссера Жюстин Трие («В постели с Викторией», «Соблазн»). Фильм стал лауреатом Золотой пальмовой ветви и Премии пальмовой собаки Каннского кинофестиваля этого года.
Сандра Войтер (Сандра Хюллер) живёт вместе с мужем Сэмюэлем (Сэмюэл Тейс) и плохо видящим сыном Дэниэлем (Мило Машадо Гранер) в просторном доме в живописных Альпах. Сандра – преуспевающая писательница. Однажды при странных обстоятельствах погибает её муж. На первый взгляд всё указывает на несчастный случай. Однако в ходе расследования и судебного разбирательства всплывает множество косвенных доказательств того, что это было убийство. Главным подозреваемым становится Сандра.
В прошлом году триумфатором Канн стала едкая социальная сатира «Треугольник печали» от матёрого режиссера Рубена Эстлунда. Наши оценки «Треугольника печали» были выше всяких похвал. В позапрошлом году победителем Канн стала Жюлия Дюкурно с фильмом ужасов «Титан», от которого мы не ожидали такого уровня жестокости, какой сумели лицезреть. Дюкурно смогла достучаться до наших эмоций, но пересматривать то кино мы точно не станем. На этот раз Золотая пальмовая ветвь досталась детективному драматическому триллеру. Разбираемся, насколько он хорош и кому стоит его посмотреть.

«Анатомия падения» это не совсем ровная смесь трёх жанров. Начинается картина как местечковый триллер, не обещая ничего необычного. Лента стартует с места, не растрачивая сил на долгую экспозицию. После короткого знакомства с главной героиней происходит гибель её мужа, о котором до тех пор зритель не знал ровным счётом ничего. Начинается следствие, и здесь уже проявляются оттенки драмы на заднем плане. Так проходит первая треть фильма, после которой он превращается в судебный процедурал. На суде должна решиться судьба главной героини: либо именно её признают виновной в убийстве мужа, либо отпустят, установив, что смерть Сэмюэля произошла в результате несчастного случая. И насколько первая треть ленты была стандартной, настолько остальные две трети повествования захватывают внимание и интригуют зрителя.

Именно на суде начинают всплывать нелицеприятные подробности брака Сандры и её мужа. Через прокурорское обвинение мы знакомимся с главной героиней, выстраиваем её целостный портрет, узнаём много трагических деталей из семейной жизни. Подобная структура сценария придаёт фильму ту самую изюминку, благодаря которой он откладывается в памяти. Попытка показа семейной драмы через каноны другого жанра – детектива – обернулась для Жюстин Трие успехом.
Фильм идёт два с половиной часа, но из-за того, что сюжет раскрывается постепенно, с нарастанием, к финалу она не наскучивает. Конечно, если смотреть усидчиво и обращать внимание на мелочи, потому что фоновый просмотр уничтожит всю хрупкую структуру этого фильма. Именно мелочи являют собой перед зрителем доказательства виновности или невиновности главной героини. И хотя в финале суд выносит свой вердикт, окончательное решение остается именно за зрителем, который может долго переваривать это кино после просмотра в поисках истины.

Ведущую роль в этом фильм сыграла замечательная германская актриса Сандра Хюллер, которая для нас открылась после игры в сильной независимой трагикомедии «Тони Эрдман». Хюллер здесь оправдывает звание одной из лучших современных европейских актрис авторского кино. Помимо «Анатомии падения» в этом году она блеснула в биографической драме «Зона интересов», которая также не ушла из Канн с пустыми руками, завоевав сразу четыре награды: Гран-при жюри, Приз ФИПРЕССИ – конкурсная программа, Приз Vulcain Prize и Приз лучшему композитору. Для Сандры Хюллер эти Канны стали звёздным часом, хотя своей персональной награды она так и не получила. Здесь её игра максимально реалистична, а демонстрируемые эмоции не кажутся поддельными.

Зато каннское жюри отметило пса, который сыграл роль собаки-поводыря по кличке Снуп. Бордер-колли была в фильме не на первом и даже не на втором планах, но со своей задачей, оказавшей влияние на всю историю, она справилась безупречно.
Компанию Сандре Хюллер на второстепенных ролях составили Сванн Арло, исполнивший роль друга и адвоката главной героини, а также юный Мило Машадо Гранер, который воплотил образ плохо видящего Дэниэля. И если персонаж Арло прочно закрепился на втором плане, то герой Гранера временами выходил на первый план и в последствии оказал существенное влияние на сюжет. То, как хорошо Мило демонстрировал эмоции своего персонажа, можно только похвалить. Единственный недостаток, как нам показалось, это не вполне убедительное изображение слепоты своего героя. Мы не сразу поняли, что мальчик вообще ничего не видит. Но с остальным паренёк справился отлично.

