Версия // Культура // 45 лет альбому «Wired»» и композиции «Led Boots» неповторимого Джеффа Бека

45 лет альбому «Wired»» и композиции «Led Boots» неповторимого Джеффа Бека

9566

Провода за вуалью


Фото: commons.wikimedia/Grant Gouldon
В разделе

2020-й год дал нам много поводов для вспоминаний музыкальных шедевров и их юбилеев (см. ссылки далее). Учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, конца которой, к сожалению, пока не видно, мы, как могли, старались «сглаживать» нашими исследованиями культовых (юбилейных по датам их выхода) музыкальных альбомов непростые «времена ковидушки».

С течением времени стало совершенно очевидно, что ничто не может заменить живой концерт музыкального коллектива или артиста (хоть ты обвспоминайся). Но найденный выход из положения, как нам кажется, может хоть немного компенсировать такие временные потери и неудобства и порадовать читателей в Новом году.

Уверяем, последующий 2021-й будет не менее непредсказуемым, насыщенным и интересным! И начнем мы его с исследования одного из ключевых дисков 1976-го года от незабвенного Джеффа Бека. Речь пойдет о пластинке 1976 года под названием «Wired», ставшей наряду с опусом «Blow By Blow» (1975) одной из ключевых вех не только в гитарной инструменталистике, но и в развитии такого стилистически изощренного музыкального направления, как джаз-рок и шире (в дальнейшем) – фьюжна.

Джефф родился в июне 1944 года. Он с детства проявлял к игре на гитаре недюжинный интерес, поэтому его дальнейшее обучение владению инструментом в Уимблдонском музыкальном колледже выглядело весьма закономерным. Уже в возрасте 20 лет Джефф был ведущим гитаристом в ансамбле Tridents, а когда впоследствии он заменил Эрика Клэптона в Yardbirds и стал играть вместе с Джимми Пейджем, то в результате их сотрудничества возник один из самых впечатляющих гитарных дуэтов в классическом роке! Бек проработал в Yardbirds два продуктивных года, которые характеризуются тягой к музыкальным экспериментам, ставшим с тех пор фирменным отличием Джеффа.

Как было отмечено выше, обращение к исследованию музыкальных талантов нынешнего героя статьи Джеффа Бека будет вполне уместным в плане освежения в памяти выдающихся музыкальных шедевров в наших спонтанно придуманных «рок- и поп-ковидных обзорах». Оно ведет свое начало с середины далеких 1960-х годов (точнее с 1964 года), когда работы таких гитарных «тяжеловесов» как Эрик Клэптон, Лесли Уэст и их коллег уже начинали делать «погоду» в музыкальных чартах, а сумасшедшие кассовые сборы на концертах и при продажах пластинок входят в обиход большого шоу-бизнеса.

Еще весной 2020 года (то есть уже почти год назад!!) мы говорили о том, что «пребывание в закрытом пространстве и отсутствие любых публичных культурно-массовых мероприятий, как ничто иное способствует пересмотру и перепросмотру сделанного, достигнутого, прослушанного, прочитанного, съеденного, выпитого…» и так далее. Никуда не торопясь, нам довелось вспомнить вместе с вами если «не все», то многое. Например, изыски стиля кантри-рок. Возможно, кто-то прислушался к нашим рекомендациям и вспомнил музыку других коллективов, вроде Motorhead, Sonic Youth или юбилей шедевральных во всех отношениях опусов «Help!» The Beatles или «Immigrant Song» Led Zeppelin.

Что ж, видимо, повторение «пройденного» не завершено. В какое возможное коллективное умопомрачение выльется очередная «волна» ковидушки, непонятно! Континент Европа (особенно ее западная и южная части) пока «идёт» впереди планеты всей по темпам введения новых локдаунов, что объясняется (в том числе) преобладанием пожилого по возрасту населения среди этих стран и их защитой от коварного вируса, чье происхождение остается все также покрытым мраком неизвестности! Некоторые мудрые люди уже заранее придумали себе различные креативные занятия (допустим, окончив курсы татуировки, лозоплетения, макраме, аэрографии или йоги) на тяжелый случай возможного введения новых карантинов и проведения времени с пользой.

Так и Джефф Бек никогда не любил терять время попусту. После своего ухода в конце 1966 года из Yardbirds он некоторое время играл сольно, а к зиме 1967 года уже созрел до того, чтобы сформировать собственный музыкальный коллектив Jeff Beck Group (JBG), куда пригласил таких звезд как Род Стюарт (вокал), Рон Вуд (бас-гитара), ударника Рэя Кука (которого после сменил Мики Уоллер). Повыступав на разогреве у Роя Орбисона, команда не снискала больших лавров. Поэтому, когда к ним органично «влился» клавишник Ники Хопкинс, в таком незаурядном составе JBG поехали на сольные гастроли за океан, где триумфально «тряханули» Штаты, представив публике свои альбомы «Truth» (1968) и «Beck-Ola» (1969). Фишка была в том, что во время концерта Джефф не только разыгрывал традиционные ритм-энд-блюзовые стандарты, но и неслабо их «инвольтировал», доводя звук до хард-рокового «жесткача», что по понятным причинам в 1968 и 1969 годах встречалось публикой «на ура», придав музыкантам звездный статус!

