Никто не знает, какими козырями в реальности располагают многочисленные российские спецслужбы, силовики и просто нанятые частные лица. Недавняя утечка документов о регистрации оффшоров в Панаме - некогда самом засекреченном месте для создания корпоративных структур, показало, что скрыть сегодня по-настоящему ничего нельзя. Как, впрочем, и купить. Не исключено, что эта утечка была последним «панамским предупреждением». И теперь начинается игра в прятки на выживание.
Сотрудники и сотрудницы налоговых инспекций на территории России могут расслабиться. 1 июля 2016 года закончился срок приема так называемых «спецдеклараций» - налоговых деклараций об имуществе за границей. Граждане могли задекларировать четыре вида такого имущества: недвижимость, ценные бумаги, КИКи (контролируемые иностранные компании), а также банковские счета и вклады в иностранных банках.
Такие декларации можно было предоставить по-разному. Например прийти в налоговый орган по месту жительства и принести сведения на бумаге, а можно было приехать в Москву и навестить центральный офис ФНС в доме 23 по улице Неглинной. Или вообще никуда не ездить и даже не ходить, а нанять для этого уполномоченного – спецпредставителя, так сказать, для подачи спецдекларации.
Сами декларанты сдаваться не торопились. В сводках новостей из регионов не было известий о том, как толпы богатых жителей, желающих заявить о своих домиках на берегу Средиземного моря ломятся в офисы налоговых инспекций.
Информационный кнут
Изначально у налоговой амнистии был другой дедлайн. Она проводилась с 1 июля по 31 декабря 2015 года, и в ней приняли участие около 200 человек. В этом смысле «попытка 2015» не отличалась от других мероприятий пересмотреть правила финансовой игры, предпринимавшихся в разное время в России.
В свое время «модным направлением» были попытки установить тотальную систему контроля за расходами - чтобы ловить «клиента» при попытке потратить деньги на приобретение чего-то дорогого (недвижимость, украшения, автомобили). Несмотря на логичность такого подхода, для государства в России это оказалось нерешаемой задачей. На практике реальный контроль такого типа можно вести лишь при наличии настоящей фискальной армии - большого количества налоговых инспекторов. В России создавать такую армию нет никакого смысла - прежде всего из-за плоской шкалы обложения личных доходов, которая предельно упрощает их администрирование.
А все попытки превратить в налоговых агентов продавцов дорогих товаров на практике представляют собой банальную иллюстрацию акции из серии «пчелы против меда». Нет никакой силы, способной остановить продавца. Самой громкой попыткой такого рода были изменения, внесенные в Налоговый кодекс в 1998 году и отмененные в 2003 году.
Ужасный итог, как это ни странно, не обескуражил организаторов амнистии. Они решили продлить ее на первое полугодие 2016 года. Сначала никто не понял, зачем было принято такое решение, в том числе и потенциальные «декларанты». К примеру, к марту этого года во всем Приамурье наличие зарубежного имущества задекларировал только один налогоплательщик, несмотря на то, что по сведениям налоговых декларации, поданных по итогам 2015 года, около 40 амурчан получили доход, превышающий 100 миллионов рублей.
Глава военного комитета НАТО Роб Бауэр призвал готовиться к войне с Россией. Он посчитал, что полномасштабный конфликт может разразиться в ближайшие два десятилетия.
Ходили на рынке и слухи о том, что в начале года один персонаж попытался использовать амнистию. Он указал невесть откуда появившиеся у него миллиарды, а затем перевел их в Россию. Банк просьбе контролирующих инстанций (не было ясно, то ли это налоговая, которой перешли функции налогового контроля, то ли ЦБ) деньги заблокировали. Подобная информация грозила окончательно дискредитировать всю идею амнистии.
Цифры, далекие от поражающих
Прозрение наступило весной. В мае представители ФНС России подписали Международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, в которое входят 80 юрисдикций. Пока, конечно, это бумажное соглашение, и никакого автоматизма там нет. Но к 2018 году российские налоговики обещают сделать его настоящим, заключив двусторонние соглашения со странами-участниками и отладив процедуры информационного обмена. После чего пытливый налоговый инспектор оперативно сможет проверить поданные гражданами декларации по счетам в своей системе. По физическим лицам будут предаваться остатки на начало и конец года. А по оффшорам станут полностью прозрачными все операции для налоговых служб всех стран участников. Информацию будут передавать банки – сами отражая, кому конкретно принадлежит та или иная компания или обычный счет. Таким образом не надо отправлять запросы наугад – кредитные учреждения сами «разденут» своих клиентов, подчинившись воле законодателей. А им есть что терять – дорогое имя, репутация, и штрафы, исчисляемые миллионами для банков, которые стали последнее время чуть ли не регулярными, заставят скрупулезно выверять и заполнять требуемые формы. Кстати, когда сходную систему запускала Америка для своих граждан, число банков в Швейцарии уменьшилось чуть ли не в двое – мелкие не могли себе позволить такую бумажную волокиту. Оставшиеся уже натренированы, а их клиенты уже потихоньку свыкаются с мыслью стать эксбиционистами. Судя по всему, российские власти специально продлили амнистию, выведя ее сроки за время подписания соглашения.