Снят фильм без визуальных изысков. Исключением можно назвать разве что метко подобранное место действия первой части картины – заснеженные Альпы. Вид из окон дома главных героев открывается поистине потрясающий. В остальном лента смотрится обыденно. Ведь упора на визуальную составляющую здесь нет, акценты сделаны на самой истории и актерской игре.
Эпикриз: нельзя сказать, что нас восхитила «Анатомия падения». Но след о себе эта картина оставила достаточно глубокий и дала много пищи для размышлений. Рекомендовать можем только любителям фестивального кинематографа, остальным – на свой страх и риск.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Анатомия падения» (2023), реж. – Жюстин Трие.
Телохранитель на фрилансе
(18+)
Реж. – Пьер Морель
В ролях – Элисон Бри, Элис Ив, Джон Сина, Кристиан Слэйтер, Мартон Чокаш, Хуан Пабло Раба, Джулианна Александр, Молли Макканн, Себастьян Эслава
Производство –США
Комедийный боевик, снятый известным по фильмам «13-й район», «Заложница», «Из Парижа с любовью» и «Ганмен» режиссёром Пьером Морелем. Оригинальное название картины – «Фриланс».
Мэйсон (Джон Сина) бывший спецназовец, отошедший от дел после неудачного задания. Он старается быть примерным отцом и главой семейства. Но гражданская работа не приносит удовольствия, а его брак трещит по швам. Однажды бывший боевой брат Мэйсона предлагает ему работу – сопроводить знаменитую журналистку Клэр Веллингтон (Элисон Бри) в Палдонию, одну из банановых республик, чтобы та взяла интервью у местного президента-диктатора Винегаса (Хуан Пабло Раба). Но сразу после встречи с руководителем страны на него организуют покушение, из-за чего он, Мэйсон и журналистка оказываются в джунглях посреди военного переворота.
«Телохранитель на фрилансе» именно то кино, в котором обложка соответствует содержанию практически на 100%. Это развлекательный приключенческий боевик, снятый по всем канонам жанра. В таких фильмах обычно имеются: бравый вояка, «девушка в беде» и комик релиф. А погони, перестрелки и драки в комплекте с экваториальными джунглями и военным переворотом. Только то, что оригинально смотрелось в 80-е, сейчас выглядит избитым и набившим оскомину. Особенно в глазах заядлых кинофилов.
Привнёс ли Пьер Морель что-то интересное в это кино? Конечно, нет. Режиссер, который когда-то снял отличный паркур-боевик «13-й район» и заложил базу для конвейера «заложницеподобных» триллеров с Лиамом Нисаном, уже давно не создает что-то эдакое. «Телохранитель на фрилансе» типичный боевик с Джоном Синой, который для Мореля является рутинной работой.
Так как это кино – сугубо нишевый продукт, то сравнивать мы его будем с коллегами по цеху. Попробуем для начала выделить что-то положительное. Во-первых, местный экшн хоть и не отличается пущей эффектностью и изобретательностью, но не гнушается крови, чем оправдывает возрастной рейтинг «18+». Обычно подобные проекты стараются не демонстрировать сцены жестокости, чтобы охватить более широкую аудиторию. Не можем сказать, что здесь кровь льётся рекой (фильм мог бы запросто снизить возрастной ценз), но создатели сделали так, как сделали.
Во-вторых, Джон Сина здесь не плох. С годами, проведенными на съёмочной площадке, рестлер научился не просто изображать огромный мускулистый шкаф, а даже демонстрировать чувства. Благо развитая мимика позволяет Сине это делать достаточно натурально. И вообще, нынешнее поколение актёров-качков не в пример лучше обладают актерским мастерством, нежели их коллеги из конца прошлого века. Взять хотя бы в прошлом партнёра Сины по рестлингу, а ныне актёра Дэйва Батисту, который успешно исполняет роли не только в боевиках и комедиях, но иногда даже в драматических триллерах.
В-третьих, «Телохранитель на фрилансе» может похвастать колоритной фигурой импозантного диктатора Винегаса, роль которого исполнил малоизвестный актёр Хуан Пабло Раба. Здесь он не только является основным комик релифом, но также создаёт образ противоречивого персонажа, который единственный из всех действующих лиц проходит через собственную арку. А значит, меняется под воздействием внешних факторов. Возможно, удели ему создатели побольше времени (т.е. сделай именно его главным героем), фильм обрёл бы ту самую изюминку, которой ему чрезвычайно не хватает. Но то ли Джон Сина не захотел, чтоб его героя оттеснили на второй план, то ли создатели сами не рассматривали такую возможность, но никто не захотел рисковать.
В-четвёртых, лента поднимает ряд актуальных вопросов для маленьких государств, политика которых вынуждена лавировать между сильными мира сего в поисках стабильности, безопасности и процветания. Здесь можно узреть скрытую критику американского правительства, которое в прошлом веке не брезговало устраивать военные перевороты и народные революции в любой банановой республике, осмелившейся идти против интересов США. Да, открыто об этом здесь не говорит никто, но намёки, возникающие на экране, недвусмысленно намекают.
Упрекнуть, помимо сюжетной шаблонности и банальности, это кино можно за небольшой бюджет. Фильм нельзя назвать халтурным, но масштаб действия явно недостаточный для полноценного приключенческого боевика. Происходящее на экране больше напоминает павильонные съёмки с долей компьютерной графики, чем на полноценный круиз по джунглям. Отсюда исходит общая атмосфера ненатуральности и неправдоподобия, которая убивает любые попытки сделать фильм напряженным.
И пара слов о местном юморе. Всё потенциально забавные моменты авторы попытались запихнуть в трейлер. Если после его просмотра вы не улыбнулись, то фильм точно не заставит вас это сделать. Максимум – несколько раз хмыкнуть при просмотре.
Эпикриз: все отмеченные нами плюсы стоит расценивать как относительные в рамках жанра. Поклонники Джона Сины могут сходить на сеанс или глянуть в сети. В остальном это кино чистой воды проходняк, смотреть который не стоит даже не фоне, если вы по-настоящему любите кино.
Хороших выходных и приятного просмотра!