Поэтому немудрено, что к началу 1970-х у Бека появились далеко идущие планы по реорганизации своего детища, из которого, кстати, в 1969 ушли Род Стюарт и Рон Вуд (в Faces). К примеру, Джефф планировал пригласить для сотрудничества музыкантов из прославленных Vanilla Fudge. Но таким планам, к сожалению, не суждено было сбыться, так как Джефф угодил в тяжелую автомобильную аварию и чудом выжил. Лечение заняло продолжительное время, но по приходу в себя Джефф начинает музицировать и записывает пластинку «Rough and Ready» (1971), о которой он после вспоминал с неохотой, так как считал, что травмы после аварии не дали ему развернуться в полную силу.

К концу 1971 года Бек восстановился, вновь реформировал JBG и привлек к работе знаменитого барабанщика Кози Пауэлла (Rainbow, Rodert Plant, Whitesnake, ELP, Black Sabbath), басиста Клайва Чепмена, клавишника Макса Миддлтона и вокалиста Боба Тенча. Итогом работы новой «реинкарнации» JBG стал «The Jeff Beck Group» (1972), о котором авторитетный музыкальный журнал Classic Rock отозвался как об «очередном разноплановом и талантливом сборнике прифанкованного металла, записанного одним из самых новаторских, значимых и независимых рок-гитаристов. К сожалению, этот мощный и резкий гибрид двух не вполне сочетаемых стилей зачастую недооценивают». А зря, добавлю от себя, так как считаю, что никто лучше Бека не смог передать неповторимый «дух времени» (нем. «zeitgeist»), который буквально можно «расслушать» с каждым его альбомом.

Впоследствии Бек менял состав JBG каждые два года полностью, совмещая игру на лид-гитаре с вокалированием, где ему нередко помогал тот же Род Стюарт. В альбомах Бека принимали участие самые различные музыкальные звезды: барабанщик Кармин Эпписи, басист Тим Богарт, клавишник Джен Хаммер, основатель собственной школы, барабанщик Терри Боззио и другие. По сути, вся дискография Джеффа Бека представляет собой собрание отличных проектов-экспериментов с различными течениями: рока, джаза, арта, прогрессива и даже фанка.

Jeff Beck – трейлер (Фото: Роман Егоров)
Jeff Beck – трейлер (Фото: Роман Егоров)

В общем, изобретательно наращивая свой уникальный музыкальный потенциал, Бек к середине 1970-х годов сумел весьма широко раздвинуть рамки гитарно-инструментального жанра, что не только укрепило со временем репутацию Джеффа, но и поставило его в ряд с самыми значимыми музыкантами современности, такими как Джими Хэндрикс, Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор, Гэри Мур. Знаковыми считаются две сольные работы Бека этого периода, об одной из которых, а именно об альбоме «Wired» 1976 года, которому исполняется в 2021 году 45 лет, мы и поговорим в дальнейшем.

Если «Blow By Blow» 1975 года стал очень сильным, так как был выдержан в стилистике тогда только входившего в моду синтеза джаз-рока и фьюжна, то искомый «Wired» (1976) умудрился, на мой взгляд, еще более приподнять планку музыкального мастерства Бека. Саунд-продюсирование Джорджа Мартина вновь привело к странным сочетаниям, которыми изобиловал предыдущий диск с его жгучим эротизмом, помноженным на холодную романтику и бронебойные риффы. Перед нами снова предстал редкий пример инструментального альбома, который смог пробиться в британский Топ-40, где в то время блистали работы таких знаменитостей, как Pink Floyd, Bad Company, Status Quo, Led Zeppelin, Queen и прочих грандов.

Джордж Мартин высоко отзывался о виртуозной игре Бека в одном из своих интервью. Он отмечал своеобразие подхода Бека к гитарной музыке. В отличие от музыкантов, всю жизнь играющих музыку одного стиля, Джефф свободно перемещается по горизонтам хард-рока, джаза, фанка, иногда даже играя музыку из опер. Скромность Бека также вошла в легенду, ибо, несмотря на его очевидное влияние на уже несколько поколений музыкантов, Джефф остается как бы «неуверенным» во всем, что касается его таланта…

Пластинка стала восьмой по счету у Бека. Помимо него самого, прекрасно справившегося с гитарой и акустической гитарой, в записи «Wired» приняли участие: Макс Миддлтон – clavinet, Fender Rhodes; Ян Хаммер сыграл на синтезаторе и ударных на «Blue Wind»; Нарада Майкл Уэлден – на ударных на «Led Boots», «Come Dancing», «Sophie» и «Play With Me» и на фортепиано в «Love Is Green»; Уилбор Бэскомп сыграл на бас-гитаре; Ричард Бэйли – на ударных на «Goodbye Pork Pie Hat» и «Head for Backstage Pass»; Эд Грин – на вторых ударных на «Come Dancing». Звукоинженерами стали аж пятеро специалистов: Пит Хендерсон, Деннис Маккей, Джон Миллс, Джон Аррайес, Стивен Сэпер. Джефф Эмерик был приглашен в качестве инженера микширования.