Куда более неясным выглядит происхождение другой информационной бомбы - утечке «панамского досье». Коллекция документов о фирмах, учредителях, с копиями документов должна убедительно продемонстрировать, что представление о конфиденциальности сегодня - не более чем фигура речи, если хоть какие-то сведения попадают на электронные носители. Независимо от причин и обстоятельств появления «панамагейта» у большой группы журналистов, ее зловещая тень нависла над всеми любителями скрытных финансовых операций. Какое влияние оказали два этих события на динамику декларирования, пока не ясно.
Есть и еще одна причина, почему деклараций стало больше. При продлении сторонники амнистии указывали законодателям на множественные противоречия, когда декларант мало того что попадал под пристальный взгляд налоговых служб и должен был доплачивать налоги за 2015 год, так он еще и подставлял себя под другие штрафы. Одним из существенных моментов была потенциальная проверка на нарушения валютного законодательства, которое грозило штрафом от 75% до 100% суммы операции. Например, инвесторам нельзя продавать акции с зачислением средств на зарубежные счета, а кто-то продал – изволь всю сумму отдать в счет государства… Так вот, среди многих других моментов именно этот исправили. Таким образом налоговая амнистия снимала претензии у граждан, которые проводили какие-то операции за рубежом вплоть до момента подачи декларации.
«Российская газета» со ссылкой на Федеральную налоговую службу сообщает, что «темпы подачи специальных деклараций, освобождающих граждан, физлиц, от уголовной ответственности «по амнистии капиталов», существенно выросли». По нашим данным, в этом году в центральное отделение ФНС было подано около 4000 деклараций.
159, 171, 174
Прощению подлежат лишь простые правонарушения. Например, уклонение от уплаты налогов или таможенных пошлин, нарушение валютного контроля. Признаваться в них имеет смысл лишь в случае, если человек не хочет платить больших штрафов, которые могут составлять и 100% от суммы выявленного правонарушения.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил об отказе сообщества вести войну с РФ и поддержке Украины.
Под амнистию не попадают и три цифры - 159, 171 и 174. Это номера статей Уголовного кодекса, которые определяют наказание за основные экономические преступления - «мошенничество» (159), «незаконное предпринимательство» (171) и «отмывание капитала» ( 174). Это серьезная рамка, которая может оказаться непреодолимым препятствием для большого количества ныне пристойных «отцов города» и «матерей отечества». Никогда не знаешь какие скелеты могут вывалиться из шкафа, даже если пытаешься навести косметический порядок в своих делах. История Отечества на протяжении последних десятилетий была слишком турбулентной, а правила отбора в бизнесе и политике - слишком жестокими. А никакой другой национальной элиты нет…
В Кремле об этом прекрасно отдают отчет. И не особо переживают, что угроза разоблачения может достигнуть действительно большую рыбу. Те же утечки из панамского досье прекрасно иллюстрируют, что времена, когда члены семьи Ельциных (или Назарбаевых) лично расплачивались в магазинах именными кредитными карточками, выпущенными зарубежными банками, ушли в прошлое безвозвратно. У крупных игроков «холдинговые матрешки» сложны настолько, насколько это нужно, чтобы скрыть и происхождение, и систему вращения денежных средств. Не говоря уже о том, чтобы использовать эти документы в каких-либо судах. И в любом случае все данные замкнутся просто на доверенных физических лиц, не связанных родственными связями с ответственными лицами. В этом смысле, как ни странно, система финансовых связей в самом крупном и респектабельном бизнесе может быть очень похожей на такую систему внутри мафиозного клана, где также предпочитают верное слово, бумажным или (тем более) электронным документам.
Очевидными жертвами принятых мер станут банки, которые будут вынуждены отказываться от специфических финансовых операций. Как показывает практика, такие операции составляют порой значительную долю в обороте даже самых солидных кредитных учреждений, а попытки очистить оборот банка от серых операций ведет к потере им платежеспособности. Но именно эту задачу сегодня решает руководство Центрального банка, которое настроено весьма беспощадно, и не воспринимает размер банка как ограничивающий фактор. За последний год лицензии лишилось примерно пятая часть всех российских банков. И это далеко не предел. Одновременно вырастет спрос на отмывку денег в самой России. Помимо классической схемы с недвижимостью, это может привести к росту вложений в венчуры и технологические стартапы, позволяющие эффективно инвестировать черную наличность и получать на выходе белый кэш в результате IPO.
Но главной политической причиной нынешней амнистии может быть простое желание ликвидировать образовавшийся «навес компромата». Дело в том, что нынешняя система декларирования имущества и доходов не предполагает механизма их одновременной легализации (что совершенно правильно). Соответственно, у чиновника не просто нет ощутимого стимула декларировать свои доходы, но зато существует вполне реальный страх оказаться под уголовным преследованием. И, что особенно важно, в этом случае бегство за кордон может оказаться бесполезным, так как за многие из подобных деяний наказание на Западе может оказаться еще более жестким, чем на родине. Но это совсем не означает, что такую информацию за (относительно) небольшую цену нельзя получить у специалистов. Более того, за последние годы рынок этих услуг оказался фактически «уберизован» - здесь есть много агентов с хорошей репутацией, которые мгновенно могут получить и выполнить любой заказ на поиск, извлечение и упаковку всей необходимой информацией. В нужный момент.