Именно благодаря их общим усилиям родились все песни, включая заглавную напористую «Led Boots», более отстраненные и не такие забористые «Come Dancing», кавер «Goodbye Pork Pie Hat» (авторства знаменитого Чарльза Мингуса), «Head The Backstage Pass», вполне метафоричные «Blue Wind» и «Sophie», уходящие в по-своему медитативные «Play With Me» и финальную «Love Is Green». Соответственно (помимо Мингуса), четыре песни принадлежат Нараде Майклу Уэлдену, по одной Яну Хаммеру и Уилбору Бэскомпу/Энди Кларку.

Все композиции пластинки звучат крепко и слаженно, но настраивают не на металлическое рубилово, а скорее на философский лад и размышления о потаенных смыслах жизни, текущих по ее подчас запутанным проводам (от англ. «Wired» - «Проводной»), напоминая работы Джона Маклафлина и его Mahavishnu Orchestra, либо музыку других корифеев прог-рока, подчас «баловавшихся» с джазом, как Cactus. Обложка альбома решена в черном цвете, где стоит сине-бело-голубая фигура Бека со «смазанной» гитарой. Автором фотографии для обложки стал Люк Хьюи, а ее дизайнерами: Эдвин Ли, Джон Берг и Роберт Байро.

Джефф Бек в 1973 году
(Фото: commons.wikimedia/Jean-Luc Ourlin)
Джефф Бек в 1973 году (Фото: commons.wikimedia/Jean-Luc Ourlin)

Любопытно, что нежелание Бека играть по современным правилам шоу-бизнеса с его «раскруточными» пиар-компаниями и подозрительность по отношению к поп-культуре, которую он называет «дьявольским бизнесом», отвращение к «звездности», занятия правозащитной деятельностью привели к тому, что миллионы людей просто не знают о его существовании. Например, он с ходу отказался от предложения стать одним из героев подростковой компьютерной игры «Guitar Hero». Периоды активной концертной деятельности сменялись у него полными уходами со сцены, затворничеством в английской глубинке, где Джефф «полировал» свои коллекции старых автомобилей, раритетных гитар, ирландского виски и репетировал в гостиной своей усадьбы…

Резюмируя статью, расскажу о том, как мне довелось однажды побывать на московском концерте Бека, когда он приехал в столицу в июле 2010 года в первый и пока единственный раз с программой «Emotions&Commotions»! Бек дал пресс-конференцию, где блеснул остроумными ответами и позже отыграл в концертном зале «Crocus City Hall» великолепную полуторачасовую программу. Мастерство, нежность и чуткость обращения Бека с гитарой были видны невооруженным глазом. Аудитория просто внимала, наслаждаясь каждым аккордом Маэстро, который сыграл в основном песни периода последних 10-15 лет с «Who Else!» и позже. В своей фирменной безрукавке, концертных штанах с маршальскими лампасами и сапогах Джефф был неотразим!

Не отставали от него и музыканты «support band». Помимо клавишника Джейсона Ребелло, державшегося несколько в тени, я уверен, что всем запомнилась белоснежная папаха знаменитого джазового барабанщика Нарады Майкла Уолдена и сексуальный черный «прикид» басистки Ронды Смит. Таланты приглашенных музыкантов сполна проявились во время их сольных номеров, когда каждый из них сыграл по одному собственному треку. Мне запомнились своей живостью игра Уолдена и весьма энергичный фанковый сет на басу от Ронды Смит. Ее высокотехничная и артистичная манера игры на басу стала одним из реальных украшений концерта Бека в Москве. Что, кстати, неудивительно. Ибо еще сам Принс отмечал таланты Ронды, чей мелодичный голос мог варьироваться от нежности до внятного рычания.

Помимо вышеупомянутых «прелестей», в репертуар концерта Джеффом были включены притяжеленная (по сравнению с альбомной записью) «Led Boots» и более развязная «Blast From The East», классически сыгранная «Rollin’and Tumblin’», очень живая «I Want To Take You Higher», на которой многие подпели Маэстро, известная «Somewhere Over The Rainbow». В конце Бек ритуально поменял белый Fender Stratocaster на Gibson Les Paul черного цвета, сыграв трибьют Лес Полу, композицию 1949 года «How High The Moon». На «бис» Джефф приберег кавер на песню The Beatles «A Day In The Life», «прочитав» ее по-своему, и порадовал мелодичнейшей собственной версией «Nessun Dorma».

В итоге Бек дал вволю поиграть всем музыкантам, предоставляя им даже право заканчивать за него некоторые музыкальные темы. Могло показаться, что он подустал к середине своего сета, стал «подхалтуривать». Но, по-моему, такой подход ничуть не вышел у него «боком»! Джефф выступил в целом просто блестяще (для тогдашних 65 лет!), показав высочайший класс при некоторых плохих «минах» (а может, так было и задумано?). Поэтому у меня остались только положительные эмоции, каковых желаю всем читателям «Нашей Версии» в наступившем Новом 2021 году, так же как новых отличных концертов и музыкальных записей!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.01.2021 14:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх